вспомогательный диск "alpo" для повышения проходимости транспортного средства
Классы МПК: | B60B15/26 вспомогательные колеса или кольца, снабженные средствами для увеличения силы сцепления с поверхностью дороги, прикрепляемые к основному колесу |
Патентообладатель(и): | Постников Алексей Владимирович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-08-01 публикация патента:
27.08.1997 |
Использование: в автомобилестроении для повышения проходимости транспортного средства по грунтам с низкой несущей способностью и рыхлому снегу. Сущность изобретения: вспомогательный диск выполнен единой жесткой конструкцией с возможностью опоры и крепления к диску колеса, с грунтозацепами, радиальными ребрами жесткости, выполняющими функцию грунтозацепов и снабжен дополнительными грунтозацепами, расположенными между ребрами жесткости по периферии диска. Диаметр вспомогательного диска меньше наружного диаметра основного колеса на величину высоты шины. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Вспомогательный диск для повышения проходимости транспортного средства, представляющий собой диск жесткой конструкции, выполненный с возможностью опоры и крепления к диску колеса, с грунтозацепами, отличающийся тем, что диск выполнен с радиальными ребрами жесткости, выполняющими функцию грунтозацепов, и снабжен дополнительными грунтозацепами, расположенными между ребрами жесткости по периферии диска и ограниченными образующей, диаметром, меньшим наружного диаметра основного колеса на величину высоты шины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно для повышения проходимости транспортного средства по грунтам с низкой несущей способностью и рыхлому снегу. Известна конструкция колеса транспортного средства, содержащая ступицу, центральный и боковой ободья, обтянутые металлической сеткой и жестко с ними связанными опорными грунтозацепами, спицы, связывающие ободья со ступицей выполненные пластинчатыми, выступающими в осевом направлении за пределы ободьев и жестко соединены в опорном грунтозацепом (авт.св. N 1685754, кл. В 60 В 1/10). Недостатком указанной конструкции является то, что она сложна в изготовлении и эксплуатации, в частности процессе монтажа и демонтажа. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому устройству является уширитель колеса транспортного средства, содержащий расположенный с боку от колеса барабан, беговая поверхность которого образована планками, закрепленными одним концом к торцу барабана посредством цилиндрических шарниров с возможностью складываться к оси колеса, при этом планки снабжены упорами, ограничивающими их поворот во внешние стороны, и фиксирующим устройством для предотвращения складывания в рабочем положении, выполненным в виде диска. Недостатком указанной конструкции является то, что она довольно сложна, состоит из нескольких элементов со сложными связями, а также имеет неудобства при эксплуатации увеличение общих габаритов транспортного средства в сложенном положении, недостаточная прочность и надежность узлов соединения в работе. Технической задачей изобретения является увеличение проходимости транспортного средства за счет упрощения конструкции. Существенными признаками предлагаемой конструкции являются: вспомогательный диск для повышения проходимости транспортного средства, представляющий собой диск жесткой конструкции выполненный с возможностью опоры и крепления к диску колеса, с грунтозацепами, согласно изобретению, диск выполнен с радиальными ребрами жесткости выполняющими функцию грунтозацепов и снабжен дополнительными грунтозацепами, расположенными между ребрами жесткости по периферии диска и ограниченными образующей, диаметром меньшим наружного диаметра основного колеса на величину высоты шины. На фиг. 1 изображено взаимное положение вспомогательного диска и собственно колеса транспортного средства, вид с боку и вид спереди; на фиг. 2 узел 1 в месте примыкания шины и вспомогательного диска, схема образования осевой силы F, при работе вспомогательного диска, взаимное положение (до монтажа) фиксатора вспомогательного диска и отверстия диска колеса, болт и гайка-барашек для крепления вспомогательного диска к диску колеса. Предлагаемое устройство содержит вспомогательный диск 1, выполненный в форме кольца, который закреплен с боку на диске 2 колеса транспортного средства 3. Обод вспомогательного диска 4, имеющий режущую кромку 5, прилегающую к шине 6. К ободу 4 закреплены ребра жесткости 7 и грунтозацепы 8. Резиновая подкладка 9 расположена между диском 2 и вспомогательным диском 1, который прикреплен к диску 2 при помощи фиксаторов 10, а также гайкой-барашком 11, шайбы 12, резиновой прокладки (или пружины) 13 и болта 14, имеющего фаски 15 и риску 16. Предлагаемая конструкция работает следующим образом. При прохождении грунтов с низкой несущей способностью колесо транспортного средства 3 проваливается на величину равной 1/2 высоты шины колеса, в это время вступает в работу вспомогательный диск. Давление грунта воспринимается наклонным ободом 4 и передается через ребра жесткости на диск колеса 2. Режущая кромка 5 выполняет роль фиксатора в грунте и совместно с наклонным ободом (угол наклона обода равен углу b или 1,2 b, где b угол еречного наклона протектора) создает осевую силу F (фиг.2), которая дополнительно прижимает вспомогательный диск к колесу транспортного средства при работе. За счет дополнительной поверхности обода 4 уменьшается удельное давление на грунт, а также за счет грунтозацепов 8 и кромок ребер жесткости 7 увеличивается проходимость транспортного средства. Крепление вспомогательного диска к диску колеса производится при помощи фиксаторов 10 вставляемых в отверстия диска 2, а также болтов 14. Нагрузка от крутящего момента при работе воспринимается фиксаторами 10, болтами 14, а также силой трения между диском 2 и вспомогательным диском 1, через резиновые прокладки 9. Дополнительные радиальные нагрузки при работе (удар о камень и т.п.) воспринимается через резиновые прокладки или пружины 13, а также шиной колеса 6 вместе соприкосновения режущей кромки 5. В рабочем положении риска 16 должна быть направлена в сторону оси колеса. При изготовлении вспомогательного диска литьем из пластмассы роль фиксаторов и болтов выполняют пальцы-шипы с утолщением на концах, для посадки в натяг и устройством дополнительных щелей для удобства демонтажа при помощи монтировки или отвертки. Изобретение имеет следующие преимущества: увеличение проходимости, простота в изготовлении (штамповка, сварка или литье), быстрый срок окупаемости затрат, удобство и надежность в эксплуатации.Класс B60B15/26 вспомогательные колеса или кольца, снабженные средствами для увеличения силы сцепления с поверхностью дороги, прикрепляемые к основному колесу