дистанционно-управляемая задвижка

Классы МПК:E05B47/06 управление механическими засовами с помощью электромагнитных задержек 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "РИФ-Ф"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-05-20
публикация патента:

Использование: запирающие устройства. Сущность изобретения: Дистанционно-управляемая задвижка содержит корпус, внутри которого расположены соосно ригель и ползун, установленные с возможностью взаимного перемещения и взаимодействия один с другим на части из длины. Ползун на одном конце снабжен торцевым упором, размещенным вне корпуса, при этом между торцевым упором и внешней стенкой корпуса расположена пружина сжатия. Ригель и ползун имеют фиксирующие углубления, расположенные на их боковых поверхностях и взаимодействующие с механизмами фиксации их положений, расположенными в стенке корпуса. Один конец ригеля расположен напротив отверстия в запорной планке, а другой - контактирует с другой пружиной сжатия. Устройство снабжено ограничителем хода ригеля, образованным выступом и продольной щелью. Взаимодействие ригеля и ползуна может осуществляться за счет выполнения на их концах, обращенных один к другому, поперечных пазов, либо за счет выполнения на конце ползуна осевого канала, в котором установлены пружина сжатия и ригель. При этом взаимодействие механизма фиксации положения ригеля с фиксирующими углублениями осуществляется через продольную щель, выполненную в стенке осевого канала. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Дистанционно-управляемая задвижка, содержащая корпус, ригель, размещенный внутри корпуса с возможностью продольного перемещения, первую пружину сжатия, контактирующую с одним из концов ригеля, установленный в стенке корпуса механизм фиксации положения ригеля, фиксирующий элемент которого взаимодействует с первым фиксирующим углублением на боковой поверхности ригеля, и запорную планку с отверстием, соосным с ригелем, расположенную напротив другого конца ригеля, отличающаяся тем, что соосно с ригелем установлен ползун, контактирующий одним концом с первой пружиной сжатия, а другой конец ползуна снабжен торцевым упором, размещенным вне корпуса, при этом задвижка снабжена второй пружиной сжатия, расположенной на ползуне между торцевым упором и внешней поверхностью корпуса, установленным в стенке корпуса механизмом фиксации положения ползуна, фиксирующий элемент которого взаимодействует с фиксирующим углублением, выполненным на боковой поверхности ползуна, и ограничителем перемещения ригеля, причем на боковой поверхности ригеля выполнено второе фиксирующее углубление, расположенное относительно первого на расстоянии, равном рабочему ходу ригеля, а ползун и ригель установлены с возможностью взаимного перемещения и взаимодействия один с другим на части их длины.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что на концах ригеля и ползуна, обращенных один к другому, выполнены поперечные пазы, причем боковая стенка поперечного паза ригеля и первая пружина сжатия расположены в поперечном пазу ползуна, а боковая стенка поперечного паза ползуна размещена в поперечном пазу ригеля, при этом ограничитель перемещения ригеля выполнен в виде выступа на внутренней поверхности стенки корпуса, взаимодействующего с продольным пазом, который выполнен на боковой поверхности ригеля.

3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что на конце ползуна, противоположном концу с торцевым упором, выполнен осевой канал, в котором установлены первая пружина сжатия и ригель, в стенке осевого канала выполнены две продольные щели, а ограничитель перемещения ригеля выполнен в виде выступа на боковой поверхности ригеля, взаимодействующего с одной из продольных щелей, длина которой не менее величины рабочего хода ригеля, при этом положение второй продольной щели совпадает с положениями первого и второго фиксирующих углублений в боковой поверхности ригеля.

4. Задвижка по пп.1 и 3, отличающаяся тем, что на боковой поверхности ригеля выполнен второй выступ, расположенный диаметрально противоположно первому выступу и взаимодействующий с третьей продольной щелью, выполненной в стенке осевого канала.

5. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что механизм фиксации положения ригеля или механизм фиксации положения ползуна выполнен в виде электромагнита, установленного в стенке корпуса перпендикулярно оси ригеля и закрытого заглушкой с внешней стороны корпуса, при этом один конец якоря электромагнита соединен с фиксирующим элементом, а между другим его концом и заглушкой размещена дополнительная пружина сжатия.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к запирающим устройствам и может быть использовано в конструкции замков, предназначенных для дистанционного отпирания дверей помещений, дверц шкафов, сейфов и тому подобных объектов в случаях, когда замок закреплен внутри запираемого объекта и поэтому не может быть открыт при непосредственном контакте с ним, то есть в случаях отсутствия прямого доступа к замку.

