комплексная инерциальная система
Классы МПК: | B64C13/18 с автопилотом G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам 1/00 |
Автор(ы): | Джанджгава Г.И., Будкин В.Л., Герасимов Г.И., Негриков В.В., Рогалев А.П. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-03-13 публикация патента:
10.09.1997 |
Использование: системы навигации и ориентации летательных аппаратов. Сущность: комплексная инерциальная система содержит n блоков датчиков угловых скоростей, блок формирования параметров навигации и ориентации, m блоков датчиков линейных ускорений, n фильтров угловых скоростей, m фильтров линейных ускорений, два блока обработки информации. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Комплексная инерциальная система, содержащая первый n-ый блоки датчиков угловых скоростей, блок формирования параметров навигации и ориентации, первый m-й блоки датчиков линейных ускорений, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены первый n-й фильтры угловых скоростей, первый m-й фильтры линейных ускорений, первый и второй блоки обработки информации, причем на первый n-й входы первого блока обработки информации подключены соответственно выходы первого n-го фильтров угловых скоростей, на первые входы которых подключены соответственно первые входы первого n-го блоков датчиков угловых скоростей, вторые выходы которых подключены соответственно к (n + 1)-му 2n-му входам первого блока обработки информации, выход которого подключен к первому входу блока формирования параметров навигации и ориентации и к вторым входам первого n-го фильтров угловых скоростей, на первый m-й входы второго блока обработки информации подключены соответственно выходы первого m-го фильтров линейных ускорений, на первые входы которых подключены соответственно первые выходы первого m-го блоков датчиков линейных ускорений, вторые выходы которых подключены соответственно к (m + 1)-му - 2m-му входам второго блока обработки информации, выход которого подключен к вторым входам блока формирования параметров навигации и ориентации, первого - m-го фильтров линейных ускорений. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что первый блок обработки информации выполнен на двух блоках умножения, двух сумматорах, блоке разности, блоке деления, задатчике постоянных параметров, первый n-й выходы которого подключены соответственно к первому n-му входам первого блока умножения, первый n-й выходы которого подключены соответственно к первому n-му входам второго блока умножения, на (n + 1)-й, 2n-й входы подключены соответстввенно первый n-й выходы блока разности, на первый n-й входы которого подключены соответственно первый n-й входы первого блока обработки информации, (n + 1) 2n-й входы которого подключены соответственно к (n + 1)-му 2n-му входам первого блока умножения, первый n-й выходы второго блока умножения подключены соответственно к одноименным входам первого блока суммирования, выход которого подключен к первому входу блока деления, на второй вход которого подключен выход второго сумматора, на первый n-й входы которого подключены одноименные выходы первого блока умножения, причем выход блока деления подключен к (m + 1)-му входу блока разности и к выходу первого блока обработки информации.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к приборостроению, в частности к инерциальным системам навигации и ориентации летательных аппаратов (ЛА). Известны инерциальные системы, описания и структурные схемы которые приведены в книгах Кирста М.А. Навигационная кибернетика полета. М. Воениздат 1971 г. стр. 50; Помыкаева И.И. и др. Навигационные приборы и системы. М. Машиностроение, 1983 г. стр. 311; Кузовкова Н.Т. Салычева О.С. Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация. М. Машиностроение, 1982 г. стр. 56; Бабича О. А. Обработка информации в навигационных комплексах. М. Машиностроение, 1991 г. стр. 376. В этих системах по данным блока датчиков угловых скоростей БДУС 1 (трехкомпонентный датчик угловых скоростей ЛА) и блока датчиков линейных ускорений БДЛУ1 (трехкомпонентный датчик линейных ускорений), устанавливаемый вблизи центра масс ЛА, в блоке формирования параметров навигации и ориентации БФПНО (навигационный вычислитель) формируются составляющие путевой скорости, координаты местоположения и углы ориентации ЛА. Кроме БДЛУ1, БДУС1 в различных точках на борту ЛА устанавливаются блоки датчиков БДУС2,БДУСn, БДЛУ2,БДЛУm обеспечивающие информацией смежные системы-потребители (см. например, книгу Гуськова Ю.