шиберная задвижка
Классы МПК: | F16K3/18 при движении запорных элементов |
Автор(ы): | Галкин В.Н., Атрушкевич А.А., Лаврова Л.Ф. |
Патентообладатель(и): | Всероссийский научно-исследовательский и проектно- конструкторский институт добычи угля гидравлическим способом |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-03-29 публикация патента:
20.08.1997 |
Использование: в устройствах трубопроводной арматуры, обеспечивающих перекрытие и подачу потока жидкости в трубопроводах, а также в водоснабжении, горной и другой промышленности. Сущность изобретения: механизм разжима шиберной задвижки выполнен в виде кольца с размещенным внутри него вкладышем с Т-образным пазом и упругим элементом, например, резиновым. Упругий элемент контактирует своими боковыми поверхностями с внутренними поверхностями дисков шибера. Диски установлены с охватом наружной поверхности кольца механизма разжима. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Шиберная задвижка, содержащая корпус с седлами, в котором установлен связанный с Т-образным концом штока привода перемещения шибер, состоящий из двух раздвигаемых дисков, между которыми размещен механизм разжима, отличающаяся тем, что механизм разжима выполнен в виде кольца с размещенными внутри него вкладышем с Т-образным пазом и упругим элементом, например резиновым, контактирующим своими боковыми поверхностями с внутренними поверхностями дисков шибера, причем диски установлены с охватом наружной поверхности кольца механизма разжима.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам трубопроводной арматуры, обеспечивающим перекрытие и подачу потока жидкости в трубопроводах, и может быть использовано в водоснабжении, горной и др. промышленности. Известна шиберная задвижка [1] содержащая корпус, в котором установлен связанный с приводом шибер, выполненный в виде двух раздвигаемых дисков, между которыми размещен механизм разжима клинового типа. Недостатками данного устройства является сложность конструкции и малая надежность в работе. Сложность конструкции заключается в наличии клиновых поверхностей, клинового распора на раздвижных дисках, очень трудоемких в изготовлении, а малая надежность в работе заключается в том, что при такой конструкции задвижки одновременно происходит упор механизма разжима в корпус задвижки и разжатие раздвигаемых дисков. При расклинивании дисков последние движутся поступательно вдоль седел в момент разжима. При таком клиновом разжиме диски могут плотно не прилегать к седлу. Вследствие этого происходит быстрое истирание соприкасающихся поверхностей седла и шибера, нарушается герметичность задвижки, а следовательно, и работа задвижки в целом. Известна задвижка [2] состоящая из корпуса с седлами, упором и направляющими, в которых установлены два запорных диска, шарнирно связанных с клиновым механизмом разжима, который образован роликами в пазах штока и выступах нажимных дисков. В штоке и пазах направляющих имеются гнезда для фиксирующих шариков. Недостатками данной конструкции задвижки является сложность ее конструкции и низкая надежность работы. Сложность конструкции заключается в наличии большого количества деталей: ролики, направляющие, фиксирующие шарики; а низкая надежность в работе заключается в том, что роликам зачастую приходится работать на неочищенной воде, пространство между ними забивается мелкими частицами, это затрудняет работу роликов и всей задвижки в целом. Наиболее близким техническим решением, принятым в качестве прототипа, является задвижка [3] состоящая из корпуса, в полости которого установлен шибер, образованный двумя раздвигаемыми дисками с уплотнительными поверхностями рабочих торцов; запирающего устройством с нижним патрубком с упором и верхним патрубком с плунжером, в котором размещена рабочая среда; поршней с пружинящими элементами и уплотнительными кольцами. Недостатками данного устройства являются сложность конструкции и малая надежность работы. Сложность конструкции заключается в наличии большого количества