корпус судна (варианты)
Классы МПК: | B63B3/00 Конструкции корпусов B63B25/12 в закрытых цистернах (танках) |
Патентообладатель(и): | Еремеев Валентин Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-01-10 публикация патента:
20.07.1997 |
Использование: судостроение, при строительстве, ремонте и модернизации судов для жидких и сыпучих грузов. Сущность изобретения: в корпусе судна установлены два горизонтальных полуцилиндра, соединенных перемычкой, соединенных с палубой, а также с днищем - через лекала, связанные с рамными шпангоутами стойками и раскосами. Выше главной палубы продолжением полуцилиндров служат обычные плоские борта с поперечной системой набора - до грузовой палубы. Возможно различное выполнение торцов горизонтальных полуцилиндров: в виде примыкающих вертикальных полуцилиндров с плоскими днищами или наклонной плоской стенки с набором. Предусмотрена также возможность установки одного горизонтального полуцилиндра, преимущественно, для морских судов, с таким же оформлением торцевых частей, как и при двух полуцилиндрах. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Корпус судна, содержащий наружную обшивку, набор, главную и грузовую плоские палубы, продольную и поперечные переборки и внутреннюю обшивку в виде двух установленных горизонтально полуцилиндров, соединенных между собой перемычкой на уровне главной палубы или ниже ее, и бортовой обшивки с набором, соединенной с грузовой палубой, отличающийся тем, что носовой и кормовой торцы горизонтальных полуцилиндров выполнены в виде вертикальных полуцилиндров, имеющих плоское днище на уровне главной плубы или ниже ее. 2. Корпус по п.1, отличающийся тем, что перемычка выполнена в виде полуцилиндра с кривизной, обратной кривизне полуцилиндров внутренней обшивки, при этом в носовой оконечности перемычка переходит на конус. 3. Корпус судна, содержащий наружную обшивку, набор, главную и грузовую плоские палубы, носовой и кормовой коффердамы, продольную и поперечные переборки и внутреннюю обшивку в виде двух установленных горизонтально полуцилиндров, соединенных с грузовой палубой посредством бортовой обшивки, отличающийся тем, что горизонтальные полуцилиндры продлены до переборок коффердамов, при этом в оконечностях между главной и грузовой палубами установлены наклонно, под углом 30o к горизонту, плоские стенки с набором. 4. Корпус судна, содержащий наружную обшивку, набор, главную и грузовую плоские палубы, переборки и внутреннюю обшивку в виде одного установленного горизонтально полуцилиндра, соединенного с грузовой палубой посредством бортовой обшивки с набором, отличающийся тем, что торцевые участки внутренней обшивки выполнены в виде соединенного с горизонтальным полуцилиндром вертикального полуцилиндра или в виде плоской стенки с набором, установленной между главной и грузовой палубами наклонно, под углом 30o к горизонту.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при проектировании, строительстве, ремонте и модернизации судов, перевозящих жидкие и сыпучие грузы. В настоящее время эксплуатируется много танкеров с одинарными бортами и днищем, не соответствующих действующим Правилам Регистра и требованиям по охране окружающей среды. Толщины обшивки таких судов уже подходят к предельно допустимым по износу исходя из условий прочности. Известен принятый в качестве ближайшего аналога корпус судна, содержащий наружную обшивку, набор, главную и грузовую плоские палубы, продольную и поперечные переборки и внутреннюю обшивку в виде двух установленных горизонтально полуцилиндров, соединенных между собой перемычкой на уровне главной палубы или ниже ее, а также бортовой обшивки с набором (US, пат. N 5263428, B 63 B 3/00, 1993 г.)Предложенное изобретение предназначено для решения задачи устранения недостатков известных конструкций при проектировании новых судов и продлении эксплуатации физически изношенных и потенциально опасных для природы судов. Технический результат достигается тем, что в известном корпусе судна носовой и кормовой торцы горизонтальных полуцилиндров выполнены в виде вертикальных полуцилиндров, имеющих плоское днище на уровне главной палубы или ниже ее. При этом перемычка может быть выполнена в виде полуцилиндра с кривизной, обратной кривизне полуцилиндров внутренней обшивки, причем в носовой оконечности перемычка переходит на конус. Технический результат может быть также достигнут продлением горизонтальных полуцилиндров до переборок коффердамов и установкой в оконечностях между главной и грузовой палубами наклонно, под углом 30o к горизонту, плоских стенок с набором. Кроме того, для достижения технического результата внутренняя обшивка может быть выполнена в виде одного установленного горизонтально полуцилиндра, торцевые участки которого выполнены в виде соединенного с горизонтальным вертикального полуцилиндра или в виде плоской стенки с набором, установленной между главной и грузовой палубами наклонно, под углом 30o к горизонту. Устройство поясняется чертежом, где изображено: фиг. 1 продольный разрез судна по диаметральной плоскости; фиг. 2 план судна (со снятой условно грузовой палубой); фиг. 3 мидельшпангоут холостой; фиг. 4 - мидельшпангоут рамный; фиг. 5, 6 вариант с наклонной кормовой стенкой. Корпус судна включает в себя два горизонтальных полуцилиндра 1 (или один для морских судов), имеющих в сечении половину или несколько меньшую часть круга или эллипса, связанных между собой на уровне главной палубы или ниже ее горизонтальной технологической перемычкой 2, и двух вертикальных полуцилиндров 3, стыкующихся с горизонтальными на поперечных проницаемых переборках 4 (конечные из числа переборок 5). Полуцилиндры приварены к главной палубе 6 и связаны с днищем посредством лекал 7, вваренных в стойки и раскосы на рамных шпангоутах, поперечных и продольных непроницаемых и проницаемых переборок. Выше главной палубы горизонтальные полуцилиндры и переборки продолжаются обычной плоской конструкцией до высоты, обеспечивающей грузовместимость судна и стыкуются с грузовой палубой 8. В зависимости от удифферентовки судна носовой вертикальный полуцилиндр может устанавливаться непосредственно на главную палубу. Криволинейная перемычка показана пунктиром на фиг. 3 и фиг. 4. Горизонтальные полуцилиндры 1 могут быть продлены до переборки коффердама, а грузовая палуба соединена с главной наклонными, под углом 30o к горизонту, плоскими стенками 9, 10 с набором. При модернизации судов с одинарными бортами и днищем главная палуба 6 вырезается по овалу или прямоугольнику с сохранением прилегающих к бортам частей, поднимается на высоту, обеспечивающую грузовместимость, и фиксируется. Обрезаются по шаблону фермы и поперечные переборки, кроме 4, устанавливаются лекала 7, днища вертикальных полуцилиндров 3, горизонтальная перемычка 2, а на них заготовленные и сваренные заранее на всю ширину полотнища полуцилиндров 1. Устанавливаются шахты для вентиляции междудонного пространства, наращиваются переборки и борта до соединения с поднятой палубой 8. Общая прочность корпуса за счет увеличения высоты эквивалентного бруса повышается в полтора раза, что приводит к возможности эксплуатации судов до остаточной толщины обшивки, значительно меньшей допустимой для однокорпусных судов. Например, применительно к танкерам проекта 1754 это приводит к продлению их службы на 15 20 лет. Применение полуцилиндров позволяет отказаться от холостого набора, что снижает металлоемкость судна в целом на 7 10%
Конструкция технологична, позволяет использовать прогрессивные методы строительства и обладает хорошей ремонтопригодностью. На основе предложения разработан и согласован с инспекцией Регистра проект модернизации танкера пр. 1754.
Класс B63B3/00 Конструкции корпусов
Класс B63B25/12 в закрытых цистернах (танках)