тормозное устройство транспортного средства
Классы МПК: | B60T1/14 непосредственно на дорогу |
Патентообладатель(и): | Дудкин Дмитрий Владимирович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-10-24 публикация патента:
27.08.1997 |
Использование: применяется в колесных транспортных средствах, а именно в тормозном оборудовании автотранспорта, действующем непосредственно на поверхность дороги. Сущность изобретения: тормозное устройство содержит управляющий трос, тормозной элемент и шарнирный четырехзвенный механизм, которым тормозной элемент соединен с рамой транспортного средства, в качестве второго противоположно расположенного ей звена, тормозной элемент. Причем рама и тормозной элемент шарнирно соединены между собой третьим и четвертым звеньями с автоматически регулируемой длиной, например, в виде силовых цилиндров, телескопических штанг или в виде жестких раздвижных тяг. А тормозной элемент выполнен в виде общей для задних колес тормозной платформы, на оси симметрии, который жестко закреплен конец управляющего троса. 12 з. п. ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
1. Тормозное устройство транспортного средства, содержащее управляющий трос, тормозной элемент и шарнирный четырехзвенный механизм, посредством которого тормозной элемент соединен с рамой транспортного средства, отличающееся тем, что первое звено шарнирного четырехзвенного механизма представляет собой раму транспортного средства, вторым, противоположно расположенным ей звеном является тормозной элемент, причем рама и тормозной элемент шарнирно соединены между собой третьим и четвертым звеньями с автоматически регулируемой длиной, а тормозной элемент выполнен в виде общей для задних колес тормозной платформы, на оси симметрии которой жестко закреплен конец управляющего троса. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что третье звено, а также противоположно расположенное ему четвертое звено выполнено в виде силового цилиндра. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что третье звено, а также противоположно расположенное звено выполнено в виде телескопической штанги. 4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что телескопическая штанга снабжена пружиной сжатия, расположенной между ее частями. 5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что третье звено, а также противоположно расположенное ему четвертое звено выполнены в виде жесткой раздвижной тяги. 6. Устройство по п. 5, отличающееся тем, что жесткая раздвижная тяга снабжена пружиной сжатия, расположенной между ее частями. 7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на тормозной платформе рядом с шарниром третьего звена закреплен первый неподвижный направляющий блок, на раме транспортного средства установлен второй неподвижный направляющий блок, а управляющий трос пропущен снизу под первым блоком, сверху над вторым блоком и его конец жестко закреплен рядом с шарниром четвертого звена на тормозной платформе. 8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тормозная платформа выполнена в форме ромба. 9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тормозная платформа выполнена в форме эллипса. 10. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тормозная платформа выполнена в форме прямоугольника. 11. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тормозная платформа снабжена тормозными колодками, которые жестко закреплены на нижней ее поверхности. 12. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на верхней поверхности тормозной платформы выполнены продольные и поперечные взаимно пересекающиеся ребра жесткости. 13. Устройство по п.12, отличающееся тем, что на местах контакта с колесами на верхней поверхности тормозной платформы выполнены канавки и выступы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к тормозному оборудованию автотранспорта, действующему непосредственно на поверхность дороги. Известно тормозное устройство транспортного средства, содержащее взаимодействующий с поверхностью дороги тормозной элемент, который шарнирно связан с упорным рычагом, имеющим регулируемую длину и через него с рамой транспортного средства. При этом тормозной элемент шарнирно подвешен на рычаге, одним концом шарнирно связанным с рамой транспортного средства, другим с навесной системой трактора (авт. св. СССР N 477027, B 60 T 1/14, 1975). Недостатком известного тормозного устройства является необходимость иметь тормозной элемент большого веса, так как не в достаточной мере используется вес транспортного средства. Известно тормозное устройство транспортного средства, содержащее управляющий трос, тормозной элемент и шарнирный четырехзвенный механизм, которым тормозной элемент соединен с рамой транспортного средства. При этом управляющий трос соединен с боковым звеном шарнирного четырехзвенного механизма. Кроме того, устройство снабжено кулисой, с которой через упругий элемент соединено верхнее звено шарнирного четырехзвенного механизма. Один конец кулисы шарнирно соединен с кронштейном рамы транспортного средства. Другой ее конец, имеющий продольную прорезь, через ось связан с кронштейном, закрепленным на мосту транспортного средства (авт. св. СССР N 698811, B 60 T 1/14, 1979). Недостатком известного тормозного устройства является то, что тормозной элемент в транспортном положении находится ниже оси колеса транспортного средства и в недостаточной мере используется вес транспортного средства для его торможения, что снижает эффективность торможения. Создание надежного долговечного и эффективного тормозного устройства транспортного средства является задачей, на решение которой направлено данное изобретение. Сущность изобретения заключается в том, что в тормозном устройстве, содержащем управляющий трос, тормозной элемент и шарнирный четырехзвенный механизм, которым тормозной элемент соединен