устройство для регулирования зазора барабанно-колодочного тормоза

Классы МПК:F16D65/74 автоматически действующие в одном направлении 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Украинский государственный институт краностроения (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1993-10-28
публикация патента:

Использование: в барабанно-колодочных тормозах самоходных транспортных средств. Сущность изобретения: устройство содержит корпус с установленными в нем подпружиненными толкателем с шариками, контактирующими с подвижными плунжерами. В одном из плунжеров установлены резьбовой шток и муфта в виде втулки из ферромагнитного материала, в отверстии которой установлен шарик. Гайка расположена между штоком и муфтой. При перемещении плунжера в одном направлении происходит вывинчивание резьбового штока, что обеспечивает компенсацию износа фрикционных накладок колодок. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Устройство для регулировки зазора барабанно-колодочного тормоза, содержащее корпус с двумя взаимно-перпендикулярными отверстиями, установленные в одном из них толкатель и сепаратор с телами качения, плунжеры, установленные в другом отверстии с возможностью осевого перемещения, один из которых выполнен полым, и расположенные в последнем резьбовой шток и муфту, отличающееся тем, что оно снабжено выполненной из немагнитного антифрикционного материала и связанной с резьбовым штоком гайкой с цилиндрическим кольцевым выступом на ее торце, муфта выполнена в виде охватывающей цилиндрический выступ втулки из ферромагнитного материала с перпендикулярным ее продольной оси, по меньшей мере, одним глухим отверстием и установленного в нем шарика из магнитного материала, а расстояния между осями втулки и глухого отверстия выбрано из условия обеспечения заклинивания шарика между втулкой и сопрягаемой с ней поверхностью цилиндрического выступа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к барабанно-колодочным тормозам самоходных транспортных средств.

Известно гидравлическое устройство для регулирования зазора барабанно-колодочного тормоза, установленное в тормозной колодке с фрикционной накладкой, содержащее два соосно соединенных между собой гидравлических цилиндра разных диаметров со штоками и систему подпитки гидросистемы [1]

Недостатком указанного устройства является понижение точности регулирования зазора при повышенной теплонагруженности пар трения.

Известен механизм управления колодочным тормозом, конструкция которого обеспечивает как торможение, так и автоматическое поддержание постоянного зазора между накладкой колодки и тормозным барабаном.

Недостатком указанного устройства является то, что применение гидравлики в тормозах транспортных средств снижает надежность тормозной системы вследствие того, что трущиеся пары оснащены уплотнениями, которые изнашиваются в процессе работы, а контроль за их износом весьма затруднителен. Кроме того, к рабочим жидкостям гидравлических тормозных систем предъявляются повышенные требования в их чистоте, что, в свою очередь, требует применения специальных фильтрующих устройств.

Известен автоматический регулятор зазора для тормоза транспортного средства, содержащий корпус с распоркой, состоящей из поршневого элемента, связанного резьбовым соединением со штоком, выполненным с конической головкой, находящейся во фрикционном сцеплении с поворотным кольцом. Кольцо соединено резьбой с опорным элементом, находящимся во фрикционном сцеплении с коническим уступом в стенке цилиндрического отверстия. При этом фрикционное сцепление кольца со штоком осуществляется по наружной поверхности головки штока с помощью пружины [3]

Основным недостатком известного регулятора является наличие ряда фрикционных пар, которые в процессе эксплуатации могут проскальзывать, что может вызвать нечеткое регулирование зазора между тормозной колодкой и тормозным барабаном.

Устройство [3] является наиболее близким к предлагаемому.

Целью изобретения является осуществление бесступенчатого автоматического регулирования зазора между колодкой и тормозным барабаном.

Цель достигается тем, что устройство для регулирования зазора барабанно-колодочного тормоза, содержащее корпус с двумя взаимно перпендикулярными отверстиями, установленные в одном из них толкатель и сепаратор с телами качения, плунжеры, установленные в другом отверстии с возможностью осевого перемещения, один из которых выполнен полым, и расположенные в последнем резьбовый шток и муфту, дополнительно снабжено выполненной из немагнитного антифрикционного материала и связанной с резьбовым штоком гайкой с цилиндрическим кольцевым выступом на ее торце, муфта выполнена в виде охватывающей цилиндрический выступ втулки из ферромагнитного материала с перпендикулярными ее продольной оси по меньшей мере одним глухим отверстием и установленного в нем шарика из магнитного материала, а расстояние между осями втулки и глухого отверстия выбрано их условия обеспечения заклинивания шарика между втулкой и сопрягаемой с ней поверхностью цилиндрического выступа.

