транспортное средство
Классы МПК: | B61D39/00 Приспособления для укрывания вагонов; брезент; подвижные или складные крыши |
Автор(ы): | Бубешко М.Е., Никиташкин В.Ф., Петров Г.А., Руднев В.П. |
Патентообладатель(и): | Конструкторское бюро специального машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-08-08 публикация патента:
10.09.1997 |
Изобретение относится к транспорту и касается конструкции грузовых транспортных средств для перевозки специальных грузов, преимущественно изделий ракетно-косметической техники. Сущность изобретения: транспортное средство содержит установленную на ходовые части платформу. Кузов выполнен из отдельных частично перекрывающих друг друга секций, смонтированных на платформе с возможностью поперечного перемещения и связанных с платформой и между собой посредством разъемных соединений. Приводы поперечного и вертикального перемещений секций кузова, шарнирно соединены с секциями кузова и смонтированы попарно на стойках. Стойки шарнирно установлены на платформе с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости гидроцилиндрами. Каждый гидроцилиндр установлен между каждой стойкой и платформой. Секции кузова соединены с платформой и между собой образуя соответственно горизонтальный и вертикальный разъемы с герметичными соединениями. Торцевые стенки кузова выполнены наклонными. 2 з.п. ф-лы 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10
Формула изобретения
1. Транспортное средство, содержащее установленную на ходовые части платформу, кузов, выполненный из отдельных частично перекрывающих друг друга секций, смонтированных на платформе с возможностью поперечного перемещения и связанных с платформой и между собой посредством разъемных соединений, отличающееся тем, что оно снабжено приводами поперечного и вертикального перемещений секций кузова, шарнирно соединенными с последними и смонтированными попарно на стойках, которые шарнирно установлены на платформе с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости гидроцилиндрами, каждый из которых установлен между каждой стойкой и платформой, при этом секции кузова соединены с платформой и между собой, образуя соответственно горизонтальный и вертикальный разъемы с герметичными соединениями, а торцевые стенки кузова выполнены наклонными. 2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что указанные герметичные соединения включают в себя уплотнения из упругого материала, контактирующего со спаренными нажимными элементами ножевидной формы, причем упомянутое уплотнение вертикального разъема секций кузова размещено на перекрывающей секции, при этом на другой секции установлены два пояса соответствующих нажимных элементов, а уплотнение горизонтального разъема платформы и секций кузова размещено на платформе по двум замкнутым контурам секций кузова, соответствующим их рабочим положениям, при этом соответствующие нажимные элементы установлены на секциях кузова. 3. Транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что разъемные соединения включают в себя упоры, взаимодействующие посредством винтовых захватов с соответствующими опорами, при этом на перекрываемой секции кузова установлены два пояса упоров, расположенных вдоль упомянутых нажимных элементов, а на другой секции один пояс опор, расположенных вдоль уплотнения вертикального разъема секций кузова, на платформе установлены опоры, расположенные вдоль упомянутых контуров уплотнения горизонтального разъема платформы и секций кузова, при этом соответствующие упоры расположены вдоль нажимных элементов, установленных на секциях кузова.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспорту и касается конструкции грузовых транспортных средств для перевозки специальных грузов, преимущественно изделий ракетно-космической техники. Известен раздвижной железнодорожный вагон, содержащий продолговатую раму, опирающуюся на ходовые колеса. Рама имеет противолежащие концевые секции, связанные между собой с возможностью регулирования их взаимного положения в продольном направлении для изменения длины рамы и установки контейнеров разной длины [1]Известный раздвижной вагон габаритность, определяемую поперечным габаритом устанавливаемых контейнеров и не предполагает возможности ее регулирования. Известен кузов железнодорожного вагона регулируемой ширины, содержащий на уровне крыши два лонжерона, соединенные траверсами и на уровне пола два других лонжерона, соединенные между собой в средней части посредством панелей. Лонжероны крыши соединены с лонжеронами пола посредством стоек [2]
Недостатком известного транспортного средства является то, что оно не предусматривает обеспечение герметичности вагона. Кроме того конструкция кузова предполагает возможность изменения поперечного габарита только средней части вагона. Наиболее близким аналогом к предложенному устройству является транспортное средство, содержащее установленную на ходовые части платформу, кузов, выполненный из отдельных частично перекрывающих друг друга секций, смонтированных на платформе с возможностью поперечного перемещения и связанных с платформой и между собой разъемными соединениями [3]
