теплообменник системы жидкостного охлаждения двигателя мотоцикла с боковым прицепом
Классы МПК: | F01P11/10 направление, подвод или отвод охлаждающего воздуха от теплообменников "жидкость - воздух" F01P5/00 Подача охлаждающего воздуха или жидкого охладителя |
Автор(ы): | Плеханова Т.П. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Ирбитский мотоциклетный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-03-09 публикация патента:
10.07.1997 |
Использование: в системах жидкостного охлаждения двигателя. Сущность изобретения: теплообменник содержит радиатор с вертикальным ходом жидкости, установленный за ним дефлектор с потокообразующим кольцом и вентилятором и устанавливается между мотоциклом и боковым прицепом, перед радиатором установлена стабилизирующая решетка, выполненная в виде трехгранной асимметричной пирамиды, вершина которой расположена в зоне наибольших скоростей потока воздуха, движущегося между мотоциклом и боковым прицепом, и имеет сквозные горизонтальные прорези различной ширины. Потокообразующее кольцо дефлектора и вентилятор смещены к нижнему бачку. Изобретение обеспечивает уменьшение габаритов радиатора и снижение затрат на его обдув. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Теплообменник системы жидкостного охлаждения двигателя мотоцикла с боковым прицепом, расположенный между последними, содержащий радиатор с верхним и нижним бачками с вертикальным ходом жидкости, дефлектор с потокообразующим кольцом и вентилятор, размещенный за радиатором по ходу движения потока воздуха, отличающийся тем, что радиатор выполнен двухходовым с перегородкой, разделяющей нижний бачок, а потокообразующее кольцо дефлектора и вентилятор смещены к нижнему бачку, причем перед радиатором установлена стабилизирующая решетка, выполненная в виде трехгранной асимметричной пирамиды со сквозными горизонтальными прорезями различной ширины, а вершина пирамиды расположена в зоне наибольших скоростей потока воздуха.Описание изобретения к патенту
Известны радиаторы, имеющие кожух с потокообразующим кольцом и размещенным в нем вентилятором. Подобное исполнение не позволяет использовать особенности аэродинамики мотоцикла с боковым прицепом для эффективного теплообмена в решетке радиатора, размещаемого между мотоциклом и боковым прицепом. Целью изобретения является уменьшение габаритов радиатора, размещаемого между мотоциклом и боковым прицепом, и снижение затрат мощности на его обдув. Указанная цель достигается за счет повышения эффективности теплообмена в решетке радиатора путем снижения турбулентных пульсаций в потоке воздуха и стабилизации его движения в пограничной фронтальной поверхности радиатора зоне и решетке радиатора. На фиг. 1 представлен предлагаемый радиатор, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид спереди; на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 1. Радиатор 1 теплообменника состоит из решетки 2, верхнего бачка 3 и разделенного перегородкой 4 нижнего бачка 5, на котором расположены подводящий 6 и отводящий 7 штуцеры. За радиатором по ходу движения потока воздуха установлен дефлектор 8 с потокообразующим кольцом 9 и вентилятором 10. Перед радиатором установлена стабилизирующая решетка 11, имеющая по всей высоте сквозные горизонтальные прорези 12. Одной из особенностей мотоцикла с боковым прицепом является сложность движения встречного потока воздуха в свободном пространстве между мотоциклом и боковым прицепом. При движении мотоцикла в этом пространстве создается зона повышенных скоростей движения воздуха за счет направляющего воздействия на набегающий и обтекающие потоки передней части кузова бокового прицепа, щитка переднего колеса, выступающих частей двигателя, мотоцикла и тела водителя. Обтекающий поток воздуха турбулентен, трехмерен, характеризуется наличием большого количества областей отрыва потока, наличием сильных вихрей в спутной струе. Кроме того, на общую картину потока влияет близость земли. Поток, движущийся в передней части свободного пространства между мотоциклом и боковым прицепом, смещается вниз за счет воздействия бокового прицепа. Для стабилизации и распределения потока в пограничной фронтальной поверхности радиатора зоне и в решетке радиатора 2 перед радиатором установлена стабилизирующая решетка 11, имеющая форму трехгранной пирамиды, вершина которой 13 расположена в зоне небольших скоростей потока воздуха. Прорези 12 в решетке 11 имеют максимальную ширину в зоне наибольших скоростей потока воздуха, а следовательно, и наибольшее сопротивление. За счет разности сопротивлений в решетке 11 происходит выравнивание потока по скорости и направлению в пограничной фронтальной поверхности радиатора зоне и на входе в решетки радиатора 2. Расположение теплообменника системы охлаждения в зоне повышенных скоростей потока воздуха при наличии элементов стабилизации позволяет повысить эффективность теплообмена в решетке радиатора и снизить его габариты. Наличие дефлектора 8 с потокообразующим кольцом 9, смещенным к нижнему бачку 5, позволяет стабилизировать поток на выходе из решетки радиатора 2 и, используя эжекцию обтекающего потока воздуха, движущегося между мотоциклом и боковым принципом, снизить затраты мощности на обдув радиатора.Класс F01P11/10 направление, подвод или отвод охлаждающего воздуха от теплообменников "жидкость - воздух"
Класс F01P5/00 Подача охлаждающего воздуха или жидкого охладителя