предохранительная муфта

Классы МПК:F16D9/10 с использованием элементов, способных перемещаться после разъединения таким образом, чтобы обеспечить повторное соединение, например выдвижные срезающие штифты
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Коллективное предприятие "Киевтрактородеталь" (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1992-05-20
публикация патента:

Использование: в почвообрабатывающих машинах и служит для защиты рабочих органов и механизмов их привода от поломок при перегрузках, наезде машины на твердые предметы. Сущность изобретения: предохранительная муфта содержит первый 1 и второй 2 фланцы. Срезной штифт 10 размещен в направляющей втулке 11, которая установлена в первом фланце 1. В осевом направлении штифт 10 подпружинен и поджат к упорной поверхности 12 паза 13 листовой пружиной 14. Упорная поверхность 12 паза 13 выполнена криволинейной и обращена выпуклой стороной к штифту 10 и сопрягается с плоскостью 16, параллельной оси штифта и расположенной выше точки касания штифта с упорной поверхностью. Описана форма сечения паза 13. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Предохранительная муфта, содержащая фланец с пазом, имеющим упорную поверхность и фланец с установленными в нем срезным штифтом, конец которого расположен в пазу первого фланца в контакте с упорной поверхностью и средство фиксации штифта в осевом направлении, отличающаяся тем, что упорная поверхность паза выполнена криволинейной и обращена выпуклостью в сторону штифта, штифт расположен в контакте с упорной поверхностью в точке и наибольший габаритный размер срезаемой части штифта больше ширины паза.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что паз в поперечном сечении фланца выполнен прямоугольной формы.

3. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что паз в поперечном сечении фланца имеет форму трапеции, большее основание которой обращено к периферии фланца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к предохранительным муфтам почвообрабатывающих машин, имеющих принудительный привод рабочих органов.

Известна предохранительная муфта по авт. св. СССР N 1639444, кл. F 16 D 9/00, 1991 г. содержащая фланец с пазом, имеющим упорную поверхность, и фланец с установленным в нем срезным штифтом, конец которого расположен в пазу первого фланца в контакте с упорной поверхностью, и средство фиксации штифта в осевом направлении.

Описанное устройство не обеспечивает стабильного удаления срезаемой части штифта, т.к. торец штифта всей своей поверхностью касается упорной поверхности паза, а также из-за заклинивания ее в выходном пазу, что усугубляется заусенцами и неровностями в месте среза. При извлечении штифта из паза наблюдаются большие потери времени.

В основу изобретения поставлена задача усовершенствования предохранительной муфты, в которой путем устранения причин, препятствующих свободному прохождению срезанной части штифта, обеспечивается стабильность ее выбрасывания и за счет этого сокращаются потери времени на обслуживание муфты после среза штифта, увеличивается время работы машины.

Сущность изобретения заключается в том, что в предохранительной муфте, содержащей фланец с пазом, имеющим упорную поверхность, и фланец с установленным в нем срезным штифтом, конец которого расположен в пазу первого фланца в контакте с упорной поверхностью, и средство фиксации штифта в осевом направлении, согласно изобретению, упорная поверхность паза выполнена криволинейной и обращена выпуклостью в сторону штифта, штифт расположен в контакте с упорной поверхностью в точке и наибольший габаритный размер срезаемой части штифта больше ширины паза.

Кроме того, паз в сечении, перпендикулярном оси штифта, выполнен прямоугольной формы.

Помимо этого, паз в сечении, перпендикулярном оси штифта, имеет форму трапеции, большее основание которой обращено к периферии фланца.

Стабильность выброса отрезанной части штифта обеспечивается следующим образом. Упорная поверхность паза выполнена криволинейной и обращена выпуклой стороной к штифту, что сводит к минимуму контакт штифта с упорной поверхностью ( в одной точке фиг. 3). После среза штифта отделяемая его часть легко соскальзывает с выпуклой опорной поверхности (как дробь с шара) и начинается выброс ее из паза.

Возможность заклинивания отрезанной части штифта в плоскости, перпендикулярной оси вращения муфты, устранена тем, что наибольший габаритный размер срезаемой части штифта больше ширины паза. Следовательно, отрезанная часть штифта не сможет заклиниться между боковыми стенками паза.

