разгруженный сильфонный компенсатор
Классы МПК: | F16L51/03 с двумя или более сильфонами F16J3/04 сильфоны |
Автор(ы): | Кулухов В.И., Преображенский И.И. |
Патентообладатель(и): | Товарищество с ограниченной ответственностью Научно- производственное предприятие "Тарк" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-11-14 публикация патента:
20.07.1997 |
Использование: строительство трубопроводов. Сущность изобретения: в разгруженном сильфонном компенсаторе на фланцах закреплены три соосных сильфона. Разгрузочные тяги размещены с наружной стороны двух сильфонов и проходят внутри третьего, большего по диаметру сильфона. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Разгруженный сильфонный компенсатор, состоящий из трех соосных сильфонов, двух одинаковых боковых и среднего с эффективной площадью, равной сумме эффективных площадей боковых сильфонов, снабженных соответственно фланцами, разгрузочными тягами, установленными по образующей с наружной стороны сильфонов и попарно соединяющими внешние фланцы с противоположными внутренними фланцами, отличающийся тем, что разгрузочные тяги расположены по образующей с наружной стороны боковых сильфонов и внутри среднего сильфона. 2. Компенсатор по п.1, отличающийся тем, что разгрузочные тяги внутри среднего сильфона изолированы от рабочей среды гибкими элементами, например, сильфонами или шлангами, соединенными с внутренними фланцами непосредственно или через промежуточные патрубки. 3. Компенсатор по п.1, отличающийся тем, что эффективная площадь среднего сильфона равна сумме эффективных площадей двух боковых сильфонов и изолирующих элементов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области компенсирующих устройств и защитной амортизации машиностроения и может быть использовано во всех отраслях техники для компенсации деформации газопроводов, паропроводов, воздухопроводов, присоединяемых к амортизируемым механизмам в качестве виброизолирующего элемента. В соответствие с каталогом фирмы "ГИДРА" ("HYDRA") Expansion Ioins, 1973 г. известны конструкции загруженных сильфонных компенсаторов, состоящих из соосно расположенных сильфонов с присоединенными фланцами, загрузочными тягами без шарнирных узлов или направляющих патрубков, выполняющих одновременно функции загрузочных элементов. Основным недостатком этих конструкций является возможность компенсации только осевых перемещений трубопроводов и механизмов. Наиболее близким техническим решением является конструкция разгруженного сильфонного компенсатора в соответствии с а.с. СССР N 156390, кл. F 16 L 51/03, 1962, принятого в качестве прототипа. В указанном изобретении описано устройство сильфонного компенсатора, предназначенного для восприятия деформаций, возникающих от теплового расширения трубопроводов, погрешностей монтажа, а также для снижения вибрационных и динамических нагрузок, передающихся от амортизированных энергетических установок. Этот компенсатор выполнен в виде сильфонов, концентрически расположенных внутри третьего, соединительных переходных патрубков, плавающей гильзы, помещенной внутри сильфонов меньшего диаметра, внутренних и наружных фланцев и разгрузочных тяг, установленных по образующей с наружной стороны сильфонов и попарно соединяющих внешние фланцы с противоположными внутренними фланцами, имеющими на концах сферические шайбы. Известно, что при создании современных энергетических установок с высокими параметрами рабочей среды (пара) возникает необходимость создания средств защитной амортизации, одним из элементов которой является сильфонный компенсатор. Сильфонный компенсатор в своем конструктивном исполнении должен содержать элементы, которые компенсируют деформации, возникающие от теплового расширения трубопроводов, погрешностей монтажа, воспринимают знакопеременные статические и динамические деформации (осевое сжатие-растяжение, сдвиг и изгиб), крутящие моменты, уменьшают уровень вибраций, передающихся по трубопроводу, а также защищают от эрозивного износа внутренние слои многослойного сильфона и уменьшают гидравлическое сопротивление компенсатора. В указанном сильфоном компенсаторе в соответствии с а.с. СССР N 156390 имеется существенный недостаток, влияющий на работоспособность и ресурс, а также на вес и габаритные размеры компенсатора. Это проявляется в том, что конструктивное расположение разгрузочных тяг по образующей с наружной стороны сильфонов значительно увеличивает вес и габариты компенсатора, а также величины изгибающих моментов, передаваемых на фланцы при воздействии внутреннего давления рабочей среды. Снижение нагрузок на фланцы наиболее актуально в конструкциях сильфонных компенсаторов, установленных в паропроводах атомных электрических станций (АЭС), где при резких изменениях давления рабочей среды, в момент аварийного пуска и остановки паротурбинной установки, возможна разгерметизация фланцевых соединений и, как следствие, авария в паропроводной системе. В разработанных и поставляемых промышленностью конструкциях сильфонных компенсаторов (Dу450) допустимые нагрузки (напряжения) во фланцах обеспечиваются путем увеличения их толщин. Однако создание сильфонных компенсаторов на более высокие параметры рабочих сред и условные проходы (Dу>450) путем дальнейшего увеличения толщины фланцев становится технически и экономически нецелесообразным из-за значительного увеличения весогабаритных характеристик и стоимости конструкций, а также в ряде случаев невозможного их изготовления промышленностью. Задачей настоящего изобретения является уменьшение габаритных размеров и массы сильфонного компенсатора, повышение его надежности при эксплуатационных нагрузках. Необходимый технический результат достигается тем, что в известной конструкции разгруженного сильфонного компенсатора, состоящего из трех соосных сильфонов, двух одинаковых боковых и среднего с эффективной площадью, равной сумме эффективной площади боковых сильфонов, снабженных соответственно фланцами, разгрузочными тягами, установленными по образующей с наружной стороны сильфонов и попарно соединяющих внешние фланцы с противоположными внутренними фланцами, введены следующие усовершенствования:разгрузочные тяги расположены по образующей с наружной стороны боковых сильфонов и внутри среднего сильфона;
