планетарный механизм
Классы МПК: | F16H48/10 с планетарными цилиндрическими прямозубыми колесами |
Автор(ы): | Клищенко В.П., Муллабаев А.А., Фот А.П., Кушнаренко В.М. |
Патентообладатель(и): | Оренбургский политехнический институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-10-16 публикация патента:
10.09.1997 |
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: в планетарном механизме центральные колеса выполнены в виде дисков, имеющих на торцах по два венца с внутренними зубьями для зацепления с приводной шестерней и сателлитом. Один из дисков - сменный. Шестерни и сателлит выполнены прямозубыми. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Планетарный механизм, содержащий корпус, размещенные в нем шестерню, установленную в корпусе с возможностью вращения, водило с сателлитом и два центральных колеса в виде дисков, имеющих на торцах по два венца для зацепления с сателлитом и шестерней, отличающийся тем, что шестерня выбрана ведущей, которая и сателлит выполнены прямозубыми, центральные колеса выполнены с внутренними зубьями и одно из них установлено в корпусе с возможностью замены.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам с большим передаточным отношением. Известен планетарный механизм, содержащий корпус, водило, два червячных колеса с двумя червяками-сателлитами, кинематически связанными между собой, причем одно из червячных колес заторможено /1/. Недостатком известного механизма является сложность конструкции, невозможность изменения передаточного отношения механизма, так как оно жестко задано, и большие габариты, так как двигатель вращается вместе с механизмом, что, в свою очередь, увеличивает центробежные силы. Наиболее близким к изобретению является планетарный механизм, содержащий корпус, размещенные в нем шестерню, установленную в корпусе с возможностью вращения, водило с сателлитом и два центральных колеса в виде дисков, имеющих на торцах по два венца для зацепления с сателлитом и шестерней /2/. Недостатком известного механизма является невозможность применять сменные блоки колес и осуществлять их регулировку. Задачей изобретения является повышение КПД, упрощение конструкции и уменьшение габаритов механизма, а также расширение технологических возможностей. Это достигается тем, что в планетарном механизме, содержащем корпус, размещенные в нем шестерню, установленную в корпусе с возможностью вращения, водило с сателлитом и два центральных колеса в виде дисков, имеющих на торцах по два венца для зацепления с сателлитом и шестерней, шестерня выбрана ведущей, причем последняя и сателлит выполнены прямозубыми, центральные колеса выполнены с внутренними зубьями и одно из них установлено в корпусе с возможностью замены. На чертеже изображена схема планетарного механизма. Механизм состоит из корпуса 1, двигателя 2, приводной шестерни 3 /с числом зубьев Z0/, двух центральных колес в виде дисков 4 и 5 с торцевыми зубьями /Z1, Z2 и Z3, Z4/ и водила 6 с сателлитом 7. Диск 5 сменный. Передаточное отношение определяется по формулеi=(Z2+Z4 /Z0(Z2Z1-Z4Z3),
где Z0 число зубьев приводной шестерни;
Z1, Z3 число зубьев дисков, контактирующих с Z0;
Z2, Z4 число зубьев дисков, контактирующих с сателлитом. Планетарный механизм работает следующим образом. При вращении шестерни 3 /Z0/ движение передается сразу через наружные венцы /Z1 и Z3/ на диски 4 и 5, которые вращаются встречно с разными угловыми скоростями, зависящими от Z1 и Z3. Сателлит 7, контактируя с внутренними венцами /Z2 и Z4/ дисков 4 и 5, вращается вокруг своей оси на водиле 6. За счет разности угловых скоростей дисков 4 и 5 водило 6 получает вращение вокруг своей оси.
Класс F16H48/10 с планетарными цилиндрическими прямозубыми колесами