П. Загайнова Г.Н. Управление полетом самолетов. М. Машиностроение, 1980г. стр 96.)В качестве прототипа выбирается известная система, содержащая первый, n-ый блоки датчиков угловых скоростей БДУС1,БДУС2,БДУСn, первый, m-й датчики линейных ускорений БДЛУ1,БДЛУ2,БДЛУm (здесь n,m количество БДУС, БДЛУ соответственно) и блок формирования параметров навигации и ориентации БФПНО (см. фиг. 1). БДЛУ1, БДУС1 установлены вблизи центра масс ЛА. В БДУС1 формируются составляющие угловой скорости ЛА 1 = 1j (j 1, 2, 3) (индекс j в дальнейшем не используется), которые с выхода БДУС1 поступают на первый вход БФПНО и выдаются в смежные системы-потребители. Составляющие линейного ускорения W1 W1j (j 1, 2, 3) с выхода БДЛУ1 поступают на второй вход БФПНО и выдаются в смежные системы - потребители. В БФПНО по параметрам 1, W1 с учетом известных начальных условий по зависимостям, приведенным в [4] на стр. 374-385, формируются параметры навигации и ориентации составляющие путевой скорости ЛА V Vj (j 1, 2, 3), координаты местоположения ЛА = j (j 1, 2, 3) и углы ориентации (курс, крен, тангаж) ЛА = j (j 1, 2, 3). Параметры V, , , характеризующие движение центра масс ЛА, с первого, второго и третьего выхода БФПНО выдаются потребителям в систему индикации экипажу, в систему управления и стабилизации ЛА и в другие смежные системы. В БДУС2,БДУСn, БДЛУ2,БДЛУm формируют соответственно параметры w2 = 2j (j 1, 2, 3),n = nj (j 1, 2, 3), W2 W2j (j 1, 2, 3), Wm Wmj (j 1, 2, 3), характеризующие движение в точках установки датчиков, которые выдаются в системы потребители этих параметров - систему управления и стабилизации ЛА, в систему прицеливания, системы заданной ориентации бортовых локационных и прицельных средств и в другие смежные системы. При отказах БДУС1 или БДЛУ1 система становится неработоспособной в части формирования параметров навигации и ориентации в БФПНО, что является ее недостатком. Технико-экономическим эффектом предлагаемого технического решения является повышение надежности и точности. Технико-экономический эффект достигается, тем, что в инерциальную систему, содержащую первый,n-ый блоки датчиков угловых скоростей, первый,m-ый блоки датчиков угловых ускорений и блок формирования параметров навигации и ориентации, дополнительно введены первый,n-ый фильтры угловых скоростей, первый,m-ый фильтры линейных ускорений, первый и второй блоки обработки информации, причем на первый, n-ый входы первого блока обработки информации подключены соответственно выходы первого,n-го фильтров угловых скоростей, на первые входы которых подключены соответственно первые выходы первого,n-го блоков датчиков угловых скоростей, вторые выходы которых подключены соответственно к (n+1)-му,2n му входам первого блока обработки информации, выход которого подключен к первому входу блока формирования параметров навигации и ориентации и ко вторым входам первого,n-го фильтров угловых скоростей; на первый,m-ый входы второго блока обработки информации подключены соответственно выходы первого,m-го фильтров линейных ускорений, на первые входы которых подключены соответственно первые выходы первого,m-го блоков датчиков линейных ускорений, вторые выходы которых подключены соответственно к (m+1)-му,2m -му входам второго блока обработки информации, выход которого подключен ко вторым входам блока формирования параметров навигации и ориентации, первого,m-го фильтров линейных ускорений. На фиг.1 представлена блок-схема прототипа, обозначения блоков на которой приведены выше; на фиг.2 блок-схема предлагаемой системы, содержащей: 1
первый блок датчиков угловых скоростей БДУС1, 2 n-ый блок датчиков угловых скоростей БДУСn, 3 блок формирования параметров навигации и ориентации БФПНО, 4 первый блок датчиков линейных ускорений БДЛУ1, 5 m-ый блок датчиков линейных ускорений БДЛУm, 6 первый фильтр угловых скоростей ФУС1, 7 n-ый фильтр угловых скоростей ФУСn, 8 первый фильтр линейных ускорений ФЛУ1, 9 m-ый фильтр линейных ускорений ФЛУm, 10 первый блок обработки информации БОИ1, 11 второй блок обработки информации БОИ2, на фиг.3 блок - схема БОИ1 (10), содержащая: 12 задатчик постоянных параметров БУ1, 14 - второй блок умножения БУ2, 15 блок разности БР, 16 первый сумматор С1, 17 второй сумматор С2, 18 блок деления БД. Система работает следующим образом. БДУС1,БДУС (2) измеряют составляющие угловой скорости в местах установки