Выполнение паза в зоне выброса штифта прямоугольной формы (в сечении, перпендикулярном оси штифта) обеспечивает свободный выход отрезанной части штифта из паза при наличии кожуха на муфте, без попадания в паз пыли и грязи. При работе муфты в тяжелых условиях, без кожуха, при периодическом попадании на нее земли и пыли паз выполняется трапецеидальной формы и таким образом, что большее основание трапеции расположено с наружной стороны фланца, что обеспечивает под действием центробежных сил свободный выход отрезанной части штифта из паза.

На фиг. 1 представлен общий вид предохранительной муфты, поперечный разрез; на фиг. 2 то же, вид со стороны срезного штифта; на фиг. 3 и 4 - предохранительный узел муфты, две секущие плоскости; на фиг. 5 и 6 вид паза прямоугольной и трапецеидальной формы для выброса отрезанной части штифта, сечение, перпендикулярное оси штифта.

Предохранительная муфта (фиг. 1, 2) содержит первый фланец 1 и второй фланец 2, собранные с помощью соединительного диска 3, крепежных болтов 4 и гаек 5. Соосность между дисками достигается вхождением торцевого осевого концевика 6 первого диска во внутреннее осевое торцевое отверстие 7 второго диска. Установка муфты на почвообрабатывающей машине и соединение ее с другими узлами производится с помощью шлицевого концевика 8 первого фланца и концевика с внутренними шлицами 9 второго фланца. Между соприкасающимися плоскостями (первый фланец 1 второй фланец 2, первый фланец 1 соединительный диск 3) установлена ходовая или легко ходовая посадка, что обеспечивает при срезе предохранительного штифта 10 свободное скольжение вращающего ведущего диска (1 или 2) относительно неподвижного ведомого диска (2 или 1).

Предохранительный штифт многоразового среза 10 размещен в направляющей втулке 11, которая установлена в первом фланце 1. В осевом направлении штифт 10 (фиг. 1) подпружинен и поджат к упорной поверхности 12 паза 13 листовой пружиной 14 с прорезью, прикрепленной к первому фланцу 1 болтом 15 (фиг. 3). Упорная поверхность 12 паза 13 выполнена криволинейной и обращена выпуклой стороной к штифту 10, причем эта упорная криволинейная поверхность сопрягается с плоскостью 16, параллельной оси штифта и расположенной выше точки касания штифта с упорной поверхностью. Штифт углублен в паз таким образом, что наибольший габаритный размер срезаемой части штифта больше ширины паза (фиг. 4).

Во втором фланце 2 имеется по меньшей мере один паз 13, причем в сечении, перпендикулярном оси штифта, он выполнен прямоугольной формы (фиг. 5). Кроме того, для лучшего удаления отрезанной части штифта паз 13 может быть выполнен трапецеидальной формы, причем большее основание трапеции расположено с наружной стороны фланца (фиг. 6).

Предохранительная муфта работает следующим образом.

При нормальной работе машины крутящий момент от ведущего фланца 1 передается на ведомый фланец 2 (или наоборот) через штифт 10, находящийся одновременно во втулке 11 и пазу 13. От вибраций, особенно при транспортных переездах, штифт удерживается листовой пружиной 14. При возникновении препятствия (для почвообрабатывающей машины это наезд рабочим органом на камень или другой твердый предмет) крутящий момент возрастает и превышает предел прочности штифта на срез. Внутренняя торцевая режущая кромка паза 13 срезает входящую в него часть штифта 10, которая за счет центробежных сил и предложенного конструктивного решения беспрепятственно и свободно выбрасывается из паза. Ведущий фланец 1 продолжает вращаться, не передавая крутящий момент на ведомый фланец 2. После остановки вращения ведущего фланца 1 оператор (тракторист) устраняет препятствие, совмещает оси штифта 10 и паза 13 и, отжав пальцем пружину за свободный конец, вводит штифт в паз 13 до упора в поверхность 12, после чего отпускает пружину 14 и она фиксирует штифт 10 в осевом направлении, всегда стремясь дожать его до упора в поверхность 12.

Предложенное конструктивное решение обеспечивает стабильное выбрасывание срезанной части штифта, а значит уменьшение времени на обслуживание муфты после среза, что увеличивает время работы машины.

Наверх