указатель габарита транспортного средства
Классы МПК: | B60R27/00 Прочее оборудование транспортных средств, транспортные средства или элементы транспортных средств, не отнесенные к другим группам данного подкласса |
Патентообладатель(и): | Белкин Евгений Кивович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-09-02 публикация патента:
20.08.1997 |
Использование: устройство относится к автотранспортной технике и является средством пассивной безопасности. Цель изобретения - предотвращение аварий - наезда сзади на транспортное средство. Данная цель обеспечивается тем, что на хвостовой части транспортного средства закрепляется пространственный элемент, направленный назад от транспортного средства. Он может быть закреплен жестко либо шарнирно на транспортном средстве, может быть выполнен убирающимся в трубку, закрепленную на транспортном средстве, с помощью электродвигателя и тяговых элементов (тросиков). Элемент может быть выполнен надувным, иметь аэродинамическое оперение, опознавательные знаки, может быть выполнен съемным, например для стоянки транспортного средства в гараже. 7 з. п. ф-лы, 20 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20
Формула изобретения
1. Указатель габарита транспортного средства, выполненный по меньшей мере из одного стержневого гибкого упругодеформируемого элемента, ориентированного от данного транспортного средства, основание его закреплено на транспортном средстве, отличающийся тем, что основание закреплено на задней части транспортного средства. 2. Указатель по п.1, отличающийся тем, что стержневой элемент жестко закреплен на кузове или бампере. 3. Указатель по п.1, отличающийся тем, что стержневой элемент представляет собой часть прута, расположенного в трубке, закрепленной на транспортном средстве, например вдоль него, с возможностью перемещения прута в трубке вперед и назад двумя тяговыми элементами, например тросиками, закрепленными соответственно в передней и другой части прута, причем один тяговый элемент закреплен другим своим концом и в рабочем положении намотан в одну сторону на катушку, закрепленную на валике, а другой тяговый элемент закреплен рядом вторым своим концом и намотан на катушку, закрепленную на этом валике, в другую сторону, причем ось трубки и ось валика скрещены между собой, а угол между ними около 90o, трубка выполнена с прорезью для свободного прохода тяговых элементов от прута к катушкам валика, связанного с валом электродвигателя непосредственно или через редуктор, причем вал оснащен тормозом, который совместно с электродвигателем соединен с бортовой электросетью транспортного средства. 4. Указатель по п.1, отличающийся тем, что стержневой элемент закреплен шарнирно на кузове транспортного средства или его бампере и снабжен приводом. 5. Указатель по п.1, отличающийся тем, что стержневой элемент выполнен надувным из эластичного герметичного материала, полость которого соединена с компрессором подачи воздуха с возможностью сворачивания его в нерабочем положении. 6. Указатель по п.1, отличающийся тем, что стержневой элемент выполнен с аэродинамическим оперением. 7. Указатель по п.1, отличающийся тем, что на стержневом элементе установлены флажки, и/или световые отражатели, и/или источники света, соединенные с бортовой электросетью транспортного средства. 8. Указатель по п.1, отличающийся тем, что стержневой элемент выполнен съемным.