устройство для укладки скважинных труб
Классы МПК: | E21B19/14 мостки, стеллажи, лотки и тп для отдельных буровых штанг или колонн буровых штанг; манипулирование штангами между местом их хранения и буровой скважиной |
Автор(ы): | Нурсаитов Р.З., Крещенов В.И. |
Патентообладатель(и): | Нефтегазодобывающее управление "Прикамнефть" Производственного объединения "Татнефть" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-12-14 публикация патента:
20.08.1997 |
Использование: транспортировка труб от устья скважины до приемных стеллажей. Сущность изобретения: устройство содержит каретку, привод перемещения каретки, приемный желоб с направляющими и стеллажи. Внутри направляющего каркаса тоннельного типа имеется роликовый противовес, который через систему роликов и гибкое звено связан с подвижной кареткой. Подвижная каретка выполнена с двумя верхними роликами. Гибкое звено проходит внутри защитного кожуха, прикрепленного снизу к рабочей площадке. Приемный желоб в передней части имеет направляющий ролик. Подвижная каретка удерживается в хвостовой части приемного желоба за счет наклоненного вниз хвостовика. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Устройство для укладки скважинных труб, содержащее каретку, привод перемещения каретки, функцию которого выполняет вес укладываемой трубы, и элементы талевой системы, приемный желоб с направляющими и стеллажи, отличающееся тем, что оно снабжено роликовым противовесом, связанным через систему роликов и гибкое звено с подвижной кареткой, передвигающимся внутри направляющего каркаса тоннельного типа, установленного сбоку вышки подъемного агрегата, а подвижная каретка имеет два верхних ролика, передний из которых служит опорой качения трубы в конце процесса укладки трубы, а задний, до перехода подвижной каретки в наклонное состояние, служит упором для трубы. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что гибкое звено в нижней части проходит внутри защитного кожуха, прикрепленного снизу к рабочей площадке. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что подвижная каретка удерживается в хвостовой части приемного желоба за счет наклоненного вниз хвостовика с боковыми направляющими. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что приемный желоб в передней части имеет направляющий ролик.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к механизации ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин и предназначено для транспортирования насосно-компрессорных труб и ловильного инструмента от скважины на приемные стеллажи после извлечения их из скважины. Известно устройство для укладки скважинных труб, содержащее раму, приемный мост, гидроцилиндр подъема приемного моста, тележку, установленную на приемном мосту, питатель и накопитель, дополнительную тележку, лоток с роликами и упор ограничения перемещения дополнительной тележки [1]Известно также устройство для укладки скважинных труб, содержащее раму, приемный мост, гидроцилиндр для подъема приемного моста, две тележки на приемном мосту, отклонитель и установленный шарнирно на отклонителе зацеп в виде неуравновешенного балансира, взаимодействующего одним концом с опускаемой трубой, а другим с основной тележкой [2]
Недостатками указанных устройств являются:
недостаточная надежность работы, обусловленная наличием двух тележек, гидросистемы, а также множеством шарнирных соединений;
сложность конструкции;
необходимость включения и выключения гидропривода на каждую укладываемую трубу, что приводит к понижению производительности труда. Практика проведения спуско-подъемных операций (СПО) при ремонте и освоении нефтяных и газовых скважин показывает, что следует обратить особое внимание на процесс укладки извлекаемых из скважин труб на приемный желоб передвижных стеллажей ("мостиков"). При выполнении этой операции, особенно вначале опускания каждой трубы, на нее сверху воздействует суммарная масса талевого блока и захватного устройства (элеватора). Нижний резьбовой конец трубы скользит по поверхности желоба под нагрузкой (500 кг и более), что приводит к их взаимному истиранию и к преждевременному выходу из строя. Это является одной из причин аварий ("полетов" труб) на ремонтируемых скважинах. Цель изобретения повышение надежности работы устройства, упрощение его конструкции и увеличение производительности труда. Указанная цель достигается тем, что в качестве привода каретки применен роликовый противовес, связанный через систему роликов и гибкого звена с кареткой, и передвигающийся внутри направляющего каркаса, установленного сбоку вышки подъемного агрегата. Кроме того, приемный желоб снабжен опорным роликом, боковыми направляющими для перемещения каретки, а хвостовая часть желоба загнута вниз для обеспечения принудительного удержания подвижной каретки в конце операции по укладке трубы на приемный желоб. На фиг. 1 изображено устройство для укладки скважинных труб в положении при первоначальной подаче трубы на подвижную каретку; на фиг. 2 подвижная каретка в конце операции на укладке трубы на приемный желоб. Устройство для укладки скважинных труб содержит подвижную каретку 1, верхние опорные ролики 2,3 и 4, приемный желоб 5, направляющие ролики 6,7 и 8, подвесные ролики 9 и 10, карабин 11, гибкое звено 12 (канат), направляющий каркас тоннельного типа 13, роликовый груз 14, защитный кожух 15 (прикреплен снизу к рабочей площадке 16), стеллажи 17, наклонный хвостовик 19 и направляющие 20. Устройство работает следующим образом. После окончания подготовительных работ на скважине (установка передвижных стеллажей, монтаж подъемного агрегата и рабочей площадки около устья скважины) устанавливают подвижную каретку 1 на приемный желоб 5 (фиг. 1), прикрепляют защитный кожух 15 снизу к рабочей площадке 16, предварительно сняв с его крючков гибкое звено (канат) 12. Затем с помощью карабина 11 соединяют два свободных конца гибкого звена (каната) 12. Переводят карабин 11 из нижнего положения в верхнее, постепенно отпуская гибкое звено (канат) 12. Соответственно роликовый груз 14, расположенный внутри направляющего каркаса тоннельного типа 13, подается из верхнего положения в нижнее. Извлеченную из скважины с помощью подъемного агрегата и отвинченную трубу 18 отклоняют от центра скважины и устанавливают нижним концом на подвижную каретку 1 с упором на опорный ролик 2. Под тяжестью трубы и элементов талевой системы каретка 1, преодолевая вес роликового груза 14, движется вдоль приемного желоба 5. Достигнув наклонного хвостовика 19 (фиг. 2) приемного желоба 5, каретка 1 останавливается в наклонном положении. В это же время нижний конец трубы 18 ложится на ролик 3, освобождаясь одновременно от зацепления с роликом 2 каретки 1. В процессе дальнейшего опускания труба 18 переходит в горизонтальное положение. При этом передний конец ее ложится на ролик 4, установленный в передней части приемного желоба 5. Труба 18 освобождается от элеватора и талевой системы подъемного агрегата, откатывается назад до нужного места и сбрасывается на стеллажи одним из известных способов. После этого каретка 1, освобождаясь от воздействия массы трубы, возвращается в исходное положение за счет массы (веса) роликового груза 14. Далее процессы по извлечению труб из скважин и их укладки повторяются. Перед началом обратной подачи труб со стеллажей к устью скважины каретка 1 снимается с приемного желоба 5. После этого каждая труба подается сначала со стеллажей на желоб, затем с помощью талевой системы подъемного агрегата к устью скважины.
Класс E21B19/14 мостки, стеллажи, лотки и тп для отдельных буровых штанг или колонн буровых штанг; манипулирование штангами между местом их хранения и буровой скважиной