где
точное значение составляющих угловой скорости в центре масс,
wк1, ..., кп угловые скорости от изгибно-крутильных колебаний ЛА, для формирования параметров навигации и ориентации к1, ..., кп являются погрешностями, а для систем-потребителей это полезная информация;
систематическое (медленноменяющиеся) погрешности со среднеквадратическими значениями ;
флюктуационные погрешности со средне-квадратическими значениями . При этом
где
A1e, Ane амплитуда колебаний,
1e, пe частота колебаний,
e количество тонов колебаний,
t время. Известен пример технического исполнения БДУС. БДЛУ1,БДЛУm (5) измеряют составляющие линейных ускорений в местах установки
где
W точное значение составляющих ускорений в центре масс,
Wk1, Wkm ускорение от изгибно-крутильных колебаний ЛА, для формирования параметров навигации и ориентации Wk1, Wkm являются погрешностями, а для систем потребителей это полезная информация;
систематические (медленноменяющиеся) погрешности со среднеквадратическими значениями
высокочастотные флюктуационные погрешности со среднеквадратическими значениями . При этом
,
где
B1e, Bme амплитуда колебаний;
1e, me частота колебаний,
e количество тонов колебаний. Погрешности от статического изгиба ЛА, которые могут быть скомпенсированы алгоритмически при априорно известных углах статического изгиба в местах установки датчиков в зависимости от загрузки, не учитываются. Пример технического выполнения БДУС приведен в книге Боднера В.А. Приборы первичной информации. М. Машиностроение, 1991г. стр. 335. С первого выхода БДУС1 (1) сигнал 1 выдается потребителям и поступает на первый вход ФУС1 (6), на второй вход которого поступает сигнал с выхода БОИ1 (10). С первого выхода БДУСn (2) сигнал wn выдается потребителям и поступает на первые вход ФУСn (7), на второй вход которого поступает сигнал с выхода БОИ1 (10). С первого выхода БДЛУ (4) сигнал W1 выдается потребителям и поступает на первый вход ФЛУ (8), на второй вход которого поступает сигнал с выхода БОИ2 (11). С первого выхода БДЛУ m (5) сигнал Wm выдается потребителям и поступает на первый вход ФЛУ m (9), на второй вход которого поступает сигнал с выхода БОИ2 (11). В ФУС1 (6), ФУСn (7) формируются соответственно сигналы
(здесь r1, R1, rn, Rn полиномы передаточных функций), поступающие соответственно на первый, n-ый входы БОИ1 (10), на (n + 1),2n й входы которого поступают соответственно со вторых выходов БДУС1 (1),БДУСn (2) сигналы U1, Un, свидетельствующие о исправном состоянии датчиков при U1= 1 исправность, U1= 0 отказ, Un= 1 исправность, Un= 0 отказ. В ФЛУ1 (8),ФЛУm(9) формируются соответственно сигналы (здесь q1, Q1, Qm, qm полиномы передаточных функций), поступающие соотвественно на первый,m-ый входы БОИ2 (11), на (m + 1)-ый,2m-ый входы которого со вторых входов БДЛУ1 (4), БДЛУ m (5) соответственно поступают сигналы U1,Um, свидетельствующие о исправности состояния датчиков при U1= 1 исправность, U1= 0 отказ, Um=1 исправность, Um= 0 отказ. В БОИ1 (10), первый, n-ый входы подключены соответственно к первому,n-му входам БР15; с первого,n-го выхода ЗПП12 сигналы постоянных величин a1,an поступают на первый,n-ый входы БУ1 (13), на (n + 1)- ый, 2n- ый входы которого по (n + 1)-му, 2n му входам БОИ1 (10) и поступают соответственно сигналы a1U1,anUn, которые с первого,n го выходов БУ1 (13) поступают на первый,n ый входы C2 (17), где формируется суммарный сигнал 1 =a1U1+ ... +anUn который с выхода С2 (17) поступает на второй вход БД18, с которого сигнал поступает на (n + 1)- ый вход БР15, БР (15) реализован на "n" элементах разности, на которых соответственно формируются сигналы ( x1), ( xn) которое с первого,n-го выходов БР15 поступают соответственно на (n + 1)-ый,2n-ый входы БУ2(14). БУ2(14) реализован на "n" элементах умножения, на которых формируются соответственно сигналы ( x1)a1И1,( - xn)anИn, которые с первого,n-го выходов БУ2 (14) поступают на первый,n-ый входы С1 (16), где формируется суммарный сигнал поступающий на первый вход БД18, где формируется сигнал