с рамой транспортного средства, оно имеет в качестве первого звена шарнирного четырехзвенного механизма раму транспортного средства, в качестве второго, противоположно расположенного ей звена, тормозной элемент. Причем рама и тормозной элемент шарнирно соединены между собой третьим и четвертным звеньями с автоматически регулируемой длиной, а тормозной элемент выполнен в виде общей для двух колес тормозной платформы, на оси симметрии которой жестко закреплен конец управляющего троса. Третье звено, а также противоположно расположенное ему четвертой звено может быть выполнено в виде силового цилиндра, в виде телескопической штанги ил в виде жесткой раздвижной тяги. Телескопическая штанга имеет пружину сжатия, расположенную между ее частями. Жесткая раздвижная тяга имеет пружину сжатия, расположенную между ее частями. На тормозной платформе рядом с шарниром третьего звена может быть закреплен первый неподвижный направляющий блок, на раме транспортного средства установлен второй неподвижный направляющий блок, а управляющий трос пропущен снизу под первым блоком, сверху над вторым блоком и его конец жестко закреплен рядом с шарниром четвертого звена на тормозной платформе. Тормозная платформа может имеет форму ромба, эллипса или прямоугольника. Тормозная платформа имеет тормозные колодки, которые жестко закреплены на нижней ее поверхности. Тормозная платформа имеет на своей верхней поверхности продольные и поперечные взаимно пересекающиеся ребра жесткости. На местах контакта с колесами верхняя поверхность тормозной платформы выполнена с канавками и выступами. Такая конструкция тормозного устройства согласно изобретению позволяет в достаточной мере использовать вес транспортного средства для его торможения и этим повысить эффективность торможения транспортного средства. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображено тормозное устройство транспортного средства, общий вид в рабочем положении; на фиг. 2 то же, вид сбоку; на фиг. 3 то же, в транспортном положении; на фиг. 4 тормозная платформа, вид сверху; на фиг. 5 тормозная платформа, вид снизу; на фиг. 6 силовой цилиндр; на фиг. 7 жесткая раздвижная тяга; на фиг. 8 телескопическая штанга. Тормозное устройство транспортного средства содержит управляющий трос 1, тормозной элемент 2 и шарнирный четырехзвенный механизм 3, которым тормозной элемент 2 соединен с рамой 4 транспортного средства. Устройство имеет в качестве первого звена 5 шарнирного четырехзвенного механизма 3 раму 4 транспортного средства, в качестве второго противоположно расположенного ей звена 6 тормозной элемент 2. Причем рама 4 и тормозной элемент 2 шарнирно соединены между собой третьим звеном 7 и четвертым звеном 8 с автоматически регулируемой длиной, а тормозной элемент 2 выполнен в виде общей для двух задних колес 9, 10 тормозной платформы 11, на оси 12 симметрии которой жестко закреплен конец 13 управляющего троса 1. Третье звено 7,а также противоположно расположенное ему четвертое звено 8 может быть выполнено в виде силового цилиндра 14, в виде жесткой раздвижной тяги 16. Телескопическая штанга 15 имеет пружину 17 сжатия, расположенную между ее частями 18, 19. Жесткая раздвижная тяга 16 имеет пружину 20 сжатия, расположенную между ее частями 21, 22. На тормозной платформе 11 рядом с шарниром 23 третьего звена 7 закреплен первый неподвижный направляющий блок 24, на раме 4 транспортного средства установлен второй неподвижный направляющий блок 25, а конец 13 управляющего троса 1 пропущен снизу под первым блоком 24, сверху над вторым блоком 25 и жестко закреплен рядом с шарниром 26 четвертого звена 8 на тормозной платформе 1. Тормозная платформа 11 может быть выполнена в форме ромба, эллипса или прямоугольника. Тормозная платформа 11 имеет тормозные колодки 27, которые жестко закреплены на нижней ее поверхности 28. Тормозная платформа 11 имеет на верхней поверхности 29 продольные и поперечные ребра 30, 31 жесткости. На местах 32, 33 контакта с колесами 9, 10 верхняя поверхность 29 тормозной платформы 11 выполнена с канавками 34 и выступами 35. Тормозное устройство работает следующим образом. При необходимости остановки транспортного средства водителем ослабляется управляющий трос 1, вследствие чего тормозная платформа 11 под действием собственного веса опускается на дорогу из транспортного положения в рабочее положение в непосредственной близости от колес 9, 10. Колеса 9, 10 наезжают на тормозную платформу 11. При этом третье и четвертое звенья 7, 8 автоматически увеличивают свою длину от максимального предела, обусловленного их конструкцией. Для смягчения удара при раздвижении звеньев 7, 8, выполненных в виде силовых цилиндров 14, используется рабочая среда жидкость или воздух, а выполненных в виде телескопических штанг 15 или в виде жестких раздвижных тяг 16, используется пружина 20 сжатия. От колес 9, 10 на тормозную платформу 11 передается часть веса транспортного средства, благодаря чему происходит интенсивное трение тормозных колодок 27 о поверхность дороги. Транспортное средство тормозится до полной остановки без отклонения от направления движения, так как силы трения действуют на общую платформу 11 одновременно от двух колес 9, 10. После остановки транспортное средство съезжает назад с тормозной платформы 11, которая посредством управляющего троса 1 поднимается в верхнее транспортное положение и выполняет роль поддона, защищающего днище транспортного средства от механических повреждений. При этом третье и четвертое звенья 7, 8 автоматически меняют свою длину до минимального предела, обусловленного их конструкцией. Если раздвижные звенья 7, 8 выполнены в виде силовых цилиндров 14, тормозное устройство может выполнять роль домкрата и применяется для выталкивания задних колес из неровностей грунта в условиях бездорожья.Класс B60T1/14 непосредственно на дорогу