пассажирское транспортное средство
Классы МПК: | B61B13/12 системы с движущими устройствами, расположенными между или вдоль направляющих, например пневматические системы |
Патентообладатель(и): | Жуков Анатолий Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-11-13 публикация патента:
10.09.1997 |
Использование: изобретение относится к пассажирскому транспорту и может быть использовано в качестве оперативного транспортного средства для перевозки людей на коротких дистанциях. Сущность изобретения: пассажирское транспортное средство содержит корпус, оснащенный пассажирским салоном, оборудованный сидениями и дверями для входа в салон и выхода пассажиров из салона. Корпус выполнен сферическим и соединен с верхней и нижней тележками посредством вертикальных полуосей для поворота на них корпуса в горизонтальной плоскости при испытывании корпусом сил инерции на поворотах при перемещении корпуса в полости трубопроводной магистрали. Сидения с возможностью посадки пассажиров на одном из них размещены в салоне диаметрально противоположно. Под сидениями закреплены герметичные емкости. Емкости заполнены рабочей жидкостью и содержат пневмополости в верхних своих частях. Емкости сообщены между собой гидромагистралью. Пневмополости соединены между собой пневмопроводом. Пневмопровод пропущен через полость гидромагистрали. Двери корпуса выполнены сферическими с возможностью охвата упомянутого корпуса снаружи и автоматического поворота их вокруг указанных полуосей. Транспортное средство содержит электромагниты, одни из которых смонтированы на верхней тележке, а другие на корпусе для предварительной фиксации корпуса относительно указанных тележек перед остановками и на стоянке транспортного средства. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Пассажирское транспортное средство преимущественно для перемещения в полости трубопроводной магистрали, содержащее корпус, оснащенный пассажирским салоном, оборудованным сидениями и дверями для входа в салон и выхода пассажиров из салона, и соединенную с корпусом верхнюю тележку для перемещения на ней корпуса в полости трубопроводной магистрали, отличающееся тем, что транспортное средство дополнительно снабжено нижней тележкой аналогичного с верхней назначения, корпус выполнен сферическим и соединен с верхней и нижней тележками посредством вертикальных полуосей для поворота на них корпуса в горизонтальной плоскости при испытании корпусом сил инерции на поворотах, сидения, с возможностью посадки пассажиров на одном из них, размещены в салоне диаметрально противоположно, под сидениями закреплены герметичные емкости, емкости заполнены рабочей жидкостью и содержат пневмополости в верхних своих частях, причем указанные емкости сообщены между собой гидромагистралью, а пневмополости соединены между собой пневмопроводом, при этом пневмопровод пропущен через полость гидромагистрали, двери корпуса выполнены сферическими с возможностью охвата упомянутого корпуса снаружи и автоматического поворота их вокруг указанных полуосей, транспортное средство снабжено электромагнитами, одни из которых смонтированы на верхней тележке, а другие на корпусе для предварительной фиксации его относительно указанных тележек перед остановками и на стоянке транспортного средства. 2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что пассажирские сидения размещены в нижней части салона. 3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что корпус выполнен с возможностью поворота вокруг полуосей на угол, лежащий в пределах 360o.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области пассажирскому транспорту и может быть использовано в качестве оперативного транспортного средства для перевозки людей на небольшие дистанции от населенных пунктов, например, к заводам, электростанциям и т. п. для доставки отдыхающих лиц от санаториев, домов отдыха к пляжам и обратно, а также как новый, экзотический вид транспорта на аттракционах, спортивных площадках и иных скоплениях людей. Известна трубчатая транспортная система, содержащая, по меньшей мере, одну трубопроводную магистраль, с противоположной стороны которой расположены концевые станции, взаимодействующие с вакуум-установками и средствами, управляющими потоком перемещения капсул с грузом. На концевых станциях для плавного сдерживания и оперативного торможения капсулы выполнены полости, загруженные водой, в которых упомянутые капсулы разворачивают для загрузки и следования по кольцу в обратном направлении [1]Недостаток известного устройства заключен в ограниченной пропускной способности и испытывании грузом значительных перегрузок от сил инерции на виражах в пути следования. Известно пассажирское транспортное средство, содержащее корпус, оснащенный пассажирским салоном, оборудованным сидениями и дверями для входа в салон и выхода пассажиров из салона, и соединенную с корпусом верхнюю тележку для перемещения на ней корпуса в полости трубопроводной магистрали [2]
