мотодельталет

Классы МПК:B64C1/06 каркасы; стрингеры; лонжероны 
B64C1/16 элементы конструкции, специально предназначенные для установки силовых двигателей 
B64C7/02 гондолы 
B64C39/00 Летательные аппараты, не предусмотренные в других рубриках
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество закрытого типа "ЭРГОТЕХ"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-10-21
публикация патента:

Изобретение относится к самолетостроению, преимущественно к конструкциям легких летательных аппаратов, в частности к мотодельталетам. Сущность изобретения: мотодельталет содержит мягкое крыло с органами управления, трехспорное шасси, кабину, выполненную в виде гондолы из композитного материала, а элемент для присоединения кабины к крылу выполнен в виде пилона, имеющего, по крайней мере, один лонжерон, и шарнирно связанного с гондолой с возможностью складывания с ней, причем стенки гондолы имеют переменную толщину, создаваемую путем нанесения различного количества слоев композитного материала в зависимости от степени нагружения стенок. Число слоев материала на продольном участке основания гондолы и на двух боковых - вертикальном и диагональном участках и соответственно в зонах размещения передней опоры и крепления сиденья и пилона с гондолой, больше числа слоев материала стенки гондолы. При этом к основанию гондолы в задней части продольного участка шарнирно прикреплен нижний рычаг подвески рамы для крепления двигателя двухлопастного толкающего винта, а ее верхние рычаги присоединены шарнирно к гондоле в верхней части боковых диагональных участков. 3 з. п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Мотодельталет, содержащий мягкое крыло с органами управления, шасси с опорными элементами, кабину с расположенным внутри, по крайней мере одним посадочным местом, в задней части которой установлена рама для крепления двигателя толкающего винта, и элемент для присоединения кабины к мягкому крылу, отличающийся тем, что шасси имеет три опоры, кабина выполнена в виде гондолы из композитного материала, а элемент для присоединения кабины к крылу выполнен в виде пилона, имеющего по крайней мере один лонжерон и шарнирно связанного с гондолой с возможностью складывания с ней, причем стенки гондолы имеют переменную толщину, создаваемую путем нанесения различного количества слоев композитного материала в зависимости от степени нагружения стенок, при этом число слоев материала на продольном участке основания гондолы и на трех боковых двух вертикальных и диагональном участках соответственно в зонах размещения передней и задней опор и крепления сиденья и пилона с гондолой больше числа слоев материала стенки гондолы, причем к основанию гондолы в задней части продольного участка шарнирно прикреплен нижний рычаг подвески рамы для крепления двигателя, а ее верхние рычаги присоединены шарнирно к гондоле в верхней части боковых диагональных участков.

2. Мотодельталет по п.1, отличающийся тем, что спинка сидения посадочного места выполнена в виде силового элемента, соединенного со стенками гондолы в средней части диагональных участков.

3. Мотодельталет по п.1, отличающийся тем, что в носовой части гондолы установлен силовой шпангоут, опирающийся на основание в передней части продольного участка.

4. Мотодельталет по п.1, отличающийся тем, что силовая оболочка пилона служит в качестве кожуха двигателя толкающего винта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к самолетостроению, преимущественно к конструкциям легких летательных аппаратов, в частности к мотодельталетам.

Известен мотодельталет, содержащий мягкое крыло с органами управления, шасси с опорными элементами, кабину с расположенными внутри, по крайней мере, одним посадочным местом, в задней части которой установлена рама для крепления двигателя толкающего винта, и элемент для присоединения кабины к мягкому крылу (патент Великобритании N 2 239 642, кл. В 64 С 39/00, 1991).

Применение кабины транспортного средства автомобиля в качестве пилотской кабины значительно повышает комфортабильность пассажира-пилота при использовании летательного аппарата, но при этом ухудшаются аэродинамические, массовые и скоростные характеристики, следствием чего является увеличение удельного расхода топлива, уменьшение продолжительности полета и потеря пилотажных свойств летательного аппарата.

Техническим результатом изобретения является улучшение летных характеристик мотодельталета при одновременном сохранении комфортности пассажира-пилота в полете.

Поставленный технический результат достигается тем, что в мотодельталете, содержащем мягкое крыло с органами управления, шасси с опорными элементами, кабину с расположенным внутри, по крайней мере, одним посадочным местом, в задней части которой установлена рама для крепления двигателя толкающего винта, и элемент для присоединения кабины к мягкому крылу, шасси имеет три опоры, кабина выполнена в виде гондолы из композитного материала, а элемент для присоединения кабины к крылу выполнен в виде пилона, имеющего, по крайней мере, один лонжерон, и шарнирно связанного с гондолой с возможностью складывания с ней, причем стенки гондолы имеют переменную толщину, создаваемую путем нанесения различного количества слоев композитного материала в зависимости от степени нагружения стенок, при этом число слоев материала на продольном участке основания гондолы и на трех боковых двух вертикальных и одном диагональном участках, соответственно в зонах размещения передней и задних опор и крепления сиденья и пилона с гондолой, больше числа слоев материала стенки гондолы, причем к основанию гондолы в задней части продольного участка прикреплен нижний рычаг подвески рамы для крепления двигателя, а ее верхние рычаги присоединены шарнирно к гондоле в верхней части боковых диагональных участков. Кроме этого, спинка сидения посадочного места выполнена в виде силового элемента, соединенного со стенками гондолы в средней части диагональных участков, в носовой части гондолы установлен силовой шпангоут, опирающийся на основание в передней части продольного участка, а силовая оболочка пилона служит в качестве кожуха двигателя толкающего винта.

На фиг. 1 изображен общий вид мотодельталета; на фиг. 2 мотодельталет, вид сбоку; на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 2; на фиг.4 сечение Б-Б на фиг. 2.

