полимерная композиция для антифрикционного покрытия
Классы МПК: | C08L79/04 поликонденсаты, содержащие гетероциклические кольца с атомами азота в качестве гетероатомов в основной цепи; полигидразиды; полиамидокислоты или аналогичные предшественники полиимидов |
Автор(ы): | Краснов А.П., Грибова И.А., Потапова Е.Г., Пономарев И.И., Гуреева Г.И., Виноградова С.В. |
Патентообладатель(и): | Институт элементоорганических соединений РАН |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-12-11 публикация патента:
10.09.1997 |
Изобретение относится к области технической химии, а точнее к полимерным антифрикционным материалам, используемым в машиностроении и приборостроении в качестве антифрикционных покрытий. Изобретение может быть использовано в узлах трения деталей и машин, работающих на воздухе при 25 - 500oC. Изобретение позволяет изготовить антифрикционный материал - покрытие со стабильным коэффициентом трения при 25 - 500oC и высокой износостойкостью до 400oC. Композиция содержит (мас.ч): полиаминонафтилимид - 23, графит - 1-30, N-метилпирролидон 220 - 1000. 2 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
Полимерная композиция для антифрикционного покрытия, состоящая из термостойкого связующего имидного типа, графита и N-метилпирролидона, отличающаяся тем, что она в качестве термостойкого связующего имидного типа содержит полиаминонафтилимид при следующем соотношении компонентов, мас.ч. Полиаминонафтилимид 23Графит 1 30
N-метилпирролидон 220 1000о
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технической химии, а точнее к полимерным антифрикционным материалам, используемым в машиностроении и приборостроении в качестве антифрикционных покрытий. Изобретение наиболее эффективно может быть использовано в машино- и приборостроении в узлах трения деталей и машин, работающих при температуре 25 500oC. Известна антифрикционная композиция, выбранная в качестве прототипа, содержащая полиамидное связующее и антифрикционный наполнитель. В качестве полиамидного связующего используется предполимер, а именно продукт термического взаимодействия N, N"-бисимида дикарбоновой ненасыщенной кислоты с лиамином. Смешение наполнителя графита, дисульфида молибдена и связующего осуществляется как в сухом виде, так и в растворе смолы, в том числе в N-метилпирролидоне. При этом наполнитель можно вводить как в готовый предполимер, так и на стадии его синтеза. Образцы из данной композиции обладают стабильным коэффициентом трения до 200 250oC. Однако выше этой температуры не работоспособны. Задача изобретения состоит в разработке полимерной композиции для антифрикционного покрытия со стабильным коэффициентом трения при 25 - 500oC и высокой износостойкостью до 400oC. Оказалось, что введение наполнителя графита в композицию на стадии синтеза связующего (форполимера ПАНИ) упрощает технологию получения композиции и создает условия для получения более однородной композиции за счет устойчивости суспензии и устойчивости композиции при хранении, что упрощает технологию нанесения покрытия и благоприятно сказывается на антифрикционных свойствах покрытия. Указанный эффект реализуется при следующем соотношении компонентов, мас. ч. ПАНИ 23Графит 1 30
N-Метилпирролидон 220 1000. Технология получения композиции состоит в следующем: при получении полимера ПАНИ путем низкотемпературной конденсации 3,3",4,4"-тетрааминодифенилоксида и диангидрида 1,4,5,8-нафталинтетракарбоновой кислоты в среде N-метилпирролидона в присутствии катализатора (бензойная кислота и бензимидазол) в реакционную массу вводят графит. В результате реакции получают устойчивую гомогенную суспензию графита в растворе форполимера ПАНИ общей формулы
в N-метилпирролидоне. В качестве связующего использовался форполимер, полученный низкотемпературной конденсации 3,3", 4,4"-тетрааминодифенилоксида и диангидрида 1,4,5,8-нафталинтетракарбоновой кислоты в среде N-метилпирролидона в присутствии катализатора. В качестве антифрикционного наполнителя использовался графит марки C1 ОСТ 6-68-431-75. Технология получения покрытия проста: полученную суспензию наносят на металлическую поверхность пульверизатором и термообрабатывают в вакууме при 250 300oC. Покрытие испытывали на машине торцевого трения при нагрузке 1 кг/см2 и скорости 0,3 м/с на воздухе по стальному контртелу (сталь 3Х13). Ниже приведены примеры конкретных составов заявляемой композиции и фрикционные свойства полученных материалов (коэффициент трения в интервале температуре 25 500oC, весовой износ при 25 400oC). См. табл. 1 и 2. Предлагаемая композиция проста в изготовлении, технологична для получения из нее покрытия методом лакового нанесения. Покрытие из заявляемой композиции работоспособно при температуре 450oC с устойчивым коэффициентом трения (0,30) с сохранением высокой износостойкости (0,210-8 0,410-8) в интервале температур 25 400oC.
Класс C08L79/04 поликонденсаты, содержащие гетероциклические кольца с атомами азота в качестве гетероатомов в основной цепи; полигидразиды; полиамидокислоты или аналогичные предшественники полиимидов