устройство для определения углов излома звеньев втулочно- роликовой цепи
Классы МПК: | G01M13/00 Испытание деталей машин F16G13/06 со звеньями, соединенными параллельными ведущими пальцами с роликами или без них |
Автор(ы): | Бойко Ю.И. |
Патентообладатель(и): | Кубанский государственный технологический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-07-18 публикация патента:
10.09.1997 |
Использование: в измерительной технике при определении углов излома звеньев втулочно-роликовой цепи в плоскости, проходящей через оси валиков. Сущность изобретения: устройство содержит пары упругих пластин с Г-образным поперечным сечением и расположенными на их поверхности тензодатчиками. Упругие пластины закреплены посредством стоек на наружных поверхностях внутреннего звена. Свободным концом пластины взаимодействуют с концами валика, выступающими за пределы наружного звена цепи. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Устройство для определения углов излома звеньев втулочно-роликовой цепи, включающей наружные и внутренние пластинчатые звенья, шарнирно соединенные между собой посредством втулок, смонтированных на пластинах внутреннего звена, и валиков, закрепленных на пластинах наружного звена, в плоскости, проходящей через оси валиков, содержащее пары упругих пластин с Г-образным поперечным сечением, оснащенных расположенными на их поверхности тензодатчиками, при этом упругая пластина каждой пары закреплена посредством стойки на соответствующей наружной поверхности внутреннего звена в контакте другим концом в плоскости, проходящей через оси валиков, с ближайшим концом валика, выступающим за пределы наружного звена цепи, сопряженного с упомянутым внутренним звеном.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения углов излома элементов втулочно-роликовой цепи. Известно, что при наличии погрешностей монтажа в работающей цепной передаче с втулочно-роликовой цепью, включающей наружные и внутренние пластинчатые звенья, шарнирно соединенные между собой посредством втулок, смонтированных на пластинах внутреннего звена, и валиков, закрепленных на пластинах наружного звена, происходит излом звеньев цепи в плоскости, проходящей через оси валиков. Задачей изобретения является определение углов излома звеньев втулочно-роликовой цепи в плоскости, проходящей через оси валиков, в работающей передаче. Задача решается в устройстве для определения углов излома звеньев втулочно-роликовой цепи, включающей наружные и внутренние пластинчатые звенья, шарнирно соединенные между собой посредством втулок, смонтированных на пластинах внутреннего звена, и валиков, закрепленных на пластинах наружного звена, в плоскости, проходящей через оси валиков, которое содержит пары упругих пластин с Г-образным поперечным сечением, оснащенных расположенными на их поверхности тензодатчиками, при этом упругая пластина каждой пары закреплена посредством стойки на соответствующей наружной поверхности внутреннего звена в контакте другим концом в плоскости, проходящей через оси валиков, с ближайшим концом валика, выступающим за пределы наружного звена цепи, сопряженного с упомянутым выше внутренним звеном. На фиг 1 изображено устройство для определения углов излома звеньев цепи; на фиг.2 то же, вид А на фиг.1. Устройство содержит пары упругих пластин 1 с наклеенными на них тензодатчиками 2, закрепленные с помощью винтов 3 на стойках 4. Стойки 4 в свою очередь смонтированы на наружных поверхностях внутреннего звена 5. Упругие пластины имеют Г-образное поперечное сечение и расположены в контакте свободным концом с ближайшим концом валика 6, выступающим за пределы наружного звена 7. Устройство работает следующим образом. В работающей цепной передаче при наличии погрешностей монтажа происходит излом звеньев цепи в плоскости, проходящей через оси валиков. В установленном в контур цепи устройстве при наличии плоского поворота наружного звена 7 относительно внутреннего звена 5 происходит деформация упругих пластин 1, опирающихся свободными концами на поверхность валика. Деформация пластин 1 регистрируется усилительной и записывающей аппаратурой с помощью тензодатчиков 2. Для регистрации угла излома было создано устройство для цепи с шагом t= 19,05 мм. Оно представляет собой упругие пластины 1 с наклеенными тензодатчиками 2, прикрепленные с помощью винтов 3 к стойкам 4, параллельным оси валика цепи. Стойки 4 припаяны снаружи к внутреннему звену 5 цепи. Свободные концы пластин 1 отогнуты под углом 90o к оси валика цепи для сопряжения с боковой поверхностью валика. Ширина пластины выбрана таким образом, чтобы при закручивании оси цепи не нарушалось сопряжение валика цепи с пластинами. Длину пластин выбирали в зависимости от длины тензодатчика (база 5 мм, сопротивление 100 Ом) и необходимой чувствительности. Материал пластин - пружинная сталь марки 65Г. Валик наружного звена 6 цепи заменен шлифовальным валиком такого же размера. Длина его выбрана такой, чтобы при максимальных смещениях наружного и внутреннего звена цепи не нарушалось сопряжение боковой поверхности валика с упругими пластинами. Сигналы с тензодатчиков усиливались тензостанцией ТА-5. Записи осциллограмм производились осциллографом Х-115. В результате проведенных испытаний были определены углы излома звеньев цепи при различном торцевом биении звездочек, разных скоростях цепи, разных нагрузках, разных погрешностях цепной передачи. Для передачи с параметрами: шаг цепи t=19,05 мм; число зубьев ведущей и ведомой звездочек Z1= Z2= 18; межосевое расстояние an=600 мм; передаваемое полезное усилие P=2000 H; скорость движения цепи V=2,0 м/с; осевое смещение звездочек Cсм=6,0 мм; непараллельности осей валов н 1,0o; максимальный угол излома смежных звеньев составлял 60-70% от теоретического угла излома и распределялся между 2.4 парами смежных звеньев цепи. Экспериментами установлено, что угол излома смежных звеньев цепи находится в прямой зависимости от погрешностей монтажа, незначительно зависит от скорости цепи и значительно зависит от передаваемой нагрузки, причем, чем меньше передаваемая нагрузка, тем больше пар смежных звеньев цепи участвует в ее изломе.Класс G01M13/00 Испытание деталей машин
Класс F16G13/06 со звеньями, соединенными параллельными ведущими пальцами с роликами или без них