Недостатком известного транспортного средства является необходимость использования внешних грузоподъемных приспособлений при переходе с одного габарита на другой, а также то, что оно не предполагает обеспечения герметичности кузова. Техническим результатом изобретения является создание герметичного железнодорожного транспортного средства, обеспечивающего возможность перевозки как габаритных, так и негабаритных специальных грузов в заданных условиях температурно-влажностного режима и чистоты воздуха внутри кузова транспортного средства. Технический результат достигается тем, что транспортное средство, содержащее установленную в ходовые части платформу, кузов, выполненный из отдельных частично перекрывающих друг друга секций, смонтированных на платформе с возможностью поперечного перемещения и связанных с платформой и между собой посредством разъемных соединений, снабжено приводами поперечного и вертикального перемещений секций кузова, шарнирно соединенными с последними и смонтированными попарно на стойках, которые шарнирно установлены на платформе с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости гидроцилиндрами, каждый из которых установлен между каждой стойкой и платформой, при этом секции кузова соединены с платформой и между собой, образуя соответственно горизонтальный и вертикальный разъемы с герметичными соединениями, а торцевые стенки кузова выполнены наклонными. Кроме того, указанные герметичные соединения включают в себя уплотнения из упругого материала, контактирующего со спаренными нажимными элементами ножевидной формы, причем упомянутое уплотнение вертикального разъема секций кузова размещено на перекрывающей секции, при этом на другой секции установлено два пояса соответствующих нажимных элементов, а уплотнение горизонтального разъема платформы и секций кузова размещено на платформе по двум замкнутым контурам секций кузова, соответствующим их рабочим положениям, при этом соответствующие нажимные элементы установлены на секциях кузова. Кроме того, разъемные соединения включают в себя упоры, взаимодействующие посредством винтовых захватов с соответствующими опорами, при этом на перекрываемой секции кузова установлено два пояса упоров, расположенных вдоль упомянутых нажимных элементов, а на другой секции один пояс опор, расположенных вдоль уплотнения вертикального разъема секций кузова, на платформе установлены опоры, расположенные вдоль упомянутых контуров уплотнения горизонтального разъема платформы и секций кузова, при этом соответствующие упоры расположены вдоль нажимных элементов, установленных на секциях кузова. На фиг.1 показан общий вид транспортного средства; на фиг.2 вид с торца на кузов в положении, соответствующем железнодорожному габариту 1-Т, разрез А А на фиг. 1; на фиг.3 вид с торца на кузов, секции кузова раскрыты и повернуты в положение разгрузки-выгрузки изделия; на фиг.4 вид с торца на кузов, секции кузова раскрыты до положения обслуживания изделия; на фиг.5 - вид с торца на кузов в положении, соответствующем наибольшему габариту перевозки; на фиг. 6 уплотнение горизонтального разъема платформы и секции кузова, и разъемное соединение, узел Б на фиг. 5; на фиг.7 разъемное соединение, вид по стрелке В на фиг.6; на фиг.8 уплотнение горизонтального разъема платформы и секций кузова, вид в плане; на фиг.9 вид сбоку на торцевую стенку кузова; на фиг.10 разрез по торцевой стенке кузова, разрез Г- Г на фиг.9. В варианте исполнения изобретение выполнено в виде железнодорожного транспортного средства. Железнодорожное транспортное средство содержит платформу 1, установленную на ходовые части 2, разъемный из двух секций 3 и 4 кузов 5, средства перемещения секций кузова 6 и 7. В кузове 5 размещается перевозимое изделие 8. Секции кузова 3 и 4 установлены на платформе 1 и связаны с платформой и между собой посредством разъемных соединений 9. При этом секция 3 частично перекрывает секцию 4. Средства перемещения секций кузова выполнены в виде силовых приводов поперечного и вертикального перемещения 10 и 11, шарнирно соединенных с секциями кузова 3 и 4, и смонтированных попарно на стойках 12 и 13. В варианте осуществления изобретения силовые приводы перемещения 10 и 11 имеют гидравлическое исполнение, а их исполнительные механизмы выполнены в виде гидроцилиндров поперечного перемещения 14 и гидроцилиндров вертикального перемещения 15. Стойки 12 и 13 шарнирно установлены на платформе 1 с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости. Между каждой стойкой и платформой 1 установлен гидроцилиндр поворота стойки 16. Поворот стоек обеспечивает возможность проведения операций загрузки-выгрузки транспортного средства в условиях ограниченного по ширине рабочего пространства. Торцевые стенки кузова выполнены наклонными. Такое исполнение позволяет уменьшить необходимую величину перемещения перекрывающей секции 3 относительно перекрываемой секции 4 при раскрытии кузова 5. Величина угла наклона торцевых стенок определяется конструктивными соображениями и составляет 6-10o. Секции кузова 3 и 4 с платформой 1 и между собой образуют герметичные соединения. Последние выполнены в виде уплотнения 17 из упругого материала, например резины, контактирующего со спаренными нажимными элементами 18. Нажимные