Известна дистанционно-управляемая задвижка, содержащая подпружиненный ригель с пазом на боковой поверхности, взаимодействующим с механизмом фиксации положения ригеля, приводимым в действие с помощью электромагнита.

Известное устройство позволяет осуществлять дистанционное отпирание замка, однако имеет сложную электромеханическую часть и не обеспечивает надежной фиксации задвижки в положении "закрыто", поскольку замок может открыться при толчках и вибрациях.

Технический результат, достигаемый в данном изобретении, заключается в создании дистанционно-управляемой задвижки, обладающей простой конструкцией и повышенной надежностью запирания при уменьшении габаритов и энергопотребления.

Указанный технический результат достигается тем, что в дистанционно-управляемой задвижке, содержащей корпус, ригель, размещенный внутри корпуса с возможностью продольного перемещения, первую пружину сжатия, контактирующую с одним из концов ригеля, установленный в стенке корпуса механизм фиксации положения ригеля, фиксирующий элемент которого взаимодействует с первым фиксирующим углублением на боковой поверхности ригеля, и запорную планку с отверстием, соосным с ригелем, расположенную напротив другого конца ригеля, согласно изобретению соосно с ригелем установлен ползун, контактирующий одним концом с первой пружиной сжатия, а другой конец ползуна снабжен торцевым упором, размещенным вне корпуса, при этом задвижка снабжена второй пружиной сжатия, расположенной на ползуне между торцевым упором и внешней поверхностью корпуса, установленным в стенке корпуса механизмом фиксации положения ползуна, фиксирующий элемент которого взаимодействует с фиксирующим углублением, выполненным на боковой поверхности ползуна, и ограничителем перемещения ригеля, причем на боковой поверхности ригеля выполнено второе фиксирующее углубление, расположенное относительно первого на расстоянии, равном рабочему ходу ригеля, а ползун и ригель установлены с возможностью взаимного перемещения и взаимодействия один с другим на части их длины.

Взаимное перемещение и взаимодействие ригеля и ползуна может осуществляться за счет выполнения на концах ригеля и ползуна, обращенных один к другому, поперечных пазов, размещения боковой стенки поперечного паза ригеля и первой пружины сжатия в поперечном пазу ползуна, а боковой стенки поперечного паза ползуна в поперечном пазу ригеля, а также выполнения ограничителя перемещения ригеля в виде выступа на внутренней поверхности стенки корпуса, взаимодействующего с продольным пазом, который выполнен на боковой поверхности ригеля; либо за счет выполнения на конце ползуна, противоположном концу с торцевым упором, осевого канала, установки в осевом канале ригеля и первой пружины сжатия и выполнения ограничителя перемещения ригеля в виде выступа на боковой поверхности ригеля, взаимодействующего в первой продольной щелью, которая выполнена в стенке осевого канала, при этом в стенке осевого канала выполнена вторая продольная щель, положение которой совпадает с положением первого и второго фиксирующих углублений в боковой поверхности ригеля. В последнем случае на боковой поверхности ригеля может быть выполнен второй выступ, расположенный диаметрально противоположно первому выступу и взаимодействующий с третьей продольной щелью, выполненной в стенке осевого канала.

Механизм фиксации положения ригеля или механизм фиксации положения ползуна может быть выполнен в виде электромагнита, установленного в стенке корпуса перпендикулярно оси ригеля и закрытого с внешней стороны корпуса заглушкой, при этом один конец якоря электромагнита соединен с фиксирующим элементом, а между другим его концом и заглушкой размещена дополнительная пружина сжатия.

Особенностью данной дистанционно-управляемой задвижки является использование энергии предварительно взведенных пружин для перемещения подвижных элементов конструкции при отпирании и запирании. Электромагниты в данном устройстве применяются только для фиксации либо для освобождения этих подвижных элементов, что позволяет использовать для питания задвижки источник энергии меньшей мощности, чем для питания задвижки с силовым тяговым электромагнитом.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 приведена конструкция дистанционно-управляемой задвижки; на фиг. 2 то же, в положении "закрыто"; на фиг.3 то же, в "взведенном состоянии"; на фиг. 4 конструкция дистанционно-управляемой задвижки в другом варианте выполнения; на фиг. 5 - структурная электрическая схема включения дистанционно-управляемой задвижки.

