устройство для отбора мощности от колес транспортного средства
Классы МПК: | B60K25/08 от ходовых колес, например путем зацепления с протектором колеса или ободом |
Автор(ы): | Павлов Игорь Леонидович, Радьков Владимир Федорович |
Патентообладатель(и): | Павлов Игорь Леонидович, Радьков Владимир Федорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-05-04 публикация патента:
27.07.1997 |
Использование: в устройствах для отбора мощности от колес транспортного средства для привода различных механизмов, агрегатов, например насосов, компрессоров, генераторов, деревообрабатывающих машин и т.д. Сущность изобретения: устройство содержит основание с односторонним уклоном 3 со стороны наезда приводных колес транспортного средства, упор для колес транспортного средства, закрепленные на основании попарно барабаны 4 для установки колес транспортного средства, стопор, блокирующий составной барабан со стороны наезда колес транспортного средства. Основание выполнено разборным в виде двух пластин 1 с грунтозацепами 2, на каждой из которых закреплено параллельно между собой по составляющей каждого барабана для установки колес, выполненной длиной, превышающей ширину колеса транспортного средства, при этом барабаны каждой пары соединены между собой валом с возможностью относительного перемещения пластин основания в вертикальной и горизонтальной плоскостях и вдоль оси барабана. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Устройство для отбора мощности от колес транспортного средства, содержащее основание с односторонним уклоном со стороны наезда приводных колес транспортного средства, закрепленные на основании попарно барабаны под каждое колесо с длиной, большей ширины колеса, одни из которых, соосно расположенные, связаны кинематически между собой валом, а также стопор, блокирующий барабан со стороны уклона для наезда транспортного средства, отличающееся тем, что основание выполнено разборным в виде двух пластин с грунтозацепами, на каждой из которых смонтирована соответствующая пара барабанов для установки колес, кинематическая связь барабанов с валом выполнена шарнирной для относительного перемещения пластин в вертикальной и горизонтальной плоскостях и вдоль вала или в виде гибкого вала.Описание изобретения к патенту
Предполагаемое изобретение относится к устройствам для отбора мощности от колес транспортного средства и может быть использовано в качестве привода различных механизмов, агрегатов и так далее. Известно устройство для отбора мощности от колес транспортного средства, содержащее телескопический рычаг, шарнирно закрепленный на раме транспортного средства, пластину с роликами, шарнирно закрепленную на свободном конце рычага с возможностью устанавливаться в рабочем положении на поверхности колеи транспортного средства и связанную с исполнительным органом. В рабочем положении устройство раскладывается на земле, и транспортное средство въезжает на пластину так, что колесо одной из двух полуосей ведущего моста транспортного средства устанавливается на ролики, привода затем их в движение и, далее, сблокированный с ними исполнительный орган [1]Недостатком этого устройства является то, что с роликами взаимодействует колесо только одной из двух полуосей ведущего моста транспортного средства, что приводит к повышенному износу сателлитов дифференциала, их перегреву и заклиниванию при продолжительной работе кроме того, конструкция устройства предусматривает только стационарное закрепление на транспортном средстве. Известно устройство для отбора мощности от колес транспортного средства, содержащее основание с односторонним уклоном со стороны наезда приводных колес транспортного средства, выполненное в виде металического каркаса, заполненного бетоном, упор для колес транспортного средства в виде горизонтально установленного на основании ролика, два параллельно установленных на основании составных барабана, взаимодействующих с колесами транспортного средства, шнек для удаления грязи от колес, механизм дистанционного включения шнека и стопор для блокирования одного из составных барабанов при въезде транспортного средства на основание, выходной вал и цепную передачу, связывающую последний с составным барабаном [2]
Недостатками этого устройства являются:
