боковая рукоятка управления
Классы МПК: | B64C13/04 ручные |
Автор(ы): | Траскин Ю.Л., Курдюков А.А., Евреинов С.Д. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа Московский научно- производственный комплекс "Авионика" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-10-12 публикация патента:
20.09.1997 |
Использование: в системах дистанционного управления летательного аппарата и наземных транспортных средств. Сущность изобретения: устройство содержит рукоятку, вал которой, связанный с корпусом через шарнир, при ее вертикальном, нейтральном, положениях фиксируется четырьмя толкателями механизма загрузки, расположенного в горизонтальной плоскости выше оси вращения рукоятки. В корпусе в двух взаимно перпендикулярных плоскостях концентрично относительно оси вала установлены четыре сдвоенных индукционных датчика поступательных перемещений, причем их оси параллельны оси рукоятки в нейтральном положении. Подпружиненные сердечники датчиков через одноплечие рычаги, оси которых закреплены на корпусе, связаны с общим толкателем, закрепленным на валу рукоятки. Точки контакта сердечников и толкателя с рычагами, центр шарнира и оси рычагов расположены в одной горизонтальной плоскости при нейтральном положении рукоятки. Технический результат: повышение надежности и расширение возможности резервирования датчиков. 4 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Боковая рукоятка управления, содержащая установленные в корпусе резервированные датчики управляющих сигналов перемещения по двум осям управления летательного аппарата, пружинные механизмы загрузки и шарнир, через который вал рукоятки связан с корпусом, отличающаяся тем, что датчики управляющих сигналов выполнены в виде индукционных датчиков поступательных перемещений, установленных в корпусе в двух взаимно перпендикулярных плоскостях так, что их оси параллельны оси рукоятки в нейтральном положении и расположены концентрично относительно нее, подпружиненные сердечники датчиков через одноплечие рычаги, оси которых закреплены на корпусе, связаны с общим толкателем, закрепленным на валу рукоятки, причем точки контакта сердечников датчиков и толкателя с рычагами, а также центр шарнира и оси рычагов расположены в одной горизонтальной плоскости при нейтральном положении рукоятки. 2. Рукоятка по п. 1, отличающаяся тем, что механизмы загрузки расположены в горизонтальной плоскости выше оси вращения рукоятки. 3. Рукоятка по п. 1, отличающаяся тем, что вал рукоятки в месте контакта с толкателями механизма загрузки выполнен в виде четырехгранника, в каждую грань которого завальцованы шарики, причем противоположные ряды шариков образуют направляющие качения для перемещения рукоятки. 4. Рукоятка по п. 1, отличающаяся тем, что первые первичные обмотки и вторые первичные обмотки первой и второй пары датчиков, смещенных в пространстве по отношению друг к другу на 90o, соединены соответственно параллельно, первые вторичные обмотки диаметрально расположенных датчиков образуют соответственно первый и второй резервы, а вторые вторичные обмотки - третий и четвертый резервы каналов крена и тангажа. 5. Рукоятка по п. 1, отличающаяся тем, что датчики установлены в корпусе на резьбе.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области дистанционного управления летательными аппаратами (ЛА) и может быть использовано в системах дистанционного управления (СДУ) наземных транспортных средств. Известны боковые рукоятки, предназначенные для СДУ, содержащие чувствительные элементы (датчики), пружинные механизмы загрузки, шаровые или универсальные шарниры [1, 2, 3]Недостатками этих устройств являются сложность и наличие большого числа пар трения в рычажных механизмах передачи перемещения от рукоятки к датчикам и механизмам загрузки, большие габариты, а также ограниченные возможности для резервирования датчиков. Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой является боковая рукоятка управления, содержащая установленные в корпус четырехкратно резервированные токовихревые датчики управляющих сигналов перемещения по двум осям управления ЛА, пружинные механизмы загрузки и шарнир, через который вал рукоятки связан с корпусом. Статоры датчиков своими обмотками установлены в отверстия корпуса, расположенные в горизонтальной плоскости и образующие восьмилучевую звезду, а общий для всех датчиков ротор выполнен в виде усеченной полусферы и закреплен на валу рукоятки, причем центры восьмилучевой звезды осей статоров и полусферы ротора совпадают с центром шарнира. Механизмы загрузки выполнены в виде комплектов пружин сжатия, опор и толкателей пружин, встроенных в отверстия корпуса, расположенные в другой горизонтальной плоскости и образующие четырехлучевую звезду, центр которой располагается на вертикальной оси рукоятки в ее нейтральном положении [4]
