устройство взаимостопорения вала и втулки
Классы МПК: | F16B21/18 с пружинными кольцевыми замками и тп упругими фиксирующими устройствами; их элементы B60B7/12 с кольцевой пружиной или зажимающим элементом крепления, прикрепленным к колпаку |
Автор(ы): | Дудкин А.Т. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "АвтоВАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-05-10 публикация патента:
27.08.1997 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях устройств крепления декоративного колпака относительно ступицы колеса автомобиля. Сущность изобретения: устройство содержит вал 1 с выполненной на его поверхности кольцевой канавкой 2, в которой установлено разрезное стопорное кольцо 3, одновременно находящееся в кольцевой канавке 4 втулки 5. Стопорное кольцо 3 выполнено с перекрывающими друг друга и отогнутыми к его центру концами, между которыми расположен один конец пластины с возможностью поворота ее вокруг продольной оси. Пластина и отогнутые концы стопорного кольца расположены в проеме вала, а кольцевая канавка 2 вала выполнена ступенчатой, причем стопорное кольцо 3 расположено в канавке 11 большего диаметра при застопоренном положении втулки и вала. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Устройство взаимостопорения вала и втулки, содержащее вал с выполненной на его поверхности кольцевой канавкой, в которой установлено разрезанное стопорное кольцо, одновременно находящееся в кольцевой канавке втулки, отличающееся тем, что стопорное кольцо выполнено с перекрывающими друг друга и отогнутыми к его центру концами, между которыми расположен один конец пластины с возможностью поворота ее вокруг продольной оси, причем пластина и отогнутые концы стопорного кольца расположены в проеме, выполненном на валу, а кольцевая канавка вала выполнена ступенчатой, причем стопорное кольцо расположено в канавке вала большего диаметра при застопоренном положении втулки и вала. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что второй конец пластины установлен в дополнительной втулке, расположенной в проеме вала соосно пластине, причем в свободном торце дополнительной втулки выполнена прорезь для инструмента.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, в частности, в конструкциях устройств крепления декоративного колпака относительно ступицы колеса автомобиля. Наиболее близким к предлагаемому из числа аналогичных является техническое решение из описания к международной заявке N WO 89/02540, кл. 4 F 16 B 21/18, опубликованной 23.03.89. Известный узел содержит втулку, установленную на валу, на поверхности которого выполнена кольцевая канавка, в которой расположено разрезанное стопорное кольцо, а на внутренней поверхности втулки выполнена ступенчатая канавка. Причем в застопоренном положении втулки относительно вала стопорное кольцо находится в кольцевой канавке втулки меньшего диаметра. К недостаткам известного технического решения можно отнести то, что для приведения узла в застопоренное состояние необходимо наличие упора, контактирующего со стопорным кольцом и одновременно необходимо дополнительное устройство для создания усилия перемещения втулки. Это обуславливает определенную сложность при сборке узла. Задачей изобретения является упрощение процесса стопорения узла и возможность приведения его в обратное расстопоренное состояние. Для решения поставленной задачи в устройстве взаимостопорения втулки и вала, содержащем вал с выполненной на его поверхности кольцевой канавкой, в которой установлено разрезанное стопорное кольцо, одновременно находящееся в кольцевой канавке втулки, согласно изобретению, стопорное колесо выполнено с перекрывающимися и отогнутыми к его центру концами, между которыми расположен один конец пластины с возможностью ее поворота вокруг продольной оси, причем пластина и отогнутые концы стопорного кольца расположены в проеме, выполненном на валу, а кольцевая канавка вала выполнена ступенчатой, причем стопорное кольцо расположено в канавке вала большего диаметра при застопоренном положении втулки и вала. Сравнение предлагаемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентноспособности "новизна". Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники. Предложенное техническое решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость". Для обеспечения удобства расстопорения узла целесообразно второй конец пластины разместить в дополнительной втулке, расположенной в проеме вала соосно пластине, причем в свободном торце дополнительной втулки необходимо выполнить прорезь для инструмента. На фиг.1 изображено устройство взаимостопорения вала и втулки, продольный разрез; на фиг. 2 вид А на фиг.1, при расстопоренном положении вала и втулки; на фиг.3 то же, при растопоренном положении вала и втулки; на фиг.4 вал в сборе, продольный разрез; на фиг.5 вид Б на фиг.4; на фиг.6 вид В на фиг.4. В конкретном случае исполнения устройства взаимостопорения вала и втулки, оно может быть применено, например, в конструкции крепления декоративного колпака относительно ступицы колеса автомобиля (фиг.1). При этом вал 1 выполнен в виде декоративного колпака, а ступица играет роль втулки 5, к которой болтами прикреплен диск колеса. Устройство взаимостопорения вала и втулки содержит вал 1 с выполненной на его поверхности кольцевой канавкой 2, в которой установлено разрезанное стопорное кольцо 3, одновременно находящееся в кольцевой канавки 4 втулки 5. Стопорное кольцо 3 выполнено с перекрывающими друг друга и отогнутыми к центру кольца концами 6 и 7, между которыми расположен один конец 8 пластины 9. Пластина может быть повернута вокруг своей продольной оси О-О. Причем пластина 9 и отогнутые концы 6 и 7 стопорного кольца расположены в проеме 10, выполненном на валу 1, а кольцевая канавка 2 вала выполнена ступенчатой. Стопорное кольцо 3 расположено в канавке 11 большего диаметра при застопоренном состоянии втулки 5 и вала 1 и в канавке 12 меньшего диаметра при расстопоренном состоянии втулки и вала. Целесообразно второй конец 13 пластины 9 установить в дополнительной втулке 14, расположенной в проеме 10 соосно пластине, причем в свободном торце 15 дополнительной втулки необходимо выполнить прорезь 16 для инструмента (не показан), облегчающего процесс расстопоривания вала относительно втулки. На заходной части втулки 5 выполнена фаска 17. Работает устройство следующим образом. Для стопорения вала относительно втулки вал 1 с установленным на нем стопорным кольцом 3, которое в свободном состоянии расположено в канавке 11 вала и имеет несколько больший диаметр, чем внутренний диаметр втулки 5, вводят внутрь втулки. При этом стопорное кольцо 3, контактируя с фаской 17, сжимается и входит вместе с валом во внутреннюю полость втулки 5. В сжатом состоянии стопорное кольцо 3 располагается в кольцевой канавке 12 меньшего диаметра до тех пор, пока канавка 12 не совместится с кольцевой канавкой 4 втулки 5. В этот момент стопорное кольцо 3 под действием сил упругости распрямляется (увеличивается в диаметре) и заходит в кольцевую канавку 4 втулки 5, и одновременно располагается в кольцевой канавке 11 вала, имеющей больший диаметр (фиг.3). В таком положении взаимодействующих элементов вал 1 застопорен относительно втулки 5. Для расстопорения втулки и вала выполняют следующие действия. В прорезь 16 дополнительной втулки 14 вставляют имеющийся инструмент, например отвертку (не показана) затем нажимают на вал 1, несколько утапливая его во втулку 5, до совмещения канавки 12 вала с канавкой 4 втулки, и одновременно отверткой поворачивают в любую сторону дополнительную втулку 14 вместе с установленной в ней пластиной 9. При этом конец 8 пластины разжимает концы 6 и 7 стопорного кольца 3, тем самым уменьшается его диаметр (кольцо сжимается), оно выходит из канавки 4 втулки и располагается в канавке 12 вала, имеющий меньший диаметр, чем канавка 11 (фиг.2). В таком положении взаимодействующих элементов вал 1 расстопорен относительно втулки 5 и может быть беспрепятственно вынут из нее. Таким образом, за счет использования предлагаемого технического решения достигается достаточно простое и надежное стопорение узла, а также обеспечивается возможность быстрого приведения его в расстопоренное состояние.Класс F16B21/18 с пружинными кольцевыми замками и тп упругими фиксирующими устройствами; их элементы
стопорное кольцо - патент 2485364 (20.06.2013) | |
замковый узел - патент 2447333 (10.04.2012) | |
узел вал-втулка, снабженный расширительным элементом - патент 2439385 (10.01.2012) | |
устройство, управляемое текучей средой под давлением, с безопасной крышкой камеры, содержащей текучую среду под давлением - патент 2429388 (20.09.2011) | |
запорно-фиксирующее устройство поворотного механизма - патент 2426017 (10.08.2011) | |
замковый узел - патент 2418997 (20.05.2011) | |
узел соединения - патент 2389913 (20.05.2010) | |
стопорное устройство для фиксации деталей типа вал-втулка - патент 2357114 (27.05.2009) | |
шариковый замок - патент 2291328 (10.01.2007) | |
шариковый замок - патент 2291327 (10.01.2007) |
Класс B60B7/12 с кольцевой пружиной или зажимающим элементом крепления, прикрепленным к колпаку