Дистанционно-управляемая задвижка содержит корпус 1, внутри которого соосно расположены ползун 2 и ригель 3, запорную скобу 4, первую пружину 5 сжатия, контактирующую с ригелем и ползуном, вторую пружину 6 сжатия, расположенную на ползуне 2 между его торцевым упором 7 и внешней поверхностью корпуса 1, механизм фиксации положения ригеля 3, выполненный в виде электромагнита, состоящего из якоря 8 с обмоткой 9, установленного в отверстии, выполненном в корпусе 1 и закрытом заглушкой 10, при этом между заглушкой и якорем 8 установлена дополнительная пружина 11 сжатия. Механизм фиксации положения ползуна 2 выполнен в виде электромагнита, состоящего из якоря 12 с обмоткой 13, подпружиненного второй дополнительной пружиной 14 к заглушке 15. На боковых поверхностях ригеля 3 и ползуна 2 выполнены соответственно первое, второе и третье фиксирующие углубления 16, 17, 18, взаимодействующие соответственно с фиксирующими элементами 19 и 20 механизмов фиксации положения ригеля 3 и ползуна 2, соответственно,

В соответствии с фиг. 1, 2, 3 на концах ригеля 3 и ползуна 2, обращенных один к другому, выполнены поперечные пазы 21 и 22, при этом боковая стенка 23, ограничивающая паз 21 ригеля 3, и первая пружина 5 сжатия входят в поперечный паз 22 ползуна 2, а боковая стенка 24, ограничивающая поперечный паз 22 ползуна 2, расположена в поперечном пазу 21 ригеля 3; ограничитель перемещения ригеля 3 выполнен в виде выступа 25, например, в виде штифта на внутренней поверхности стенки корпуса 1, взаимодействующего с продольным пазом 26, который выполнен на боковой поверхности ригеля 3.

В соответствии с фиг. 4 на конце ползуна 2, противоположном концу с торцевым упором 7, выполнен осевой канал 27, в котором размещены первая пружина 5 сжатия и ригель 3, при этом ограничитель перемещения ригеля 3 выполнен в виде выступа 28 на боковой поверхности ригеля 3, взаимодействующего с первой продольной щелью 29, выполненной в стенке 30 осевого канала 27, в которой также выполнена вторая продольная щель 31, положение которой совпадает с положениями первого и второго фиксирующих углублений 16, 17 в боковой поверхности ригеля 3. На боковой поверхности ригеля 3 может быть выполнен второй выступ (на чертеже не показан), расположенный диаметрально противоположно первому выступу 28 и взаимодействующий с третьей продольной щелью, выполненной в стенке осевого канала (на чертеже не показана).

Структурная электрическая схема включения дистанционно-управляемой задвижки состоит из источника 32 напряжения постоянного тока, диода 33, кнопки 34 отпирания замка, кнопки 35 запирания замка, а также обмоток 9 и 13 электромагнитов механизмов фиксации положений ригеля 3 и ползунка 2, соответственно.

Дистанционно-управляемая задвижка работает следующим образом.

Корпус 1 закрепляется на дверце запираемого объекта. Запорная скоба 4 закрепляется на дверной раме или на той стороне объекта, к которой примыкает край дверцы при ее закрывании. При этом в исходном состоянии задвижки (фиг. 1) при закрытой дверце объекта ригель 3 расположен соосно с отверстием запорной скобы 4. В этом состоянии ползун 2 и ригель 3 находятся в крайнем левом положении. Поскольку при этом ригель 3 не входит в зацепление с запорной скобой 4, дверца объекта не заперта и может свободно открываться и закрываться.

Для выполнения одного цикла "запирание-отпирание" необходимо взвести первую и вторую пружины 5, 6. Взведение пружин 5 и 6 осуществляется нажатием на торцевой упор 7 ползуна 2 до упора в направлении слева направо в соответствии с фиг. 1. В результате такого нажатия ползун 2 начнет перемещаться вправо. Поскольку якорь 8 фиксирует ригель 3, последний остается неподвижным. Перемещение ползуна 2 вправо при неподвижном ригеле 3 приведет к сжатию пружин 6 и 5. Ползун 2 будет перемещаться вправо до тех пор, пока фиксирующее углубление 18 не окажется напротив якоря 12. В этот момент якорь 12 западает в фиксирующее углубление 18 и зафиксирует ползун (фиг. 3). Если теперь отпустить ползун 2, он уже не вернется в исходное состояние, то есть задвижка останется во взведенном состоянии. В этом состоянии задвижка готова к осуществлению одного цикла "запирание-отпирание" без механических воздействий на нее, а только при помощи импульсов постоянного тока, подаваемых на обмотки запирающего и отпирающего электромагнитов.