Мотодельталет, согласно изобретению, содержит мягкое крыло 1 с органами управления 2, шасси с опорными элементами 3, в качестве которых могут быть использованы лыжи, колеса или комбинация из них (на чертеже не показано). К крылу 1 подвешивается посредством пилона 4 гондола 5. Гондола выполнена из композитного материала, причем стенки 6 гондолы имеют переменную толщину, создаваемую путем нанесения различного количества слоев композитного материала в зависимости от степени нагружения стенок, при этом число слоев материала на продольном участке 7 основания гондолы и на трех боковых двух вертикальных 8 и одном диагональном 9 участках соответственно в зонах размещения передней опоры 10 и крепления сиденья 11 и пилона 4 с гондолой, больше числа слоев материала стенки 6 гондолы, причем к основанию гондолы в задней части продольного участка 7 шарнирно прикреплен нижний рычаг 12 подвески рамы 13 для крепления двигателя 14, а ее верхние рычаги 15 и 16 присоединены шарнирно к гондоле в верхней части боковых диагональных участков 9.

Для повышения несущей способности корпуса гондолы спинка сиденья 11 посадочного места (в случае выполнения мотодельталета с одним местом) может быть выполнена в виде силового элемента пространственной формы с элементами жесткости, соединенного со стенками 6 гондолы 8 средней части диагональных участков 9, кроме этого предусмотрена возможность (в одном из вариантов выполнения) установки в передней части гондолы силового шпангоута 17, связанного с основанием в передней части продольного участка 7 в зоне крепления передней опоры 10, которая может быть выполнена и управляемой.

Пилон 4 крепления гондолы 5 к крылу 1 выполнен лонжеронного типа, имеющего по крайней мере один лонжерон 18.

В варианте изобретения на чертеже (фиг. 1) пилон выполнен с двумя лонжеронами. Пилон шарнирно посредством двух осей 19 и 20 соединен с гондолой в верхних частях диагональных участков 9 с возможностью складывания с гондолой в транспортном положении. В рабочем положении пилон 4 зафиксирован на гондоле элементом фиксации 24. Использование в качестве кожуха двигателя силовой оболочки пилона позволяет с одной стороны повысить аэродинамические свойства мотодельталете, а с другой упростить доступ к двигателю при его обслуживании.

Мотодельталет представляет собой легкий летательный аппарат, в котором может быть выполнено одно или несколько посадочных мест. Пилон крепления гондолы выполнен в виде силовой обшивки, прикрепленной двумя лонжеронами, распределяющей крутящий момент, возникающий под воздействием аэродинамических сил, с минимальной нагрузкой на единицу площади ее поверхности. Аэродинамические качества пилона крепления гондолы к мягкому крылу в сочетании с обтекаемой формой гондолы придают мотодельталету высокие летные качества. Выполнение гондолы 5 со стенками 6 переменной толщины (фиг. 4) позволило резко сократить вес при сохранении требуемых прочностных характеристик гондолы. В одном из вариантов выполнения (фиг. 2) стенки 6 гондолы выполнены из одного слоя композитного материала, а на двух боковых, вертикальном и диагональном, участках 8 и 9 и на одном продольном участке 7 материал имеет соответственно по два и три слоя. Дифференцированное изменение толщины стенок гондолы позволило оптимизировать ее форму, значительно снизить вес при сохранении необходимой прочности.

Кроме этого, существенное влияние на повышение прочности гондолы оказывает взаимное расположение по бортам диагонального 9, второго вертикального 8 и продольного 7 участков, образующих силовой треугольник, в котором вертикальный участок 8 является как бы продолжением лонжерона 18 пилона 4.

Управление мягким крылом осуществляется непосредственно из кабины посредством органов управления 2.

Трехопорное колесно-лыжное шасси рессорного типа позволяет обеспечить эксплуатацию мотодельталета с мягких грунтов и снега.

Выполнение мотодельталета с предложенной силовой схемой пилона и гондолы позволяет получить варианты "летающая лодка" и "амфибия".

Класс B64C1/06 каркасы; стрингеры; лонжероны 

воздушное судно, включающее поперечные балки пола с подшипниками, содержащими эластичный материал, для соединения поперечной балки пола с опорой -  патент 2528074 (10.09.2014)
опорная стойка для конструктивного элемента воздушного судна, изготовленная при помощи процесса избирательного лазерного плавления -  патент 2513082 (20.04.2014)
устройство для соединения двух криволинейных шпангоутов воздушного или космического судна -  патент 2507112 (20.02.2014)
тормозное устройство -  патент 2506470 (10.02.2014)
единая конструкция летательного аппарата из композитного материала -  патент 2505453 (27.01.2014)
стойкий к прожогу фюзеляж воздушного судна -  патент 2502634 (27.12.2013)
устройство и способ для изготовления элемента жесткости с наклонным участком -  патент 2499728 (27.11.2013)
сегмент оболочки для изготовления секции отсека фюзеляжа самолета -  патент 2494007 (27.09.2013)
стрингер (варианты), способ создания модели стрингера, способ изготовления стрингера, авиакосмическое устройство (варианты), летательный аппарат (варианты) и компьютер -  патент 2492107 (10.09.2013)
авиакосмическое устройство и летательный аппарат, удлиненный элемент конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата, способ создания модели удлиненного элемента конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата и способ изготовления удлиненного элемента конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата, и компьютер -  патент 2486102 (27.06.2013)

Класс B64C1/16 элементы конструкции, специально предназначенные для установки силовых двигателей 

Класс B64C7/02 гондолы 

Класс B64C39/00 Летательные аппараты, не предусмотренные в других рубриках

Наверх