обучающая игрушка

Классы МПК:A63H15/06 ваньки-встаньки 
Патентообладатель(и):Мельников Борис Сергеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1994-09-30
публикация патента:

Использование: в игрушках типа "Ванька-встанька". Сущность изобретения: игрушка содержит корпус со сферическими основаниями и груз, размещенный внутри корпуса с возможностью перемещения по направляющей вдоль его продольной оси от одного сферического основания к другому и обратно. Корпус выполнен монолитным в виде тела вращения, имеющего плоскость симметрии, перпендикулярную его продольной оси и проходящую через его центр тяжести, а направляющая выполнена в виде канала. При этом канал состоит из двух участков, расположенных под углом друг к другу симметрично относительно плоскости симметрии корпуса, а в средней части канала и на его торцах выполнены фиксирующие полости для устойчивого размещения груза. В средней части корпуса со смещением относительно его центра тяжести и симметрично относительно его плоскости симметрии выполнена полость для повышения устойчивости корпуса при размещении груза в фиксирующих полостях. Груз выполнен в виде шара, кривизна поверхности которого больше кривизны поверхности сферических оснований, при этом фиксирующие полости на торцах канала выполнены симметрично относительно продольной оси корпуса, а диаметр корпуса в его средней части меньше максимального диаметра корпуса. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Игрушка, содержащая корпус со сферическими основаниями и груз, размещенный внутри корпуса с возможностью перемещения по направляющей вдоль его продольной оси от одного сферического основания к другому и обратно, отличающаяся тем, что корпус выполнен монолитным в виде тела вращения, имеющего плоскость симметрии, перпендикулярную продольной оси корпуса и проходящую через его центр тяжести, а направляющая выполнена в виде канала, состоящего из двух участков, расположенных под углом друг к другу симметрично относительно плоскости симметрии корпуса, при этом в средней части канала и на его торцах выполнены фиксирующие полости для устойчивого размещения груза, а в средней части корпуса со смещением относительно его центра тяжести и симметрично относительно его плоскости симметрии выполнена полость для повышения устойчивости корпуса при размещении груза в фиксирующих плоскостях, причем груз выполнен в виде шара, кривизна поверхности которого больше кривизны поверхности сферических оснований, а фиксирующие полости на торцах канала выполнены симметрично относительно продольной оси корпуса, диаметр которого в своей средней части меньше своего максимального диаметра.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к обучающим игрушкам и может быть использовано в производстве игрушек типа "Ванька-встанька".

Известна игрушка "Ванька-встанька" (а.с. N 3645661, МКИ 2 A 63 H 15/06, 1979, бюл. N 5), содержащая корпус, в котором вертикально установлен стержень со свободно установленным на нем для продольного перемещения грузом, нижняя и верхняя поверхности корпуса выполнены сферическими, а их соединение осуществлено контурной оболочкой по форме, соответствующей очертаниям воспроизводимого игрушкой живого существа. Недостатком известной игрушки является конструктивная и технологическая сложность и отсутствие обучающего игрового эффекта.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой игрушке является игрушка "Ванька-встанька"(а. с. N 1641371, МКИ5 A 63 H 15/06, 1991, бюл. N 14), содержащая корпус, состоящий из нижней и верхней частей, имеющих сферические основания и кинематически связанные между собой с возможностью поворота одной относительно другой, направляющий стержень, выполненный искривленным относительно продольной оси корпуса и жестко закрепленный одним своим концом на одной из частей корпуса, и груз, установленный на направляющем стержне с возможностью свободного перемещения по нему. Недостатком игрушки является конструктивная и технологическая сложность, малая надежность и отсутствие обучающего игрового эффекта.

Задачей изобретения является упрощение конструкции, повышение технологичности производства, обеспечение надежности и обучающего игрового эффекта без снижения основного игрового эффекта.

Решение задачи достигается тем, что в обучающей игрушке, содержащей груз и корпус, груз выполнен из тяжелого материала в виде шара, корпус выполнен из легкого материала в виде монолитного тела вращения с плоскостью симметрии нормальной к оси вращения и проходящей через центр тяжести тела, торцевые поверхности корпуса выполнены с выпуклыми обводами с кривизной меньшей кривизны поверхности груза, в средней части корпуса по поперечной оси симметрии с одной стороны от центра тяжести тела расположена центрирующая полость, с другой средняя фиксирующая полость, у торцевых поверхностей по продольной оси симметрии расположены две торцевые фиксирующие полости, соединенные со средней фиксирующей полостью каналами, образующими пространство, в котором размещен груз с возможностью свободного перекатывания, а в процессе качания игрушки фиксации, причем диаметр средней части корпуса меньше его максимального диаметра. Технический результат состоит в уменьшении количества деталей до двух груза и корпуса, причем каждая деталь и их сборка высокотехнологичны, выполнены из традиционных материалов.

На чертеже изображена предлагаемая игрушка, разрез.

Обучающая игрушка содержит корпус 1, торцевые поверхности 2 и 8, торцевые фиксирующие полости 3 и 7, каналы 4 и 6, среднюю фиксирующую полость 5, груз 9 и центрирующую полость 10.

Обучающая игрушка работает следующим образом. При установке корпуса 1 игрушки на горизонтальную плоскость так, чтобы средняя фиксирующая полость 5 занимала близкое к плоскости положение, груз 9 скатывается из какой-либо торцевой фиксирующей полости 3 или 7 по соответствующему каналу 4 или 6 в среднюю фиксирующую полость 5. Игрушка после нескольких качаний на кромках торцевых поверхностей 2 и 8 относительно продольной оси корпуса 1 переходит в устойчивое положение, так как центр тяжести игрушки ЦТ2 оказывается ниже центра качания ЦК2. Приняв дидактически это устойчивое положение за "правильное", можно установить правила обучающей игры с задачей его достижения. Например, при соответствующей раскраске корпуса 1 "под куклу", можно обучать детей засыпать на правом боку в соответствии с гигиеническими рекомендациями. При неправильном укладывании куклы "спать", например, на левый бок, ближе к горизонтальной плоскости оказываются торцевые фиксирующие полости 3 и 7, в одну из которых скатывается груз 9, перемещая центр тяжести игрушки в точки ЦТ или ЦТ1 и переход игрушки в вертикальное устойчивое состояние, соответствующее по правилам игры "нежеланию ложиться спать" вполне обоснованно, ввиду "неправильного укладывания спать", что и обеспечивает убедительный обучающий игровой эффект. Центрирующая полость 10 обеспечивает точность устойчивых состояний игрушки и экономию материала.

Обучающая игрушка выполняется по упрощенной технологии. Например, груз из свинца, корпус из пенопласта из двух симметричных частей, изготовленных литьем. При этом сборка заключается в закладывании в корпус груза и соединении двух частей корпуса, например, на шпильках или склеиванием.

Класс A63H15/06 ваньки-встаньки 

игрушка (варианты) и музыкальный механизм для этой игрушки -  патент 2327501 (27.06.2008)
игрушка "мотоцикл" -  патент 2254158 (20.06.2005)
игрушка "ванька-встанька" -  патент 2087173 (20.08.1997)
игрушка "ванька-встанька" -  патент 2055626 (10.03.1996)
игрушка "ванька-встанька" -  патент 2050903 (27.12.1995)
Наверх