Запирание задвижки происходит при подаче импульса постоянного тока, например, путем замыкания и размыкания кнопки 35 на обмотку 13, в результате чего якорь 8 притягивается у заглушке 10, поднимаясь вверх и сжимая пружину 11. Якорь 8 выведет из фиксирующего углубления 16 фиксирующий элемент 19. Освобожденный ригель 3 под действием сжатой пружины 5 будет перемещаться вправо до тех пор, пока левый край продольного паза 26 на боковой поверхности ригеля 3 не упрется в выступ 25. При этом правый конец ригеля 3 выйдет из корпуса 1 и зайдет в отверстие запорной скобы 4. Тем самым дверца объекта запрется и не сможет больше открываться до отпирания задвижки. После снятия напряжения с обмотки 9 кнопка 35 разомкнута, пружина 11, разжимаясь, отпустит якорь 8 вниз. При этом фиксирующий элемент 19 войдет в углубление 16 и зафиксирует ригель 3 в этом положении, чем обеспечивается надежность запора.

Отпирание задвижки происходит при подаче импульсов постоянного тока на обе обмотки 9 и 13. При этом якори 8 и 12 притянутся соответственно к заглушкам 10 и 15, поднимаясь вверх и сжимая пружины 11 и 14. Якорь 12 выведет при этом из углубления 18 фиксирующий элемент 20, а якорь 8 выведет из углубления 16 фиксирующий элемент 19. Освобожденный ползун 2 под действием разжимающейся пружины 6 начинает двигаться влево. При этом боковая стенка 24 потянет за собой боковую стенку 23, в результате чего ригель начнет двигаться влево. Движение будет происходить до тех пор, пока правый край продольного паза 26 ригеля 3 не упрется в выступ 25. В результате этого движения ригель 3 выйдет из отверстия запорной скобы 4 и втянется в корпус 1.

Электрическая схема, приведенная на фиг. 5, работает следующим образом. При замыкании кнопки 35 напряжение постоянного тока от источника 32 поступает на обмотку 13 и электромагнит срабатывает, а предварительно взведенная защелка запирается, при этом диод 33 препятствует поступлению напряжения постоянного тока на обмотку 13.

При замыкании кнопки 34, являющейся отпирающей, напряжение постоянного тока от источника 32 поступает непосредственно на обмотку 9, а через диод 33

на обмотку 13. Оба электромагнита срабатывают и защелка отпирается.

При использовании защелки в помещении, в котором находится больной, не имеющий возможности вставать, кнопки 34 и 35 помещают в месте, доступном для больного. Посетитель, выходя из помещения, взводит пружины защелки и закрывает за собой дверь. После этого больной нажимает на кнопку 35 и дверь запирается. При необходимости открывания двери больной нажимает на кнопку 34, отпирая тем самым дверь.

При использовании защелки для запирания сейфа она размещается на внутренней стороне дверцы сейфа. Провода, подводящие напряжение постоянного тока к обмоткам 9 и 13, выводятся наружу через небольшое отверстие и маскируются путем заштукатуривания в стене, заклейки обоями и т.д. Кнопки 34 и 35 устанавливаются в потайном месте.

Защелка может использоваться также для запирания помещений, в которых люди не остаются. В этом случае она должна дополняться кодовым устройством и клавиатурой, на которой набирается отпирающий код. Кодовое устройство размещается внутри запираемого объекта вместе с защелкой. Клавиатура для набора кода выводится вместе с запирающей кнопкой на наружную поверхность двери запираемого помещения иди дверцы сейфа, шкафа.

Работа защелки, конструкция которой представлена на фиг. 4, происходит аналогичным образом.

Класс E05B47/06 управление механическими засовами с помощью электромагнитных задержек 

электромеханическое запирающее устройство (варианты) -  патент 2488672 (27.07.2013)
система запирания с использованием микродвигателя -  патент 2484224 (10.06.2013)
электромеханическое запорное устройство и способ работы этого устройства -  патент 2426850 (20.08.2011)
электромеханическое замковое устройство -  патент 2416013 (10.04.2011)
замок -  патент 2409732 (20.01.2011)
электромеханическое запорное устройство -  патент 2401371 (10.10.2010)
электромеханическое запорное устройство -  патент 2401370 (10.10.2010)
электрический открыватель двери, выполненной из стекла -  патент 2375536 (10.12.2009)
дверной замок с управляемой работой рукоятки -  патент 2353742 (27.04.2009)
электронно-механический замок -  патент 2353741 (27.04.2009)
Наверх