разгрузочные тяги внутри среднего сильфона изолированы от рабочей среды гибкими элементами, например сильфонами или шлангами, соединенными с внутренними фланцами непосредственно или через промежуточные патрубки;
эффективная площадь среднего сильфона равна сумме эффективных площадей двух боковых сильфонов и изолирующих элементов. Расположение разгрузочных тяг по образующей с наружной стороны боковых сильфонов и внутри среднего сильфона позволяет за счет уменьшения плеча (диаметра расположения тяг) уменьшить нагрузку (величину изгибающего момента) на фланцы от внутреннего диаметра рабочей среды и тем самым увеличить надежность и ресурс конструкции. При таком расположении тяг отпадает необходимость увеличения наружных диаметров фланцев (боковых и внутренних) за пределы среднего сильфона для крепления шарнирных узлов. Кроме того, такое расположение тяг позволяет снизить толщину фланцев, массу и габаритные размеры компенсатора. Изоляция разгрузочных тяг внутри среднего сильфона гибкими элементами, например сильфонами или шлангами, соединенными с внутренними фланцами непосредственно или через промежуточные патрубки, обеспечивает герметичность компенсатора в зоне установки тяг при воздействии внутреннего давления рабочей среды; перемещениях фланцев относительно друг друга; воздействии внешних статических и динамических нагрузок на компенсатор. Эффективная площадь среднего сильфона, определяемая как сумма эффективных площадей двух боковых сильфонов и изолирующих элементов, равна
Fэфср= 2Fэфбок+Fэфизh
где F"aср эффективная площадь среднего сильфона,
F"aбок эффективная площадь бокового сильфона,
F"aиз эффективная площадь изолирующего элемента,
h количество изолирующих элементов (равное количеству тяг). Эффективная площадь любого сильфона определяется
где Dвн внутренний диаметр сильфона,
Dн наружный диаметр сильфона. Равенство эффективной площади среднего сильфона сумме эффективных площадей двух боковых сильфонов и изолирующих элементов обеспечивает разгрузку сильфонного компенсатора. Это достигается путем равновесия распорных усилий, действующих в компенсаторе при внутреннем давлении среды, т.е. сумма всех распорных усилий в компенсаторе равна нулю.
или
Qср-2Qбок-Qизn=0
где Qср,Qбок,Qиз распорные усилия,
P внутреннее давление среды. Условие равновесия распорных усилий является основным требованием при создании разгрузочных сильфонов компенсаторов. От равновесия распорных усилий в решающей степени зависят характеристики компенсатора. Если сумма всех распорных усилий равна нулю, компенсатор не передает при эксплуатации усилия на опоры трубопроводов и механизмов и тем самым обеспечивает снижение затрат на строительство трубопроводных систем и механизмов. На чертеже изображена в продольном разрезе конструкция предлагаемого сильфонного компенсатора. Компенсатор состоит из внешних 1 и внутренних 2 фланцев, соединительных патрубков 3,4,5, боковых 6 и среднего 7 сильфонов, разгрузочных тяг 8, гибких элементов сильфонов 9. Разгрузочные тяги 8 имеют шарнирные узлы, состоящие из упорных шайб 10, самоцентрирующихся кулачков 11 и опорных гаек 12. Разгрузочные тяги 8, воспринимающие распорные усилия, попарно соединяют внешние фланцы 1 с противоположными внутренними фланцами 2. Шарнирные узлы на концах тяг устраняют изгиб тяг 8 при сдвиге и изгибе компенсатора, а также снижают сдвиговую и изгибную жесткость компенсатора. Для уменьшения гидравлического сопротивления и эрозивного износа сильфонов внутри компенсатора установлены консольные направляющие патрубки 13 и 14, не препятствующие работе компенсатора. Защитные кожухи 15 и 16 предохраняют сильфоны от наружных повреждений
Предложенная конструкция сильфонного компенсатора позволяет воспринимать статические и динамические деформации (сжатие-растяжение, сдвиг и изгиб), вызванные тепловыми расширениями трубопровода, погрешностью монтажа и вибрацией амортизированных механизмов. Предложенная конструкция сильфонного компенсатора обеспечивает получение компенсаторов с меньшими габаритными размерами и массой, повышенной надежностью. Кроме того, предложенное техническое решение позволяет создавать сильфонные компенсаторы на более высокие параметры рабочих сред и условные диаметры (Dу>450). Предложенная конструкция сильфонного компенсатора позволит найти новое решение в качестве гибкого виброизолирующего элемента в паропроводах АЭС с высокими параметрами рабочей среды при создании современных энергетических установок, а также обеспечит перспективу широкого использования конструкции в судостроении, газовой и нефтяной и других отраслях промышленности.
Класс F16L51/03 с двумя или более сильфонами