большие размеры и масса из-за неразборного, цельного основания и жестко соединенных составных барабанов длиной, прерывающей ширину транспортного средства, что затрудняет эксплуатацию устройства в бытовых условиях, на ограниченных площадях для работы, при хранении, при перевозке;
неэкономичность низкий коэффициент полезного действия невозможность одно и то же устройство настраивать на базовые расстояния различных типов транспортных средств, а также отсутствие возможности настраивать устройство на различные нагрузки исполнительных органов;
неудобство в эксплуатации из-за того, что затруднено стопорение за счет ввода в зацепление зубчатого колеса составного барабана и стопора, закрепленного на основании, так как вероятность попадания зубьев колеса во впадины стопора составляет 50% а относительное из смещение требует дополнительного поворота приводных колес;
невысокая надежность из-за отсутствия блокировки составного барабана, связанного с исполнительным органом, при сходе транспортного средства с устройства. Предлагается устройство для отбора мощности от колес транспортного средства, содержащее основание с односторонним уклоном со стороны наезда ри водных колес транспортного средства, упор для колес транспортного средства, закрепленные на основании составные барабаны для установки колес транспортного средства, стопор, блокирующий составной барабан со стороны наезда колес транспортного средства. Основание выполнено разборным, в виде двух пластин с грунтозацепами, на каждой из которых закреплено параллельно между собой по составляющей барабанов для установки колес, выполненной длиной, превышающей ширину колеса транспортного средства, при этом составляющие одного из барабанов соединены между собой валом с возможностью относительного перемещения пластин в вертикальной, горизонтальной плоскостях и вдоль оси барабана. Составляющие барабанов установлены на пластинах с возможностью изменения межосевого расстояния, а стопор выполнен в виде сжимающихся колодок и установлен на всех составляющих барабанов. Составляющая одного из барабанов выполнена в виде двух усеченных круглых конусов, сходящихся меньшими сечениями на цилиндрической круглой средней части. Отличие предложенной конструкции устройства от известного заключается в том, основание выполнено разборным, в виде двух пластин с грунтозацепами, на каждой из которых закреплено параллельно между собой по составляющей барабанов для установки колес, выполненной длиной, превышающей ширину колеса транспортного средства, при этом составляющие одного из барабанов соединены между собой валом с возможностью относительного перемещения пластин в вертикальной, горизонтальной плоскостях и вдоль оси барабана. Составляющие барабанов установлены на пластинах с возможностью изменения межосевого расстояния. Стопор выполнен в виде сжимающихся колодок и установлен на всех составляющих барабанов. Составляющая одного из барабанов выполнена в виде двух усеченных круглых конусов, сходящихся меньшими сечениями на цилиндрической круглой средней части. Техническим результатом предлагаемого решения является универсальность устройства, снижение потерь энергии, уменьшение массы и удобство эксплуатации. Предлагаемое устройство позволяет регулировать расстояние между пластинами в соответствии с базовым расстоянием транспортного средства и выбирать оптимальное межосевое расстояние между составляющими барабанов в зависимости от диаметра приводных колес, веса транспортного средства и величины нагрузки исполнительного органа. Возможность регулирования расстояния между пластинами позволяет одно и то же устройство настраивать на базовые расстояния различных типов транспортных средств или использовать лишь одну из пластин при отборе мощности от одного приводного колеса, например, от мотоцикла или велосипеда. Возможность регулирования межосевого расстояния между составляющими барабанов позволяет настраивать устройство на различные нагрузки исполнительных органов и исключает лишние затраты энергии, что экономит топливо транспортного средства или снижает прикладывание мышечные усилия. Разборная конструкция и небольшой вес устройства позволяют легко его транспортировать и хранить. Возможность относительного перемещения пластин в