элементы имеют ножевидную форму и установлены через прокладку 19 из теплоизолирующего материала, например резины. Благодаря особенностям конструктивного исполнения в герметичном соединении образуется теплоизолятор в виде воздушной подушки a. Уплотнение 17 вертикального разъема секций кузова размещено на перекрывающей секции 3. При этом перекрываемая секция 4 снабжена двумя поясами нажимных элементов 18. Расположение поясов нажимных элементов соответствует двум рабочим положениям закрытого кузова 5. Уплотнение горизонтального разъема платформы и секций кузова размещено на платформе по двум замкнутым, частично совмещенным внешнему и внутреннему контурам b и c, соответствующим двум рабочим положениями закрытого кузова 5. При этом соответствующие нажимные элементы 18 установлены на секциях кузова 3 и 4. Разъемные соединения 9 секций кузова и платформы выполнены в виде закрепленных на секциях кузова упоров 20, взаимодействующих посредством съемных захватов 21, снабженных винтами 22, с закрепленными на платформе 1 опорами 23. Для соединения с захватами 21 опорами 23 снабжены осями 24, при этом опоры выполнены со сферическими опорными головками d. Винт 22 обеспечивает стягивание разъемного соединения до контакта цилиндрической опорной поверхности упора со сферической головкой опоры. Опоры 23 расположены вдоль обоих контуров уплотнения. При этом соответствующие упоры 20 расположены вдоль нажимных элементов 18, установленных на секциях кузова. Разъемные соединения вертикального разъема секций кузова имеют аналогичную конструкцию. При этом перекрываемая секция кузова 4 снабжена двумя поясами упоров 20, расположенных вдоль поясов нажимных элементов 18, а секция кузова 3 одним поясом опор 23, расположенных вдоль уплотнения вертикального разъема секций. Платформа через ходовые части 2 установлена на рельсовом пути 25, а ее консоли снабжены отсеками 26 и 27 с рабочей аппаратурой. В отсеках 26 и 27 могут перевозиться и составные части перевозимого изделия 8. Изнутри транспортное средство снабжено теплоизолирующей (на чертеже не показана). Внутри герметичного кузова обеспечиваются заданные условия температурно-влажностного режима и чистоты воздуха. Транспортное средство работает следующим образом. Для перевода устройства из транспортного положения в положение загрузки ослабляют затяжку винтов 22 винтовых захватов 21, после чего снижают винтовые захваты, установленные вдоль горизонтального и вертикального разъемов. Посредством гидроцилиндров вертикального перемещения 15 путем подъема кузова 5 разъединяют нажимные элементы 18, установленные на секциях кузова, и соответствующее уплотнение 17, расположенное на платформе 1. Затем посредством гидроцилиндров поперечного перемещения 14 разъединяют нажимные элементы 18, установленные на секции кузова 4 и соответствующее уплотнение, расположенное на секции кузова 3. Посредством гидроцилиндров вертикального перемещения 15 секцию кузова 3 поднимают относительно секции 4 на высоту, обеспечивающую свободное разведение секций кузова 3 и 4. В общем случае высота подъема h определяется из соотношения:
где
a угол наклона торцевых стенок кузова,
e величина перезахода уплотнения, расположенного на перекрывающей секции за выступающие элементы устройства крепления нажимных элементов, расположенных на перекрываемой секции кузова. В варианте осуществления изобретения при угле наклона торцевых стенок кузова 6-10o высота подъема секции 3 составляет 300-400 мм. Затем секцию кузова посредством гидроцилиндров поперечного перемещения 14 разводят на расстояние, которое при максимальном угле поворота секций гарантирует при загрузке проход перевозимого изделия 8 между секциями кузова. Посредством гидроцилиндров поворота стоек 16 поворачивают секции кузова на угол, соответствующий полному ходу упомянутых гидроцилиндров. После этого секцию кузова 3 посредством гидроцилиндров вертикального перемещения 15 приопускают в уровень с секцией 4 (до этого секция кузова 3 была приподнята относительно секции кузова 4 для обеспечения свободного разведения последних). После загрузки на транспортное средство изделия 8 стойки 12 и 13 возвращают в исходное положение и разводят секции кузова 3 и 4 расстояние, соответствующее полному ходу гидроцилиндров поперечного перемещения 14. В этом положении производят обслуживание перевозимого изделия (фиг. 4). После обслуживания изделия в обратной последовательности производят соединение секций кузова и их опускание на платформу. После чего устанавливают винтовые захваты 21 и посредством винтов 22 стягивают разъемные соединения 9, обеспечивая герметизацию вертикального разъема секций кузова и горизонтального разъема секций кузова с платформой. В зависимости от габарита перевозимого изделия секции кузова между собой и с платформой состыковываются в одном из двух рабочих положений. В соответствии с этим задействуются соответствующие пояса нажимных элементов 18 и упоров 20, расположенные на секции кузова 4, и соответствующий контур уплотнения горизонтального разъема платформы и секций кузова с расположенными вдоль него опорами 23.
Класс B61D39/00 Приспособления для укрывания вагонов; брезент; подвижные или складные крыши