насос системы жидкостного охлаждения двигателя
Классы МПК: | F01P5/10 подача жидкого охладителя; устройство насосов для него |
Автор(ы): | Плеханова Т.П. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Ирбитский мотоциклетный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-03-26 публикация патента:
10.07.1997 |
Использование: в двигателестроении, в частности в насосах жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: насос системы жидкостного охлаждения двигателя с передней крышкой картера содержит корпус, крышку насоса, вал, термостатную коробку, подводящие и отводящие коробки и привод насос расположен соосно оси коленчатого вала и соединен с передней крышкой картера двигателя при помощи прессовой посадки, термостатная коробка размещена на крышке насоса, а привод последнего выполнен в виде ведущей шестерни механизма газораспределения, связанный с коленчатым валом через шайбу крепления, снабженную профильным углублением и выполненную с возможностью зацепления с хвостовиком вала насоса, имеющим профиль, соответствующий форме профильного углубления. Изобретение обеспечивает повышение надежности и простоты привода насоса, его установки и крепления на двигателе. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Насос системы жидкостного охлаждения двигателя с передней крышкой картера, содержащий корпус, крышку насоса, вал, термостатную коробку, подводящие и отводящие патрубки и привод, отличающийся тем, что насос расположен соосно с осью коленчатого вала двигателя и соединен с передней крышкой картера двигателя при помощи прессовой посадки, термостатная коробка размещена на крышке насоса, а привод последнего выполнен в виде ведущей шестерни механизма газораспределения, связанный с коленчатым валом через шайбу крепления, снабженную профильным углублением и выполненную с возможностью зацепления с хвостовиком вала насоса, имеющим профиль, соответствующий форме профильного углубления.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к насосам систем жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Известна конструкция насоса системы жидкостного охлаждения, корпус которого соединен с картером двигателя, где выполнены приводящий и отводящий патрубки, а привод насоса осуществляется индивидуальным механизмом. (См. заявку 6424411 Япония кл. F 0 1 P 5/10.)Но подобные конструкции имеют дополнительные детали привода, сложна их установка внутри картера, кроме того, при нарушении геометричности уплотнения возможно попадание охлаждающей жидкости в моторное масло, что недопустимо. Задачей изобретения является повышение надежности и простоты привода насоса, его установки и крепления на двигателе. Задача решается за счет того, что насос располагается соосно оси коленчатого вала и соединен с передней крышкой картера двигателя при помощи прессовой посадки, а привод насоса осуществляется непосредственно от коленчатого вала. На чертеже представлен разрез по передней крышке картера двигателя и насосу системы охлаждения. Насос 1 системы жидкостного охлаждения соединен прессовой посадкой с передней крышкой 2 картера двигателя 3. В крышке насоса 4 выполнена статная коробка 5 с термостатом 6, закрытым крышкой 7, в ней же расположены всасывающий патрубок 8, соединенный с радиатором, канал 9, сообщающий всасывающую полость насоса с термостатной коробкой, патрубок 10 соединенный с блоком цилиндров. На крышке термостатной коробки 7 выполнен патрубок 11 соединяющий термостатную коробку с радиатором. В передней крышке 2 картера двигателя выполнен канал 12, соединяющий нагретую полость насоса с блоком цилиндров. Канал 9 закрыт сливной пробкой 13. Насос 1 расположен соосно оси коленчатого вала 14, на хвостовике которого при помощи шайбы 15 и болта 16 закреплена ведущая шестерня 17 механизма газораспределения. Шайба 15 расположена в проточке шестерни, вместе с которой соединена с коленчатым валом 14 при помощи шпонки 18. Шайба 15 имеет профильное углубление, например, в виде паза, квадрата или шестигранника, в зацеплении с которым находится хвостовик вала насоса 19, имеющий такой же профиль. Во избежание попадания охлаждающей жидкости в моторное масло насос имеет уплотнение как со стороны крыльчатки 20, так и со стороны привода 21. При низкой температуре охлаждающей жидкости основной клапан термостата закрыт и жидкость циркулирует по каналу 9, минуя радиатор. Когда температура охлаждающей жидкости достигнет точки срабатывания термостата, дополнительный клапан термостата 22 перекрывает канал 9 и жидкость циркулирует через радиатор. Привод насоса непосредственно от коленчатого вала позволяет также снизить габариты двигателя и его массу.
Класс F01P5/10 подача жидкого охладителя; устройство насосов для него