подшипниковый узел
Классы МПК: | F16C35/077 между корпусом и наружным кольцом подшипника |
Автор(ы): | Бушмарин Л.Б. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Камов" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-01-19 публикация патента:
20.08.1997 |
Использование: в машиностроении, а именно в подшипниковых узлах главных редукторов вертолетов. Сущность: подшипниковый узел содержит подшипник качения, корпус, стакан, закрепленный в корпусе, крепежное устройство от проворота стакана относительно корпуса, выполненное в виде бурта, наружная цилиндрическая поверхность которого выполнена эксцентрично относительно оси узла. В корпусе выполнена эксцентричная расточка для размещения в ней эксцентричной наружной цилиндрической поверхности бурта. Торец бурта выполнен в одной плоскости с упорным торцем крышки и торцом наружного кольца подшипника. Предлагаемая конструкция подшипникого узла проста для изготовления и надежна в эксплуатации. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Подшипниковый узел, содержащий корпус, закрепленный в нем и зафиксированный от проворота стакан, подшипник качения и крышку, контактирующую упорным торцом с торцом наружного кольца подшипника, отличающийся тем, что стакан выполнен с фланцем, цилиндрическая поверхность которого выполнена эксцентрично относительно оси узла, а его торец расположен в контакте с упорным торцом крышки, при этом в корпусе выполнена эксцентричная расточка под цилиндрическую поверхность фланца.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам ответственных агрегатов, например главных редукторов вертолетов и т.п. Известны различные подшипниковые узлы, включающие корпус, закрепленный в нем и зафиксированный от проворота стакан, подшипник качения и крышку, контактирующую торцем наружного кольца подшипника (П.И.Орлов Основы конструирования справочное пособие, М. 1988 г. т.2, с.424, рис.770). Недостатком известных подшипниковых узлов является сложность и ненадежность, связанная с тем, что для предотвращения проворота стакана относительно корпуса (а такой проворот может привести к возникновению эксцентриситета оси подшипника, что для точных и ответственных передач приведет к резкому снижению ресурса или даже к его разрушению) используют различные крепежные устройства, например, фиксирующие штифты (рис.770 ж, з, и, к), сложные в технологическом отношении и снижающие надежность агрегата из-за концентратов напряжений в корпусе (размещение штифтов в корпусе вызывает дополнительные напряжения при запрессовке штифтов, величины которых не могут быть проконтролированы). Выполнение же стакана с большим буртом, в котором размещаются отверстия для крепежных шпилек (рис. 770 л, м) увеличивает массу узла, усложняя его конструкцию. Наиболее близким устройством к предлагаемому является подшипниковый узел, содержащая корпус, закрепленный в нем и зафиксированный от проворота стакан, подшипник качения и крышку, контактирующую с торцем наружного кольца подшипника (Ю.М.Никитин Конструирование элементов, деталей и узлов авиадвигателей, М. 1968 г. стр.253, рис.7.25 прототип). Недостатком известного узла является его сложность и низкая надежность. Технический результат заключается в упрощении узла и повышении его надежности. Это достигается за счет того, что в подшипниковом узле, содержащем корпус, закрепленный в нем и зафиксированный от проворота стакан, подшипник качения и крышку, контактирующую с торцем наружного кольца подшипника, стакан выполнен с фланцем, цилиндрическая поверхность которого выполнена эксцентрично относительно оси узла, а его торец расположен в контакте с упорным торцем крышки, при этом в корпусе выполнено эксцентричная расточка под цилиндрическую поверхность фланца. На фиг.1 показан общий вид подшипникового узла, на фиг.2 вид А фиг.1. Подшипниковый узел содержит подшипник качения 1, корпус 2, стакан 3, закрепленный в корпусе 2, на стакане 3 выполнен фланец 4, цилиндрическая поверхность 5 которого выполнена эксцентрично относительно оси узла. В корпусе 2 выполнена эксцентричная расточка 6 для размещения в ней эксцентричной наружной цилиндрической поверхности 5 фланца 4. Торец 6 фланца 4 выполнен в одной плоскости с упорным торцем 7 крышки 8 и торцом 9 наружного кольца 10 подшипника 1. Сборка и работа подшипникова узла происходит следующим образом. Стакан 3 запрессовывается в корпус 2 таким образом, чтобы эксцентриситеты наружной цилиндрической поверхности 5 фланца 4 и расточки 6 корпуса 2 совпадали, при этом между поверхностями 5 и 6 имеется минимальный зазор, выбираемый из известных соображений (технологических и конструктивных - последние состоят в том, что если произойдет ослабление прессовой посадки стакана 3 в корпусе 2, то взаимный поворот стакана 3 относительно корпуса 2 не должен превышать допустимый величины, влияющей на точность узла). Затем производится расточка внутренней цилиндрической поверхности стакана 3 и совместная обработка торца корпуса 2 и торца фланца 4. После сборки подшипникового узла с помощью технологических прокладок 11 обеспечивается необходимой натяг или зазор между упорным торцем 7 крышки 8 и торцами 6 и 9 фланца стакана 3 и наружного кольца 10. При работе узла провороту стакана 3 относительно корпуса 2 препятствует, кроме сил трения, возникающих при запрессовке стакана 3 в корпус 2, еще и эксцентричная поверхность 5, размещенная в соответствующей расточке 6. Таким образом, предложенный узел обеспечивает упрощение и повышение надежности за счет ликвидации специальных фиксирующих штифтов и концентраций напряжений в местах их размещения и исключает проворот стакана 3 относительно корпуса 2. Имеет место и удешевление узла за счет исключения изготовления штифтов и их запрессовки.Класс F16C35/077 между корпусом и наружным кольцом подшипника