универсальный шариковый шарнир

Классы МПК:F16D3/26 шарниры Гука или другие соединения с эквивалентным промежуточным органом, к которому каждая из полумуфт присоединяется шарнирно или с возможностью скольжения
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Шарифуллин Раис Махмутович,
Киенко Владимир Михайлович,
Корнилов Юрий Александрович,
Лейес Владимир Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1994-04-26
публикация патента:

Использование: в области машиностроения, в частности в устройствах для соединения валов, расположенных под углом друг к другу, во всех отраслях хозяйства в шарнирных соединениях машин и механизмов. Сущность изобретения: универсальный шариковый шарнир содержит шаровую головку и охватывающий ее корпус, соединительные элементы в виде шариков, расположенных в углублениях корпуса и канавках шаровой головки. Шаровая головка выполнена с наружной сферической поверхностью, на которой в осевой плоскости расположена меридианальная канавка, образованная внутренними вогнутыми тороидальными поверхностями. Корпус имеет внутреннюю цилиндрическую поверхность, переходящую в конусообразную поверхность, сопрягаемую с шаровой головкой и на высоте радиуса шаровой головки имеющего отверстия радиусом, меньшим радиуса опорных шариков. Запорное кольцо предотвращает выпадение шариков. 2 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Универсальный шариковый шарнир, содержащий шаровую головку с канавкой, охватывающий ее корпус соединительные шарики, размещенные в углублениях на внутренней поверхности корпуса и канавке на шаровой поверхности головки, отличающийся тем, что канавка на шаровой головке расположена меридианально в ее осевой плоскости и образована вогнутой тороидальной поверхностью, шаровая головка расположена с ограничением осевого перемещения с одной стороны дном корпуса, а с другой стороны стопорным кольцом, размещенным в торцевой части корпуса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для соединения валов, расположенных под углом друг к другу, и может быть использовано во всех отраслях хозяйства в шарнирных соединениях машин и механизмов.

Известен универсальный шариковый шарнир, содержащий шаровую головку с канавкой полукругового профиля на ее наружной сферической поверхности, охватывающий ее корпус с осевой цилиндрической поверхностью, а также сепаратор с внутренней сферической поверхностью, ответной наружной сферической поверхности шаровой головки, и с наружной цилиндрической поверхностью, ответной осевой цилиндрической поверхности чашки, и с углублениями на внутренней сферической поверхности, а также шарики, расположенные в упомянутых канавках и углублениях.

Недостатком данного шарнира является относительная сложность конструкции и трудоемкость его изготовления.

Задача изобретения упрощение конструкции при сохранении возможностей шарниров и снижение трудоемкости изготовления.

Поставленная задача достигается тем, что в универсальном шариковом шарнире, содержащем шаровую головку с канавкой, охватывающей ее корпус и соединительные шарики, размещенные в углублениях на внутренней поверхности корпуса и канавке на шаровой головке, канавка на шаровой головке расположена меридианально в ее осевой плоскости и образована вогнутой тороидальной поверхностью, шаровая головка расположена с ограничением осевого перемещения с одной стороны дном корпуса, а с другой стороны стопорным кольцом, размещенным в торцевой части корпуса.

На фиг. 1 изображено поперечное сечение шарового шарнира: на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.

Шарнир содержит шаровую головку 1, охватывающий ее корпус 2, установленные между ними шарики 3 и запорное кольцо 4.

Шаровая головка 1 выполнена с наружной сферической поверхностью 5, на которой в осевой плоскости расположена меридианальная канавка 6, образованная внутренними вогнутыми тороидальными поверхностями, радиус тора которой равен радиусу опорного шарика плюс допуск ходовой посадки.

Корпус 2 выполнен с внутренней осевой цилиндрической поверхностью 7, которая переходит в конусообразную поверхность 8, сопрягаемую с шаровой головкой 1. На боковой цилиндрической поверхности 7 корпуса 2 выполнены отверстия 9, радиус которых меньше радиуса шарика 3 минус допуск глухой посадки. В торцевой части корпуса на цилиндрической поверхности 7, перпендикулярно оси вращения корпуса 2, выполнена проточка 10 под запорное кольцо 4 с таким расчетом, чтобы шаровая головка 1 находилась в корпусе 2 между конусообразной поверхностью 8 и стопорным кольцом 4 с ходовой посадкой.

Шарнир собирается следующим образом.

В корпусе 2 в отверстия 9 ударом напрессовываются шарики 3, затем в цилиндрическое отверстие 7 вставляется шаровая головка 1, которая меридианальной канавкой 6 надевается на шарики 3, и затем вставляется запорное кольцо 4 в проточку 10, предотвращающее в некоторых вариантах конструкций выпадение шаровой головки 1 из корпуса 2.

Шарнир работает следующим образом.

При вращении, например, шаровой головки 1, крутящий момент передается через стенки меридианальной канавки 6 на шарики 3, которые передают крутящий момент на корпус 2.

Поскольку в данной конструкции имеется всего четыре типа деталей, она наряду с простотой шарнира, снижает трудоемкость изготовления механизма, обеспечивая все преимущества шаровых шарниров.

Класс F16D3/26 шарниры Гука или другие соединения с эквивалентным промежуточным органом, к которому каждая из полумуфт присоединяется шарнирно или с возможностью скольжения

шарнирная муфта (варианты) -  патент 2526313 (20.08.2014)
карданный механизм -  патент 2499918 (27.11.2013)
шарнирно-поршневой механизм -  патент 2405939 (10.12.2010)
муфта шарнирная -  патент 2377452 (27.12.2009)
система фиксации для подшипниковых втулок в вилке карданного шарнира -  патент 2329416 (20.07.2008)
способ повышения надежности карданных шарниров -  патент 2234008 (10.08.2004)
шарнирная муфта -  патент 2221938 (20.01.2004)
карданный шарнир -  патент 2220338 (27.12.2003)
карданный шарнир -  патент 2215207 (27.10.2003)
карданный вал наземных транспортных средств -  патент 2212345 (20.09.2003)
Наверх