(здесь ), при этом 1+ ... +n=1 тогда
соответственно при S-11 = (1r1R2 ... Rn+nrnR1 ... Rn-1)
,
Примеры технического выполнения элементов БР, С, БУ, БД, ЗПП приведены в книге Тетельбаума И.М. Шнейдера Ю.Р. 400 схем для АВМ. М. Энергия, 1978г. на стр. 10, стр. 53, стр. 93 соответственно. При передаточных функциях ФУС (6), ФУСn (7)
(здесь p оператор дифференцирования, T, постоянные времени, x - постоянный коэффициент демпфирования), выбирается S1 полином, обеспечивающий устойчивость и качество регулирования,
будет
т.е. подавляется погрешность от "l" тонов изгибно-крутильных колебаний. ФУС1 (6), ФУСn (7) реализует на "l" последовательно соединенных элементах второго порядка. Погрешность от систематических (медленноменяющихся) составляющих
после окончания переходного процесса будет погрешность
а так как величины являются случайными независимыми, то среднеквадратическая погрешность
Постоянные величины a1,an,формируемые в ЗПП12, выбираются обратнопропорциональными дисперсиями погрешностей
тогда при исправности всех датчиков U1=U2=Un=1
Если индексы погрешностей датчиков выбраны по приоритету, а именно первый наиболее точный то очевидно, что т.е. погрешность оптимально осредненного параметра всегда меньше погрешности наиболее точного датчика. Например, при (датчики равноточные) (Здесь n количество датчиков). При отказе одного из датчиков, например при отказе БДУСn (2) Un 0, тогда
соответственно при равноточных датчиках будет что, например, при n 5 составляет т.е. точность повышается в 2 раза. При отказе наиболее точного датчика БДУС1 (1) U1 0
откуда следует, что при равноточных датчиках
соответственно, например, при т. е. погрешность комплексного параметра меньше погрешности наиболее точного отказавшего датчика. Таким образом повышаются показатели надежности и обеспечивается повышение точностных характеристик. Погрешность от высокочастотных флюктуационных составляющих
(здесь при b1,bn постоянные величины,
Высокочастотные флюктуационные погрешности в основном определяются вибрационными характеристиками в местах установки датчиков, конструктивные требования которых к вибрационным характеристикам в местах установки одинаковы, тогда
а так как C1<1,C<1, C1+C2+. +Cn<1, то
т. е. составляющая погрешности комплексного параметра от высокочастотных погрешностей меньше погрешностей датчиков. С выхода БОИ1 (10) сигнал выдается потребителям и поступает на один вход БФПНОЗ. БОИ2 (11) по исполнению аналогичен БОИ1 (10) с заменой индекса "n" на "m". На выходе БОИ2 (11) формируется сигнал
где
S-21 = 1q1Q2 ... Qm+ ... mqmQ1 ... Qm-1
При передаточных функциях ФЛУ (8),ФЛУm (9)
(здесь , g постоянные времени, d коэффициент демпфирования), откуда следует, что при наличии S-21 обеспечивающем устойчивость и качество регулирования,
т.е. подавляются погрешности от "e" тонов изгибно-крутильных колебаний. ФЛУ1 (8), ФЛУm (9) реализуются на "m" последовательно-соединенных элементах второго порядка. Погрешность от систематических составляющих
будет меньше погрешности наиболее точного датчика. Погрешность от высокочастотных флуктуационных составляющих определяемых вибрационными характеристиками в местах установки датчиков, при
(здесь D1<1,D<1, D1+Dm=1, ) меньше погрешностей датчиков. При отказах датчиков БОИ2 (11) работает аналогично БОИ1 (10). С выхода БОИ2 (11) сигнал выдается потребителям и поступает на второй вход БФПНОЗ, в котором по поступившим сигналам и при известных начальных условиях формируются параметры навигации и ориентации ЛА:
составляющие путевой скорости ,
координаты местоположения ,
углы ориентации (курс, крен, тангаж) , которые с первого, второго и третьего выхода БФПНОЗ выдаются потребителям. Формируемые в БФПНОЗ параметры V, , являются функциями
т.е. в общем виде П П () (здесь П параметр), тогда погрешность
где
суммарные погрешности,
частные производные. Так как погрешности меньше, чем в системе прототипе, то погрешности П также будут меньше. Таким образом введение новых связей и дополнительных блоков обеспечивают повышение надежности и точности формирования параметров навигации и ориентации в комплексной инерциальной системе, что свидетельствует о достижении технико-экономического эффекта.
Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам 1/00