Недостатком указанного технического решения является жесткое крепление корпуса размещения пассажиров, в результате последние испытывают значительные инерционные перегрузки, имеющие место на виражах по пути следования. Техническим результатом изобретения является уменьшение боковых, смещающих пассажиров, нагрузок, при испытывании пассажирами значительных сил инерции в момент изменения направления движения транспортируемого средства. Технический результат достигается тем, что транспортное средство содержащее корпус, оснащенный пассажирским салоном, оборудованным сидениями и дверями для входа в салон и выхода пассажиров из салона из салона, и соединенную с корпусом верхнюю тележку для перемещения на ней корпуса в полости трубопроводной магистрали, дополнительно снабжено нижней тележкой аналогичного с верхней назначения, корпус выполнен сферическим и соединен с верхней и нижней тележками посредством вертикальных полуосей для поворота на них корпуса в горизонтальной плоскости при испытании корпусом сил инерции на поворотах, сидения, с возможностью посадки пассажиров на одном из них, размещены в салоне диаметрально противоположно, под сидениями закреплены герметичные емкости, емкости заполнены рабочей жидкостью и содержат пневмополости в верхних своих частях, причем указанные емкости сообщены между собой гидромагистралью, а пневмополости соединены между собой пневмопроводом, при этом пневмопровод пропущен через полость гидромагистрали, двери корпуса выполнены сферическими, с возможностью охвата упомянутого корпуса снаружи и автоматического поворота их вокруг указанных полуосей, транспортное средство снабжено электромагнитами, одни из которых смонтированы на верхней тележке, а другие на корпусе для предварительной фиксации его относительно указанных тележек перед остановками и на стоянке транспортного средства. Кроме того, пассажирские сидения размещены в нижней части салона. Кроме того, корпус выполнен с возможностью поворота вокруг полуосей на угол, лежащий в пределах 360o. На фиг. 1 представлен вид А-А фиг. 3 на полость пассажирского салона; на фиг. 2 вид на пассажирское сидение В-В на фиг. 3; на фиг. 3 вид на основание пассажирского салона по Б-Б на фиг.1. Пассажирское транспортное средство, преимущественно для перемещения в полости трубопроводной магистрали, содержит сферический корпус 1 транспортного средства, перемещаемого, например, в полости 2 трубопроводной магистрали 3. Корпус 1 шарнирно закреплен на нижней 4 и верхней 5 тележках, приводимых в движения пневмо-, электро- или магнитными движителями и покоится, по меньшей мере, на двух полуосях нижней 6 и верхней 7, обеспечивающих возможность поворота кабины в направлении стрелок 8 и 9, при испытывании пассажиром сил инерции в момент изменения направления движения транспортного средства. В полости 10 пассажирского салона размещены навстречу друг другу, по меньшей мере, два сидения 11, в основании которых закреплены герметичные гидравлические емкости 12, верхние полости которых полые и соединены пневмопроводом, пропущенным через гидромагистраль, обеспечивающую гидроемкостям возможность быть сообщающимися между собой сосудами. Верхние концы 13 и 14 указанного пневмопровода выступают над уровнем жидкости и соединяют пневмополости в их верхнем уровне. Пассажирский корпус (см. фиг. 3) оснащен сферической формы раздвигающимися дверями 15, обладающими способностью перемещатся вокруг сферического корпуса, а снаружи корпуса закреплены электромагниты 16, взаимодействующие с электромагнитами 17 тележки 5 транспортного средства, предназначенные для фиксации поворотного корпуса перед его остановкой на станции пересадки пассажиров, оснащенной совмещенными (с выходом из салона) дверями 18. Сидения для пассажиров размещены в основании шарообразного салона и взаимодействуют со ступенями 19 (см. фиг. 2). Во избежание осевого смещения кабины на поворотах, последняя оснащена радиальными роликовыми опорами 20. При движении транспортного средства к станции для посадки пассажиров (не показаны) за счет инерции торможения (по прямой) в направлении стрелки 25 жидкость из полости герметичной гидроемкости сидения 11 по сообщающей гидромагистрали перетекает в полость герметичной емкости сидения 24, вытесняя воздух в пневмополость герметичной емкости сидения 11. За счет образовавшейся эксцентричности все сидения выстраиваются автоматически в направлении движения, например, поезда и в таком положении фиксируются взаимодействующими электромагнитами 16 и 17 (см. фиг. 3) при подаче на них электрического тока. Такая электромагнитная фиксация сохраняется до конца посадки пассажиров. На станции пассажир входит в направлении стрелки 23 (по ступеням 19) и занимает любое из сидений, например 24-е (см. фиг. 1). Двери 15 автоматически закрываются и транспортное средство трогается с места, например, по стрелке 25. В этот момент электромагниты 16 и 17 обесточиваются и за счет эксцентричности груза корпус 1 самопроизвольно поворачивается в направлении стрелки 9. Тогда сидение 24 с пассажирами займет положение сидения 11 и, чем выше будет момент ускорения, тем энергичнее перетечет жидкость в бак под сидение 24 и увеличит эксцентричную массу, выстроив указанное сидение строго в направлении движения транспортного средства. При энергичном изменении направления движения в обычном транспортном средстве