система приводнения летательного аппарата
Классы МПК: | B64C25/54 поплавковые устройства |
Автор(ы): | Смольников В.В., Ильичев Б.Н., Пестов В.М., Макаревич Ю.Л., Бычков А.И. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное объединение "Искра" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-12-27 публикация патента:
10.09.1997 |
Изобретение относится к спасательным средствам, применяемым в аварийных ситуациях на воде, и может быть использовано для аварийной посадки летательных аппаратов, например вертолетов. Сущность изобретения: система содержит надувные поплавки, газосвязанные с автономными аккумуляторами давления. Аккумуляторы давления с закрепленными на них поплавками установлены на корпусе вертолета с возможностью вращения вокруг своей продольной оси. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Система приводнения летательного аппарата, включающая в себя ряд надувных поплавков и аккумуляторов давления, отличающаяся тем, что в ней поплавки закреплены на аккумуляторах давления, которые смонтированы на борту летательного аппарата с возможностью вращения вокруг своей продольной оси.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к спасательным средствам, применяемым в аварийных ситуациях на воде и может быть использовано для аварийной посадки летательных аппаратов, например вертолетов. Известны устройства (системы) предназначенные для спасения летательных аппаратов при их аварийной посадке на воду, содержащие надуваемые баллонеты (поплавки) [1,2]Известно устройство [3] взятое за прототип, по которому с разных сторон вертолета устанавливаются два поплавка, в каждом из которых посредством перегородок образованы изолированные емкости, наполнение которых воздухом осуществляется от компрессорной установки вертолета. При наполнении поплавков воздухом поворачивается створка, шарнирно закрепленная на поверхности корпуса вертолета, которая для поплавка в ненадутом (сложенном) состоянии служит защитным кожухом. Створка скреплена с поплавком металлическим фланцем. Недостатком данной конструкции является то, что при надувании поплавок соприкасается с поверхностью корпуса вертолета, т.к. ограничен угол поворота створки. Вследствие воздействия на поплавок выталкивающей силы воды создаются значительные напряжения отрыва в месте крепления его к корпусу вертолета, что требует усиления мест крепления и, соответственно, приводит к увеличению массы системы. Технической задачей настоящего изобретения является снижение массы конструкции, повышение устойчивости вертолета во время нахождения его в воде, улучшение эксплуатационных характеристик системы. Система аварийного приводнения летательного аппарата исполнена в модульном варианте, который предполагает выполнение всех поплавков одинаковой формы и одинакового размера, где каждый поплавок газосвязан с автономным источником давления (аккумулятором) и закрыт защитным кожухом. Технический результат достигается тем, что аккумуляторы давления с закрепленными на них надувными поплавками установлены на корпусе вертолета с возможностью вращения вокруг своей продольной оси. Преимущество применения поворотных поплавков заключается прежде всего в снижении отрывных нагрузок, которым они подвергаются в процессе приводнения вертолета. При повороте вокруг оси поплавки устанавливаются в оптимальное положение, при котором упираются в поверхность борта, что значительно снижает напряжения отрыва поплавков в месте их заделки к корпусу. Целесообразность применения технического решения обуславливается еще тем, что в местах расположения модулей поверхность вертолета имеет разные радиусы кривизны, и плотное прилегание поплавков к борту вертолета на различных участках поверхности позволяет более эффективно решать вопросы компоновки и унификации системы, в том числе и при ее использовании на вертолетах различных типов. Кроме того, за счет увеличения ширины опоры (см. фиг.2) вследствие изменения пространственного положения поплавков при повороте повышается устойчивость вертолета в воде. Использование технического решения позволит:
снизить массу конструкции за счет снижения нагрузок;
повысить устойчивость вертолета при нахождении его в воде;
эффективно решать вопросы компоновки и унификации системы. На фиг. 1 изображена схема установки модулей системы аварийного приводнения на борту вертолета (вид в плане); на фиг.2 вид модуля в поперечном сечении при надутом положении поплавка; на фиг.3 продольное сечение в рабочем состоянии (поплавок надут, кожух сброшен). Модуль состоит из основания 1, на котором устанавливается кожух 2 и аккумулятор давления 3, закрепленный с помощью кронштейнов 4, при этом аккумулятор давления 3 имеет возможность вращения в подшипниках 5. К аккумулятору давления 3 с помощью лент 6 крепится поплавок 7. Поплавок 7 скреплен с лентами 6 через металлическую пластину 8, вшитую в прорезиненный материал поплавка. Система аварийного приводнения работает следующим образом. После подачи команды на вскрытие аккумуляторов давления 3 сбрасывается кожух 2, поплавок 7 надувается и вместе с аккумулятором давления 3 под действием выталкивающей силы воды проворачивается в подшипниках 5 кронштейнов 4, при этом, опираясь на борт вертолета, поплавки 7 занимают оптимальное положение, которое позволяет снизить отрывные нагрузки в зоне их заделки и при этом максимально разнести поплавки между собой в поперечном сечении вертолета. Таким образом, техническое решение позволяет уменьшить массу конструкции, повысить устойчивость вертолета, улучшить эксплуатационные характеристики системы.
Класс B64C25/54 поплавковые устройства