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортной технике, к средствам повышения безопасности. Известен указатель габарита транспортного средства, выполненный, по меньшей мере, из одного стержневого гибкого упруго-деформированного элемента, ориентированного от данного транспортного средства (см. кн. Автомобили КРАЗ 255В, КРАЗ 255Б, М. 1970, стр.8, рис. 1, 2). Недостатком известного устройства является относительно высокая вероятность наезда на транспортное средство сзади. Известно, что при этом травмируются пассажиры обоих транспортных средств (сотрясение мозга, переломы шейных позвонков, удары тела о кузов автомобиля, выброс тела с мотоцикла), деформируются кузова столкнувшихся транспортных средств. Цель изобретения уменьшение вероятности аварии за счет размещения указателя габарита сзади на транспортном средстве. Указанная цель достигается тем, что основание указателя габарита транспортного средства, выполненного, по меньшей мере, из одного стержневого гибкого упруго-деформируемого элемента, ориентированного от данного транспортного средства, закреплено на задней части транспортного средства. Кроме того, дополнительно отличия могут состоять в том, что:указанный выше стержневой элемент жестко закреплен на кузове или бампере транспортного средства;
указанный выше предмет представляет собой часть прута, расположенного в трубке, закрепленной на транспортном средства, например вдоль него, с возможность перемещения в ней вперед и назад двумя тяговыми элементами, например тросиками (веревками, лесками), закрепленных соответственно в передней и другой части прута, причем один тяговый элемент закреплен другим своим концом и в рабочем положении намотан в одну сторону на катушку, закрепленную на валике, а другой тяговый элемент закреплен рядом вторым своим концом и намотан на катушку, закрепленную на этом же валике, в другую сторону, причем ось трубки и ось валика являются скрещивающимися прямыми, угол между которыми является прямым, а у трубки есть отверстие для свободного прохода тяговых элементов от прута к катушкам валика, который является продолжением вала электродвигателя или соединен с ним через редуктор, причем вал оснащен тормозом, при этом тормоз и электродвигатель питаются и управляются от бортовой электросети транспортного средства;
указанный выше стержневой элемент закреплен шарнирно на кузове (крышке багажника) либо на бампере транспортного средства и имеет привод;
указанный выше стержневой элемент выполнен надувным из эластичного герметичного материала, полость которого соединена с компрессором подачи воздуха с возможностью сворачивания его в нерабочем положении;
указанный выше стержневой элемент имеет аэродинамическое оперение;
указанный выше стержневой элемент имеет опознавательные элементы: флажки и/или световые отражатели и/или источники света, соединенные с бортовой электросетью транспортного средства;
указанный выше стержневой элемент выполнен съемным. Пространственный стержневой элемент кроме своего прямого назначения может применяться, если он выполнен металлическим, в качестве антенны транспортного средства. По результатам проведенных патентных исследований установлено, что заявленное устройство соответствует критериям изобретения "новизна", "изобретательский уровень", а также "промышленная применимость". На фиг. 1 изображен общий вид предложенного устройства в рабочем состоянии на транспортном средстве; на фиг. 2 возможный наезд двигавшегося сзади транспортного средства на стержневой элемент; на фиг. 3 вид сбоку на устройство по первому варианту, когда пространственный предмет жестко закреплен на транспортном средстве; на фиг. 4 вид сверху на фиг. 3; на фиг. 5 -вид сбоку по второму варианту выполнения устройства, когда элемент выполнен выдвигающимся, показано его рабочее положение; на фиг. 6 вид сверху на устройство по фиг. 5; на фиг. 7 пространственный вид на катушки и тросики (тяговые элементы) по фиг. 5; на фиг. 8 общий вид автомобиля с убирающимся в кузов пространственным элементом; на фиг. 9 увеличение шарнира крепления элемента на фиг. 8; на фиг. 10 изображен автомобиль с убирающимся в багажник пространственным элементом; на фиг. 11-14 четыре из многих возможных вариантов исполнения пространственных элементов, находящихся в рабочем положении (виды сверху, а на нижнем левом чертеже вид сверху и сзади); на фиг. 15 вид сбоку на устройство, когда пространственный элемент выполнен надувным; на фиг. 16 вид сверху на фиг. 15; на фиг. 17 вид сбоку на устройство с элементами большой длины для применения на