пассажиры, смещаясь на сидении, своим телом давят друг на друга. В этом же пассажирском средстве кабина пассажира лишь повернется вокруг оси, испытывая указанную нагрузку, а пассажир всегда будет занимать комфортное положение, используя упомянутую силу инерции только для прижатия его спины к спинке кресла (пассажирского сидения). Следует отметить, что корпус 1 пассажира, перемещаемый по полости 2 трубопроводной магистрали 3, может совершать в подземном (надземном) пространстве самые невероятные кульбиты, опираясь на нижнюю 4 и верхнюю 5 тележки, посредством полуосей нижней 6 и верхней 7, дающих возможность вращения сферического (равно, как и прямоугольного эквивалентного первого) корпуса в направление указанных стрелок 8 и 9. В полости же 10 пассажир всегда чувствует себя комфортно и главное состоит в том, что последнего на крутых виражах при испытывании пассажиром нагрузок сила инерции не бросает из стороны в сторону, ибо упомянутые инерционные нагрузки прижимают его спиной к спинке пассажирского сидения. Герметичные гидравлические емкости 12 компактно размещены под сидениями. При езде от парка до посадочной площадки корпуса поезда вращаются сами по себе, при испытывании корпусами сил инерции и действия перемещающейся жидкости и занимают определенное пространственное положение, строго соответствующее испытыванию внешних сил. Но при подъезде к станции, благодаря наличию указанных гидроемкостей, например при торможении, жидкость перемещается из одной емкости в другую, создает значительную эксцентричность и все сидения (если предположить, что они сгруппированы в поезд) выстраиваются строго по направлению движения. При подаче на электромагниты 16 и 17 (см. фиг. 3) электрического тока, последние жестко фиксируют корпуса поезда относительно тележек и ориентируют входные двери 15 с дверями 18 перрона. Причем магнитная фиксация корпусов сохраняется до конца посадки пассажиров и трогания поезда с места. При движении к пункту назначения магнитные фиксаторы обесточиваются и корпуса поворачиваются вокруг оси, обеспечивая пассажирам удобства при их перемещении. При движении транспортного средства в обратном направлении (по стрелке 26) пассажир, сидящий спиной по направлению движения, непременно повернется вместе с корпусом лицом по упомянутому направлению, что указывает на автоматическое обеспечение удобств при пользовании предлагаемым устройством. Пневмоперепускной трубопровод, сохраняя герметичность системы, обеспечивает возможность оперативного заполнения одной из емкостей, испытывающей силу инерции, а при остановке, благодаря действию сообщающихся сосудов, жидкость, пользуясь указанным пневмопроводом, столь же быстро восстанавливает положение исходного уровня под действием гравитации Земли. Оперативность истечения жидкости из полости в полость герметичных гидроемкостей обеспечивается выступающими концами 13 и 14 пневмопровода, через которые перемещается газ из одной пневмополости в другую, чем обеспечивается оперативность перемещения жидкости и ее подвижность. При перемещении на виражах корпус испытывает нагрузку смещения в сторону, обратную направлению поворота. Тогда для центровки указанного корпуса (см. фиг. 2) по радиусу трубопроводной магистрали на тележке размещают опорные катки 20, вступающие в работу лишь при смещении транспортного средства в направление стрелок 21 и 22. Известно, что с увеличением скорости перемещения ныне действующего транспортного средства, например автобуса, особенно на виражах, появляются неудобства бокового смещения пассажиров, потесняющих друг друга. Этим в принципе, объясняется требование торможения указанного транспортного средства при подъездах к поворотам, что замедляет скорость перемещения людей. То же можно сказать и о перемещении некоторых грузов, на терпящих перемещения от борта к борту, например, в полости вагона, судна, самолета и т. п. Погружение же указанных грузов в полость предлагаемого средства обеспечивает возможность быстрого их перемещения, не снижая скорости на поворотах, чем обеспечивается оперативность доставки, сохранность и щадящие условия их перевозки. Следует отметить, что кабины скоростных транспортных средств, развивающих скорость до 500 км/ч и более на сравнительно коротких (3 5 км) дистанциях движения, могут перевозить и по одному пассажиру в одной кабине, в конечном результате число перевезенных пассажиров может превысить способность перевозки (указанных пассажиров) обычными транспортными средствами при скоплении народа в их неухоженных салонах. К тому же выполнение, например, двух сидений в полостях пассажирских кабин предлагаемого средства предусмотрено для неторопливой перевозки зрителей на панорамных площадках для обозрения пейзажей, например вдоль береговой зоны моря, окаймленными горными склонами и лесным массивом. При оперативном же перемещении в подземелье и на скоростных, извилистых трассах оба пассажира усаживаются в одно кресло и транспортное средство уносит их с очень большой скоростью, не снижая ее на самых крутых поворотах.
Класс B61B13/12 системы с движущими устройствами, расположенными между или вдоль направляющих, например пневматические системы