подшипник качения

Классы МПК:F16C33/30 детали подшипников качения 
Патентообладатель(и):Гиляров Петр Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1994-12-28
публикация патента:

Использование: в машиностроении, для подшипников качения, работающих с твердой смазкой. Сущность изобретения: подшипник качения содержит наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, установленные между ними тела качения, размещенные между разделительными элементами сепаратора, соединенного с расположенными с зазором в желобе кольца скребками для перемещения порошка твердосмазочного материала. Разделительные элементы выполнены в виде отдельных деталей, жестко соединенных в одно целое с кольцевидными элементами сепаратора с образованием между кольцевидными элементами и телами качения осевых зазоров для возможности свободного перемещения тел качения в осевых направлениях. Упомянутые элементы выполнены как одно целое и из одного твердого материала со скребком для перемещения порошка твердосмазочного материала. Это упрощает конструкцию подшипника качения. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, сепаратор из двух жестко соединенных в одно целое кольцевидных элементов и разделительных элементов, образующих гнезда, размещенные в последних и на дорожках качения тела качения и расположенные с зазором в желобе кольца и на разделительных элементах сепаратора скребки для перемещения порошка твердосмазочного материала, отличающийся тем, что каждый упомянутый скребок выполнен за одно целое с соответствующим разделительным элементом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой в области высоких и низких температур.

Наиболее близким по технической сущности является подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, сепаратор из двух жестко соединенных в одно целое кольцевидных элементов и разделительных элементов, образующих гнезда, размещенные в последних и на дорожках качения тела качения и расположенные с зазором в желобе кольца и на разделительных элементах сепаратора скребки для перемещения порошка твердосмазочного материала [1]

Основным недостатком указанного известного подшипника качения является то обстоятельство, что в нем сепаратор удерживается в подшипнике телами качения. Это увеличивает количество позиций-одноименных деталей в указанном известном подшипнике качения и, тем самым, усложняет конструкцию подшипника.

Технический результат изобретения упрощение конструкции, уменьшение общего количества позиций одноименных деталей.

Это достигается тем, что в подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, сепаратор из двух жестко соединенных в одно целое кольцевидных элементов и разделительных элементов, образующих гнезда, размещенные в последних и на дорожках качения тела качения и расположенные с зазором в желобе кольца и на разделительных элементах сепаратора скребки для перемещения порошка твердосмазочного материала, каждый упомянутый скребок выполнен за одно целое с соответствующим разделительным элементом.

На фиг. 1 общий вид, продольный разрез; на фиг. 2 вид по стрелке "С" на фиг. 1; фиг. 3 разрез 1-1 на фиг. 1.

Предлагаемый подшипник качения содержит наружное 9 и внутреннее 10 кольцо, в которых выполнены желоба 7 и 8 с дорожками качения 11 и 12, сепаратор 2 из двух жестко при помощи заклепок 18 соединенных в одно целое кольцевидных элементов 16 и 17 и разделительных элементов 3, образующих гнезда, размещенные в последних и на дорожках качения 11 и 12 тела качения 1 и расположенные с зазором 21 в желобе 7 наружного кольца 9 и на разделительных элементах 3 сепаратора 2 скребки 5 для перемещения порошка твердосмазочного материала. Каждый скребок 5 выполнен за одно целое с соответствующим разделительным элементом 3.

Разделительные элементы 3 сепаратора 2 выполнены с возможностью свободного перемещения тел качения 1 в радиальных, по стрелкам "А" и "Б" направлениях.

Выполненные в виде отдельных деталей 23, жестко посредством заклепок 18, соединенных в одно целое с кольцевидными элементами 16 и 17 сепаратора 2 его разделительные элементы 3, выполненные с образованием между кольцевидными элементами 16 и 17 и телами качения 1 осевых зазоров 24 и 25 для возможности свободного, неограничиваемого кольцевидными элементами 16 и 17, перемещения тел качения 1 в осевых, по стрелкам "Ц" и "Д", направлениях, выполнены, каждый из них, как одно целое и из одного твердого материала со скребком 5 для перемещения порошка твердосмазочного материала. Между бортами 26 и 27 наружного кольца 9 и сепаратором 2 выполнены радиальные зазоры 28 и 29 для возможности взаимодействия сепаратора 2 с бортами 26 и 27 при трении скольжения, при возможных перекосах оси сепаратора 2 относительно оси Х-Х наружного кольца 9.

При возникновении в предлагаемом подшипнике качения усилий, под действием которых сепаратор 2 будет стремиться сдвинуться в осевом направлении, по стрелке "С" или по стрелке "Д", выполненные как одно целое с разделительными элементами 3 скребки 5, расположенные в желобе 7, удержат сепаратор 2 в подшипнике.

Возможность свободного перемещения тел качения 1 в радиальных, по стрелкам "А" и "В", направлениях и в осевых, по стрелкам "С" и "Д", направлениях исключает возможность заклинивания сепаратора 2 в желобе 7, т.к. от тел качения 1 на сепаратор 2 не будут передаваться ни радиальные, ни осевые нагрузки.

В корпус установленного в подшипниковый узел предлагаемого подшипника качения вводят небольшое количество порошка твердосмазочного материала, например, графита. При работе предлагаемого подшипника качения на горизонтальном валу, усилие втирания в дорожку качения 11 порошка твердосмазочного материала скребком 5, находящимся внизу, образуют массу сепаратора 2 с составляющими с ним одно целое всеми скребками 5, и масса части тел качения 1, т.к. они соединены с сепаратором 2 с возможностью совместного вращения. Поэтому в нижнюю часть дорожки качения 11 порошок будет втираться скребками 5. И если вращается наружное кольцо, то, следовательно, на всей дорожке качения 11 будет образовываться пленка твердого смазочного материала. Эта пленка твердого смазочного материала с дорожки качения 11 будет переноситься затем на поверхности тел качения 1, а с них на дорожку качения 12 внутреннего кольца и на взаимодействующие с телами качения 1 поверхности разделительных элементов 3 сепаратора 2. Возможное, в принципе, трение сепаратора 2 с борта 26 и 27 наружного кольца 9 также будет происходить в условиях присутствия порошка твердосмазочного материала. Таким образом, обеспечивается работа предлагаемого подшипника качения в режиме смазывания его порошком твердого смазочного материала.

Подшипник качения по изобретению может найти применение в работающих в условиях высоких температур, при небольших частотах вращения подшипниковых узлах отдельных видов металлического оборудования, например, в пластинчатых конвейерах, а также в отдельных видах другого оборудования, например, в обжиговых вагонетках кирпичных и керамических заводов. Такие подшипники должны выполняться с увеличенными радиальными зазорами и осевой игрой.

Класс F16C33/30 детали подшипников качения 

способ изготовления детали подшипника качения и деталь подшипника качения -  патент 2446227 (27.03.2012)
способ монтажа защитного кожуха на подшипник качения в центробежной машине -  патент 2406892 (20.12.2010)
подшипник качения -  патент 2262014 (10.10.2005)
способ изготовления комбинированного подшипника -  патент 2229041 (20.05.2004)
подшипник качения -  патент 2097614 (27.11.1997)
подшипник качения -  патент 2079742 (20.05.1997)
подшипник качения -  патент 2037076 (09.06.1995)
Наверх