деталей: патрубки, плунжер, пружинящие элементы, взаимосвязанные между собой, а малая надежность работы заключается в том, что прижимание шибера к корпусу задвижки происходит только рабочими торцами, снабженными уплотнительными поверхностями, при боковых смещениях шибера и неточности изготовления угловые зазоры не компенсируются, будет нарушаться герметичность задвижки, будут возможны утечки, следовательно, при этом снизиться надежность ее работы в целом. Задачей изобретения является упрощение конструкции задвижки и увеличение надежности ее работы. Технический результат достигается тем, что механизм разжима данной задвижки выполнен в виде кольца с размещенным внутри него вкладыша и Т-образным пазом и упругим элементом, например резиной, контактирующими своими боковыми поверхностями с внутренними поверхностями дисков шибера, причем диски шибера размещены на наружной поверхности кольца механизма разжима. Техническое решение позволяет упростить конструкцию задвижки. Упрощение конструкции достигается за счет очень простой конструкции механизма разжима, снижение массы достигается за счет выполнения внутренней части механизма разжима из упругого элемента, например резины, а надежность работы задвижки происходит за счет плотного прилегания раздвигаемых дисков шибера к седлам корпуса, что является следствием уплотнения упругого элемента при сжимании его штоком привода. На фиг.1 изображена шиберная задвижка; на фиг.2 сечение А-А на фиг. 1. Задвижка состоит из корпуса 1 с седлами 2, в полости которого установлен шибер, образованный двумя раздвигаемыми дисками 3, между которыми размещен механизм разжима, состоящий из кольца 4, внутри него размещены вкладыш 5 с Т-образным пазом и упругий, например, резиновый элемент 6, контактирующий своими боковыми поверхностями с поверхностями дисков. В верхней части кольца 4 выполнено отверстие для прохода штока 7, нижний конец штока 7 выполнен Т-образным и входит в паз вкладыша 5. Диски 3 установлены с охватом наружной поверхности кольца 4. Наружная поверхность кольца 4 выполнена со сферами для обеспечения плотного прилегания дисков 3 к седлам 2 при неточности изготовления. Седла 2 закреплены в корпусе 1 с помощью стопорных колец 8, для создания герметичности в конструкции задвижки предусмотрены уплотнения 9. В нижней части кольца 4 неподвижно закреплен упор 10. Задвижка работает следующим образом. За исходное положение примем такое, в котором шибер находится в верхнем положении проходное сечение задвижки открыто. При перемещении поступательно вниз штока 7 шибер вместе с дисками 3 и механизмом разжима начинает опускаться вниз. При достижении нижнего положения, после перекрытия проходного канала упор 10 прижимается к корпусу 1, при этом поступательное движение вниз дисков 3 заканчивается, при дальнейшем перемещении штока 7 вниз вкладыш 5 сжимает упругий элемент 6 в ограниченном кольцом 4 и дисками 3 объеме. В результате этого диски раздвигаются и плотно прилегают к седлам 2, обеспечивая надежную герметичность задвижки. При перемещении штока 7 вверх первоначально поднимается вкладыш 5, освобождая упругий элемент 6 и соответственно освобождается разжим дисков 3, которые затем свободно перемещаются вверх с помощью штока 7, открывая проходное сечение задвижки. Таким образом, предложенная конструкция задвижки позволяет значительно упростить задвижку и повысить надежность ее работы.Класс F16K3/18 при движении запорных элементов
запорный клапан с двойной тарелкой - патент 2480656 (27.04.2013) | |
криохирургический аппарат - патент 2438615 (10.01.2012) | |
задвижка - патент 2390681 (27.05.2010) | |
двухдисковая параллельная трубопроводная задвижка с выдвижным шпинделем - патент 2384780 (20.03.2010) | |
задвижка - патент 2338108 (10.11.2008) | |
вакуумный щелевой клапан - патент 2337262 (27.10.2008) | |
устройство шиберное - патент 2297568 (20.04.2007) | |
шиберный затвор - патент 2281428 (10.08.2006) | |
задвижка - патент 2254511 (20.06.2005) | |
задвижка - патент 2211977 (10.09.2003) |