способ работы двигателя внутреннего сгорания по замкнутому циклу
Классы МПК: | F02B47/10 циркуляция выхлопных газов в замкнутых или полузамкнутых контурах, например с одновременной присадкой кислорода F02B75/10 двигатели со средствами для обезвреживания выхлопных газов |
Автор(ы): | Сайданов Виктор Олегович, Дыбок Василий Васильевич |
Патентообладатель(и): | Сайданов Виктор Олегович, Дыбок Василий Васильевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-01-12 публикация патента:
10.08.1997 |
Использование: в машиностроении, в частности в двигателестроении, в способах работы двигателей внутреннего сгорания по замкнутому циклу. Сущность изобретения: способ работы позволяет повысить эффективность работы за счет одновременной очистки отработанной смеси от продуктов сгорания путем контакта со щелочно-земельным металлом и жидким углеводородным топливом с поглощением выделяющейся теплоты. Изобретение обеспечивает повышение эффективности очистки отработанной смеси путем утилизации теплоты оперативных газов, теплоты экзотермических реакций и сокращения расхода щелочно-земельного металла. 1 ил.
Формула изобретения
Способ работы двигателя внутреннего сгорания по замкнутому циклу путем подачи искусственной газовой смеси, состоящей из окислителя (O2), а также H2 и CO, являющихся топливом и наполнителем, и жидкого углеводородного топлива и в цилиндры двигателя, сжигания жидкого топлива и горючих компонентов искусственной газовой смеси с преобразованием энергии смеси продуктов сгорания и наполнителя в полезную работу, очистки отработанной смеси от продуктов сгорания путем контакта со щелочно-земельным металлом с образованием H2 и CO и смешения с окислителем, отличающийся тем, что одновременно с очисткой смеси путем контакта со щелочно-земельным металлом осуществляют очистку смеси путем контакта с жидким углеводородным топливом с поглощением теплоты, выделяющейся при контакте продуктов сгорания со щелочно-земельным металлом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к способам работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) по замкнутому циклу (ЗЦ). Повышение эффективности в предлагаемом способе по сравнению с прототипом достигается тем, что часть отработанной смеси подвергают очистке путем контакта с жидким углеводородным топливом, причем образование Н2 и СО вследствие такой очистки происходит за счет поглощения теплоты, выделяющейся при очистке смеси путем контакта со щелочно-земельным металлом. Таким образом, очистку отработанной смеси от продуктов сгорания с образованием H2 и СО производят путем одновременного осуществления 2-х термохимических процессов: экзотермического процесса взаимодействия со щелочно-земельном металлом согласно реакции (1) и эндотермического процесса взаимодействия с жидким углеводородным топливом согласно реакции (2).где Q1; Q2 тепловые эффекты реакций. Причем, осуществление эндотермической химической реакции (2) конверсии топлива в собственных продуктах сгорания происходит за счет теплоты Q1, выделившейся в результате экзотермической реакции (1), таким образом, температура ИГС после такой комплексной очистки существенно снизится, что позволяет исключить ее дополнительное охлаждение перед подачей в ДВС, а также при применении такой комплексной очистки уменьшится расход щелочного металла. Отличительными (новыми) признаками предлагаемого изобретения по отношению к прототипу являются операция очистки отработанной смеси путем контакта с жидким углеродным топливом, а также одновременность осуществления операций очистки путем контакта со щелочно-земельным металлом и очистки путем контакта с жидким углеводородным топливом с поглощением выделившейся теплоты. Методы очистки отработанной газовой смеси путем контакта с жидким углеводородным топливом достаточно известны. Однако повышение эффективности предлагаемого способа работы ДВС по ЗЦ по отношению к прототипу осуществляется за счет организации очистки отработанной смеси путем контакта со щелочно-земельным металлом и одновременно за счет организации очистки путем контакта с жидким углеводородным топливом с поглощением выделяющейся при первой очистке теплоты для осуществления второй очистки. Предлагаемый способ может быть реализован в установке, схематично представленной на чертеже и включающей в себя ДВС 1 со впускной 2 и выпускной 3 системами, реактор-регенератор отработавших газов (ОГ) ДВС 4, соединенный газовым контуром с одной стороны с ДВС 1, а с другой через топливный теплообменник 5 со смесителем 6, и топливным контуром через теплообменник с топливоподкачивающим насосом 7, который осуществляет подачу топлива в ДВС из бака 8. Кроме того, реактор-регенератор 4 связан с емкостью запаса щелочно-земельного металла 8" и емкостью-накопителем твердой фазы 9, а смеситель 6 связан с емкостью запаса окислителя (О2) 10. Установка оборудована запорно-регулировочной арматурой 11-17. Способ осуществляют следующим образом. При работе ДВС 1 по замкнутому циклу запорные органы 11, 12 закрыты. ОГ ДВС через открытый запорный орган 14 поступают в реактор-регенератор 4, куда также поступают твердый щелочно-земельный металл из емкости 8" и подогретое в теплообменнике 5 жидкое топливо, которое через открытый запорный орган 17 подается топливоподкачивающим насосом 7. В реакторе-регенераторе 4 происходят химические реакции (1, 2) с образованием газовой смеси Н2 и СО и удалением твердой фазы в накопитель 9. Вследствие использования теплоты экзотермической реакции (1) для осуществления эндотермической реакции (2) газовая смесь Н2 и СО на выходе из реактора-регенератора 4 имеет температуру 300-400oC. Далее газовая смесь поступает в теплообменник 5, где ее температура снижается до 20-30oC за счет нагревания жидкого топлива. Дополнительный нагрев топлива до температуры 100-130oC способствует интенсификации реакции (2). H2 и СО поступают в смеситель 6, где смешиваются с поступающим из емкости 10 через открытый запорный орган 15, окислителем и образуют ИГС (O2, H2, CO), которая через открытый запорный орган 13 подается в ДВС, куда также поступает и жидкое углеводородное топливо. Таким образом, предлагаемый способ работы ДВС по ЗЦ за счет очистки отработанной смеси от продуктов сгорания путем контакта с жидким углеводородным топливом, осуществляемого одновременно с контактом со щелочно-земельным металлом, позволяет улучшить эффективность работы по ЗЦ путем утилизации теплоты ОГ, теплоты экзотермических реакций очистки ОГ и сокращения расхода щелочно-земельного металла.
Класс F02B47/10 циркуляция выхлопных газов в замкнутых или полузамкнутых контурах, например с одновременной присадкой кислорода
Класс F02B75/10 двигатели со средствами для обезвреживания выхлопных газов