автомобилях (колонн), движущихся с большой скоростью в тумане; на фиг. 18 вид сверху на фиг. 17; на фиг. 19 изображен пространственный элемент в виде консоли с опознавательными элементами; на фиг.20 изображен съемный пространственный элемент, выполненный в виде консоли. Устройство содержит расположенный на кузове 1 транспортного средства с источником света 2 пространственный стержневой элемент 3 длиной около 1 метра. Элемент может быть закреплен непосредственно на кузове 1 либо на заднем бампере. За транспортным средством 1 движется транспортное средство 4 (фиг. 1, 2). На фиг. 3, 4 показано место крепления стержневого элемента 3 в виде консоли к багажнику 5. Положение крышки багажника указано на фиг.3 "закрыто" 6, "открыто" 7. Элемент 3 может быть прикреплен к задней части кузова в узле 8 или в узле 9 на заднем бампере (фиг.3). Элемент 3 может быть выполнен в виде консоли (фиг. 5, 6, 7). Устройство увода ее (выдвижения) с рабочего положения (в рабочее положение) состоит из прута 10, являющегося продолжением элемента 3 и расположенного в трубке 11, тросиков 12 и 13, закрепленных соответственно на передней и задней части прута 10. Тросики намотаны на катушки 14 и 15 соответственно по часовой и против часовой стрелки (фиг. 7). Катушки 14 и 15 закреплены на валике 16 электродвигателя 17 (фиг. 6), который закреплен в нижней части кузова (крепление не показано). При этом предусмотрен кожух 18, закрывающий все устройство либо его часть снизу от грязи и закрепленный на кузове автомобиля. Элемент 3 может быть выполнен пространственным в виде трапеции, закрепленной в шарнире 19. Стрелки 20 показывают направление выдвижения элемента 3, когда он убирается, например водителем, в кузов автомобиля, в нерабочее положение (фиг. 8, 10) по стрелке 20. Стержневой элемент 3 может быть выполнен разной формы, как это изображено на фиг. 11-14, и закреплен на бампере 21. Устройство увода элементов 3 из рабочего положения, когда он представляет собой консоль, закрепленную шарнирно посредством шарнира 22, приведено на фиг. 13. Увод из рабочего положения осуществляется тросиками 23. Направление движения консолей указано стрелками 24. Тросики 23 перемещаются водителем или приводом по трубке 25 (показана не полностью). Пружины 26 необходимы для выставления элементов 3 в рабочее положение из нерабочего 27, где они уложены на бампере 21. Возможен вариант, когда элемент 3 уводится с рабочего положения вручную сзади транспортного средства и также выставляется в рабочее положение. Может это производится не тросиками 23, а тягами, являющимися продолжением магнитных сердечников, перемещающихся за счет магнитного поля, создаваемого индуктивными катушками (не показано). Элемент 3 на транспортном средстве может быть выполнен в виде надувной консоли (фиг. 15, 16) в рабочем положении, а в нерабочем положении консоль имеет вид "улитки" 28, надуваемой насосом 29 через трубку 30, идущая от насоса 29 к входу "улитки" 28. Позициями 31, 32 обозначены фазы, которые проходит "улитка" 28, постепенно превращаясь в элемент 3 при нагнетании в нее воздуха насосом 29. Стрелками показано направление разворота "улитки" 28. Элемент 3 может быть выполнен в виде тросика 33 с аэродинамическим оперением (крыльями, хвостом) 34 для поддержки и стабилизации тросика в воздухе при движении транспортного средства с большой скоростью (фиг. 17, 18). Элемент 3 может быть выполнен с опознавательными элементами, которые особенно необходимы в темное время суток, при движении в тумане (фиг. 19). На стержне 3 закреплены флажки 35, световой отражатель 36, лампочки 37 с подведенным кабелем 38, проложенным внутри элемента 3. Он может иметь резьбу и закреплен на бампере 39 гайкой 40, 41 -задняя часть кузова транспортного средства. Бывают случаи, когда пространственный элемент необходимо снять, например в гараже. На фиг. 20 приводится один из вариантов съемного элемента 3. По резьбе слева он ввинчен в стакан 42, жестко закрепленный на задней части 