вертикальной и горизонтальной плоскостях снижает требования к точности взаимного расположения пластин и, следовательно, к рельефу местности. За счет того, что стопор выполнен в виде сжимающихся колодок и установлен на всех составляющих барабанов, гарантировано надежное фиксирование последних в любом их положении, в том числе составляющей, связанной с исполнительным органом, что создает удобства при эксплуатации и обеспечивает безопасность работ. Наличие составляющей барабана, выполненной в виде двух усеченных круглых конусов, сходящихся меньшими сечениями на цилиндрической круглой средней части, позволяет обеспечить устойчивое положение транспортного средства на основании во время работы и повысить надежность устройства в эксплуатации. Вышесказанное подтверждает универсальность предлагаемого устройства, позволяет снизить потери энергии и уменьшить массу устройства. На фиг. 1 показан общий вид устройства; на фиг. 2 вид справа; на фиг. 3 вид сверху; на фиг. 4 разрез В-В. Устройство для отбора мощности от колес транспортного средства содержит разборное основание, состоящее из двух пластин 1 с грунтозацепами 2, с односторонними уклонами 3 со стороны наезда колес транспортного средства. На пластинах 1 закреплено параллельно между собой по составляющей каждого барабана 4. Одна из составляющих выполнена в виде двух усеченных круглых конусов 5, сходящихся меньшими сечениями на цилиндрической круглой средней части 6. Каждая составляющая барабанов 4 установлена в двухподшипниковых опорах 7, причем опоры 7 барабана 4 со стороны въезда транспортного средства неподвижны на пластинах 1, а противоположные опоры 7 могут перемещаться на пластинах 1, сохраняя параллельность осей барабанов 4 и фиксироваться в разных положениях. На подшипниковых опорах 7 закреплены стопоры 8. Стопор 8 выполнен в виде двух колодок 9, посаженных на ось 10. Ось 10 неподвижно закреплена на опоре 7. На одной из колодок 9 имеется скоба 11, на другой кронштейны 12 с замком 13. Две составляющие одного из барабанов 4 соединены валом 14 при помощи муфт 15 с возможностью относительного перемещения пластин 1 в вертикальной, горизонтальной плоскостях и вдоль оси барабана 4. Относительное перемещение пластин 1 может быть обеспечено парой шарнирных муфт, гибким валом и т.п. На опорах 7 барабана 4, наиболее удаленного от уклонов 3, закреплены упоры 16, выполненные в виде роликов. Работа устройства осуществляется следующим образом. На колее транспортного средства устанавливают пластины 1 основания так, чтобы грунтозацепы 2 были обращены вниз, а колеса ведущего моста находились напротив уклонов 3. Затем регулируют расстояние между пластинами 1 основания в соответствии с базовым расстоянием транспортного средства. В случае, когда отбор мощности производят от одного приводного колеса транспортного средства, устанавливают одну из пластин 1 основания. В зависимости от величины нагрузки исполнительного органа, веса и диаметра приводных колес транспортного средства регулируют межосевое расстояние между барабанами 4 за счет перемещения подвижных подшипниковых опор 7 с последующей их фиксацией. Стопорами 8, путем зацепления замков 13 одной из колодок 9 со скобой 11 другой колодки 9 фиксируют барабан 4 со стороны подачи транспортного средства. Затем подают транспортное средство на основание до упоров 16 и соединяют устройство с исполнительным органом. Замки 13 выводят из зацепления со скобами 11, после чего устройство готово к работе. После завершения работы стопорами 8 блокируют барабаны 4 и удаляют транспортное средство с устройством. Для транспортировки устройства пластины 1 разъединяют с валом 14. Было проведено опробование предлагаемого устройства, подтвердившее его универсальность. Проводился отбор мощности от автомобиля ВАЗ 2102, мотоцикла и велосипеда "Кама" на горизонтальной площадке и площадке с неровной поверхностью. В разобранном виде устройство легко размещается в багажнике легкового автомобиля. Возможна перевозка также и на велосипеде. Вес устройства не превышает 30 кг. Регулирование межосевого расстояния между составляющими барабанов позволяет съэкономить при средних и малых нагрузках до 50% топлива.
Класс B60K25/08 от ходовых колес, например путем зацепления с протектором колеса или ободом