В вертикальном, нейтральном, положении рукоятки ее нижний хвостовик фиксируется четырьмя толкателями механизма загрузки, при этом в сигнальных обмотках датчиков индицируются минимальные "нулевые" сигналы. При отклонении рукоятки в направлении выбранной оси управления ЛА, например крена, выходные сигналы диаметрально расположенных датчиков первого и второго резервов, находящихся на выбранной оси Х управления (фиг. 1), после обработки в электронном блоке соответственно равны Umax и -Umax, а выходные сигналы датчиков третьего и четвертого резервов, находящихся на осях, расположенных под углом 45o к выбранной оси управления, соответственно равны 0,707 Umax и -0,707 Umax, при этом выходные сигналы датчиков первого и второго резервов, расположенных на оси, перпендикулярной выбранной, равны нулю. Для получения сигналов одинаковой величины соответствующих каналов крена и тангажа в пределах допуска при любом угле отклонения рукоятки в направлении выбранной оси управления ЛА, выходные сигналы датчиков третьего резерва и датчиков четвертого резерва после обработки в электронном блоке суммируют и вычитают на операционных усилителях с коэффициентами усиления, равными К 0,707. Однако выдержать одинаковость коэффициентов усиления операционных усилителей двух различных резервов каналов крена и тангажа с точностью до третьего знака является сложной технологической задачей, в противном же случае это создает погрешность в выходных сигналах всех четырех резервов. Для повышения точности, обеспечения линейности и крутизны выходных сигналов, а также уменьшения габаритов устройства в предлагаемой боковой рукоятке, содержащей установленные в корпусе резервированные датчики управляющих сигналов перемещения по двум осям управления ЛА, пружинные механизмы загрузки и шарнир, через который вал рукоятки связан с корпусом, датчики управляющих сигналов выполнены в виде индукционных датчиков поступательных перемещений, установленных в корпусе в двух взаимно перпендикулярных плоскостях таким образом, что их оси параллельны оси рукоятки в нейтральном положении и расположены концентрично относительно нее, подпружиненные сердечники датчиков через одноплечие рычаги, оси которых закреплены на корпусе, связаны с общим толкателем, закрепленным на валу рукоятки, причем точки контакта сердечников датчиков и толкателя с рычагами, а также центр шарнира и оси рычагов расположены в одной горизонтальной плоскости при нейтральном положении рукоятки. Механизмы загрузки боковой рукоятки расположены в горизонтальной плоскости выше оси вращения рукоятки, что обеспечивает увеличение хода рукоятки. Вал рукоятки в месте контакта с толкателями механизма загрузки выполнен в виде четырехгранника, в каждую грань которого завальцованы шарики, причем противоположные ряды шариков образуют направляющие качения для перемещения рукоятки. Для получения четырехкратного резервирования сигналов датчиков по каналам крена и тангажа первые первичные обмотки и вторые первичные обмотки первой и второй пары датчиков, смещенных в пространстве по отношению друг к другу на 90o, соединены соответственно параллельно, первые вторичные обмотки диаметрально расположенных датчиков образуют соответственно первый и второй резервы, а вторые вторичные обмотки третий и четвертый резервы каналов крена и тангажа. Для снижения трудоемкости технологической регулировки "нулевого" сигнала и повышения ее точности датчики управляющих сигналов перемещения установлены в корпусе на резьбе. На фиг. 1 представлена схема расположения датчиков в прототипе, на фиг. 2 общий вид устройства предлагаемой боковой рукоятки управления, а на фиг. 3
схема расположения датчиков в ней. Устройство содержит рукоятку 1, вал 2 которой связан с корпусом устройства через шарнир, выполненный, например, в виде кардана, рамка 3 которого закреплена на оси 4, установленной в нижней части корпуса, выполненной в виде фланца 5, причем на оси 6 рамки 3 установлен вал рукоятки 1. В средней, несущей, части 7 корпуса в четырех горизонтальных отверстиях, расположенных выше оси 6 вращения рукоятки и образующих четырехлучевую звезду, установлены комплекты механизмов загрузки, имитирующих пилоту аэродинамические нагрузки, возникающие на управляющих поверхностях соответствующих осей ЛА в полете. Каждый комплект содержит пружину 8 сжатия, опору 9, толкатель 10 механизма загрузки, имеющий снаружи сферическую поверхность. Вал 2 в месте контакта с толкателями 10 выполнен в виде четырехгранника, в каждую грань которого завальцованы по два шарика 11. Под действием предварительно сжатых пружин 8 шарики 11 взаимодействуют с торцевой поверхностью соответствующего толкателя 10 механизма загрузки, при этом между сферическими поверхностями смежных толкателей образуется гарантированный зазор

1. Заявка ФРГ N 2842842, кл. B 64 C 13/04, 1980. 2. Заявка ФРГ N 3825809, кл. B 64 C 13/04, 1988. 3. Патент Франции N 2583017, кл. B 64 C 13/12, 1986. 4. Заявка СССР N 4929881/23, решение о выдаче патента РФ от 20.07.93, кл. B 64 C 13/04, 1991 (прототип).