43 транспортного средства (кузове либо заднем бампере). Шестигранник на консоли 3 служит для затяжки ее в стакане 42 и перемещается гаечным ключом. Устройство работает следующим образом. Элемент 3, закрепленный сзади транспортного средства в рабочем положении является средством психологического действия на водителя сзади движущегося транспортного средства, т. к. он к нему ближе, чем кузов (бампер) впереди находящегося от него транспортного средства. Для того, чтобы не столкнуться с элементом 3, водитель сзади идущего транспортного средства увеличивает интервал до кузова впереди идущего транспортного средства (на длину элемента 3) и/или уменьшает скорость движения, что снижает вероятность аварии наезда на кузов (прицеп, бампер) впереди находящегося транспортного средства. При наезде только на элемент 3 (фиг. 2) последний прогибается, а при разъезде транспортных средств благодаря своей упругости возвращается в исходное положение. Устройство полезно и при парковке транспортных средств перпендикулярно дороге. В данном случае элемент 3 не подпускает движущийся транспорт близко к кузову стоящего транспортного средства, что предотвращает наезд на него. Далее описаны способы установки элемента 3 из нерабочего положения в рабочее и наоборот. В случае жесткого крепления элемента 3 на крышке багажника 6 (фиг. 3, 4) при ее открытии в положение 7 элемент 3 перемещается вместе с ней наверх и не препятствует подходу к багажному отделению. На фиг. 5, 6, 7 элемент 3 представляет собой консоль, которая выставляется в рабочее положение (или убирается, например в гараже) с помощью электродвигателя 17, вращающегося вала 16. При вращении вала 16 вращаются вместе с ним катушки 14, 15, которые перемещают тросики 12 и 13, а следовательно, и вал 10 с элементом 3 назад/вперед, т.е. направо либо налево. После выдвижения элемента 3 вал 16 электродвигателя стопорится тормозом (не показан), что не дает элементу 3 уйти с рабочего положения в трубку 11 при случайном наезде на консоль идущим сзади транспортным средством (элемент при этом не убирается, а прогибается). Элемент 3 может устанавливаться в рабочее положение (уводиться с него) благодаря шарнирам 19, 22 (фиг. 8-10, 13) и соответствующим приводом. На фиг. 8, 10 стрелками 20 показано направление движения элемента 3 трапецеидальной формы в шарнирах 19 в багажное отделение автомобиля. На фиг. 13 по траектории 24 элементы 3 уводятся с рабочего положения в нерабочее тяговыми тросиками 23, перемещаясь в шарнирах 22. При этом пружины 26 обеспечивают натяжение тросиков во время складования консолей в нерабочее положение. При выставлении элементов 3 в рабочее положение пружины 26 являются ведущим элементом. При работе насоса 29 (фиг. 15, 16) он разворачивает "улитку" 28 в рабочее положение 3, нагнетая воздух через трубку 30 в нее. При этом "улитка" уменьшается в диаметре, проходя последовательно положения 31, 32. Электронасос питается и управляется от бортовой электросети транспортного средства. Для приведения элемента 3 в свернутое положение 28 (нерабочее) воздух стравливается из него клапаном (не показан), который питается и управляется от бортовой электросети транспортного средства. При этом он сворачивается в "улитку" 28, проходя последовательно положения 32, 31. При движении транспортного средства (фиг. 17, 18) движется за ним и тросик 33, имеющий аэродинамическое оперение 34, которое при этом обтекается воздухом. В результате создается подъемная сила, удерживающая тросик 33 в воздухе. На фиг. 19 изображены возможные опознавательные элементы, прикрепляемые к указателю габарита. Флажки 35 необходимы в светлое время суток, а в темное время нужны светоотражательный элемент 36 и/или источники света 37, питаемые электроэнергией от бортовой электросети транспортного средства по кабелю 38.
Класс B60R27/00 Прочее оборудование транспортных средств, транспортные средства или элементы транспортных средств, не отнесенные к другим группам данного подкласса