судовая прочная цистерна-коффердам
Классы МПК: | B63B3/13 корпуса, рассчитанные на гидростатическое давление, при полном их погружении в воду, например корпуса подводных лодок B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки B63B3/56 переборки; конструктивные элементы для усиления переборок |
Автор(ы): | Богданович В.П., Виноградов В.П., Виноградова В.Р., Дронов Б.Ф., Игнатенко И.П., Кондаков А.Ф., Крылов В.В., Кутейников А.В., Павлова Л.А., Ромин В.В., Рынский М.В., Тимофеев В.А., Черноусов В.В. |
Патентообладатель(и): | Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-03-16 публикация патента:
20.08.1997 |
Использование: судостроение, конструкции прочных цистерн и судового корпуса в их районе. Сущность изобретения: в прочной цистерне-коффердаме с переходной выгородкой между смежными отсеками полотна переборок подкреплены круговыми коробчатыми балками, а одна из переборок - дополнительно тремя поясами радиальных балок, переходная выгородка имеет вид прочного кругового цилиндра, а круговые коробчатые балки переборок соединены между собой стяжками в виде пиллерсов. Использование изобретения обеспечивает равнопрочность цистерны-коффердама прочному корпусу при минимальных весогабаритных характеристиках конструкции. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Судовая прочная цистерна-коффердам, образованная носовой и кормовой поперечными переборками и ограниченной ими частью обшивки корпуса судна, включающая в себя закрепленную на переборках переходную выгородку с переборочной дверью, установленную между смежными отсеками, отличающаяся тем, что полотна переборок подкреплены двумя круговыми коробчатыми балками, а одна из переборок дополнительно подкреплена тремя поясами радиальных балок, при этом переходная выгородка между смежными отсеками выполнена в виде подкрепленного шпангоутами прочного кругового цилиндра, ось которого совпадает с продольной осью прочного корпуса. 2. Цистерна-коффердам по п.1, отличающаяся тем, что круговые коробчатые балки переборок соединены между собой стяжками, выполненными в виде параллельных продольной оси прочного корпуса пиллерсов двутаврового сечения, равномерно установленных по окружностям круговых коробчатых балок и опертых на их грани.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкциям прочных цистерн и судового корпуса в их районе, преимущественно к балластным цистернам, равнопрочных корпусу подводного судна. Изобретение может быть применено для конструкций внутренних цистерн, расположенных у межотсечных переборок, а именно, образующих коффердам между смежными отсеками как надводных судов, так и подводных судов различного назначения. Известна принятая в качестве ближайшего аналога прочная цистерна-коффердам, образованная носовой и кормовой поперечными переборками и ограниченной ими частью обшивки корпуса судна, включающая в себя закрепленную на переборках переходную выгородку с переборочной дверью, установленную между смежными отсеками. Задачей предлагаемого изобретения является:создание судовой прочной цистерны-коффердама, равнопрочной судовому корпусу;
обеспечение возможно меньших весов и габаритов ограничивающих цистерну-коффердам поперечных переборок;
разработка конструкций продольных связей между переборками при наименьшей потере ее полезного объема на эти конструкции, обеспечение обслуживания цистерны и размещения в ней устройств погружения-всплытия. Решение поставленной задачи достигнуто тем, что в известной конструкции прочной цистерны-коффердама полотна переборок подкреплены двумя круговыми коробчатыми балками, а одна из переборок дополнительно подкреплена тремя поясами радиальных балок, при этом переходная выгородка между смежными отсеками выполнена в виде подкрепленного шпангоутами прочного кругового цилиндра, ось которого совпадает с продольной осью прочного корпуса. Дополнительно технический результат достигается тем, что круговые коробчатые балки переборок соединены между собой стяжками, выполненными в виде параллельных продольной оси прочного корпуса пиллерсов двутаврового сечения, равномерно установленных по окружностям круговых коробчатых балок и опертых на их грани. Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где изображены: на фиг. 1 продольный разрез цистерны, на фиг. 2 сечение А-А по фиг. 1 (носовая поперечная переборка), на фиг. 3 сечение Б-Б по фиг. 1 (кормовая поперечная переборка). Судовая прочная цистерна-коффердам главного балласта (ЦГБ) подводного судна образована ограничивающими ее поверхностями обшивки судового корпуса, обшивки 1 непроницаемого прочного переходного кругового цилиндра и плоскими носовой и кормовой переборками. Внутри переходного цилиндра 1 (в центральной части окружности корпуса, где у переборки прототипа предусмотрен клетчатый набор) установлена межотсечная плоская переборка. Обшивка переходного цилиндра 1 подкреплена круговыми шпангоутами 2 (как и обшивка судового корпуса). Носовая и кормовая переборки цистерны соединены между собой продольными балками 3 и 4 таврового сечения, установленными по окружностям коробчатых балок набора переборок:
балка 3 по периметру внутренних круговых балок переборок,
балка 4 по периметру наружных круговых балок переборок. На фиг. 3 одна из переборок цистерны-коффердама (например, кормовая переборка) изображена с набором, состоящим только из круговых балок без радиальных балок, что позволяет дополнительно облегчить конструкцию. Предложенная конструкция позволяет создать ЦГБ значительного объема и создает хорошие условия для быстрого заполнения цистерны водою через небольшое количество входных отверстий в корпусе судна и для размещения внутри цистерны необходимых устройств и систем. Конструкция технологичная и простая, так как ее монтаж и сварка деталей выполнимы в доступных для работы условиях. Предложенная конструкция, имея массогабаритные характеристики, приемлемые для собственно цистерны-коффердама и эффективные для судна в целом, обладает достаточной прочностью в расчетных условиях в режиме работы как ЦГБ, так и межотсечной переборки, равнопрочных корпусу судна. При действии продольной нагрузки созданы условия для эффективной совместной работы носовой и кормовой переборок цистерны-коффердама и установленных между ними продольных связей, а именно:
в режиме работы цистерны как цистерны-коффердама, когда поперечная нагрузка действует на ее переборки изнутри цистерны,
продольные связи между переборками подвержены растяжению, а набор переборок подвержен местному, причем незначительному, изгибу (так как конструкции носовой и кормовой переборок цистерны предусмотрены одинаковыми и практически мало между собой отличаются);
в режиме работы цистерны как межотсечной переборки, когда поперечная нагрузка действует на одну любую из ее переборок со стороны смежного цистерне отсека, переборки подвержены общему изгибу и имеют определенные допустимые рассчитываемые продольные перемещения (стрелки прогиба), а продольные связи между переборками сжимаются на величины, определяемые жесткостью переборок, которые они соединяют.
Класс B63B3/13 корпуса, рассчитанные на гидростатическое давление, при полном их погружении в воду, например корпуса подводных лодок
Класс B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки
Класс B63B3/56 переборки; конструктивные элементы для усиления переборок
поперечная переборка танкера - патент 2286902 (10.11.2006) | |
зашивка судового помещения - патент 2105695 (27.02.1998) | |
легкая судовая переборка - патент 2022868 (15.11.1994) | |
малогабаритное судно - патент 2013281 (30.05.1994) |