Выполнение во втулке перпендикулярно ее продольной оси по меньшей мере одного отверстия позволяет разместить в нем магнитный шарик.

Выполнение гайки с цилиндрическим выступом на ее торце позволяет осуществить контакт цилиндрического кольцевого выступа с шариком.

Выбор расстояния между осями центрального и глухого отверстий втулки, обеспечивающего заклинивание шарика между сопрягаемыми поверхностями втулки и кольцевого выступа гайки, позволяет передавать вращение от втулки на гайку.

Выполнение шарика магнитным позволяет осуществлять постоянный контакт его с полостью втулки.

Выполнение гайки из немагнитного антифрикционного материала предотвращает притягивание к ней магнитного шарика и предотвращает износ ее.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; на фиг.2 механизм регулирования зазора; на фиг. 3 втулка муфты; на фиг. 4 разрез А-А на фиг.3; на фиг.5 разрез Б-Б на фиг.2.

Устройство содержит корпус 1, в горизонтальном отверстии которого установлены с возможностью продольного перемещения плунжера 2 и 3. На торцевой поверхности плунжеров 2 и 3 под углом выполнены пазы 4. Плунжер 2 выполнен полым, в отверстии которого размещена муфта 5, которая содержит втулку 6, гайку 7 с кольцевым цилиндрическим выступом на ее трубе и резьбовый шток 8. Гайка 7 связана с резьбовом штоком 8. Втулка 6 выполнена из ферромагнитного материала, например, из стали. Гайка 7 выполнена из немагнитного антифрикционного материала, например бронзы. Во втулке 6 выполнено по меньшей мере одно глухое отверстие 9 в плоскости, перпендикулярной ее продольной оси, в котором размещен шарик 10. Шарик 10 выполнен из магнитного материала. Расстояние между осями центрального и глухого отверстий втулки 6 выбирают из условий обеспечения заклинивания 10 между сопрягаемыми поверхностями втулки 6 и цилиндрического кольцевого выступа гайки 7 для осуществления поворота муфты 5.

На наружной поверхности втулки 6 выполнена винтовая канавка 11. Гайка 7 установлена в отверстии плунжера 2 с возможностью вращения. В торцевых отверстиях резьбового штока 8 и плунжера 3 со свободной поворота установлены сухари 12 и 13 с прорезями, поверхности которых контактируют с телом тормозных колодок 14. В вертикальном отверстии 15 корпуса 1 установлен толкатель 16 с наклонными пазами и пружинами 17 и 18. Пружина 17 торцом упирается в разрезные шайбы 19, а вторым в дно чашки 20. Пружина 18 одним торцом упирается в бурт 21 чашки 20, а вторым в торец сепаратора 22, в котором диаметрально установлены два шарика 23, контактирующие с наклонными пазами толкателя 16 и пазами 4 плунжеров 2 и 3. В корпусе 1 ввернут установочный винт 24, шейка которого находится в постоянном контакте с винтовой канавкой 11 втулки 6. Магнитный шарик 10, благодаря собственному магнитному полю, находится в постоянном контакте с поверхностью отверстия втулки 6.

Устройство работает следующим образом.

При нажатии водителем транспортного средства на тормозную педаль осуществляется поступление сжатого воздуха из пневмосети в пневмокамеры (не показаны), которые передают усилие на толкатель 16, пружины 17 и 18 сжимаются. При дальнейшем движении толкателя 16 шарики 23, находящиеся в наклонных пазах толкателя 16 и плунжеров 2 и 3, перемещают вдоль оси плунжеры 2 и 3 во взаимно противоположные стороны. Одновременно перемещаются сухари 12 и 13, с помощью которых колодки 14 прижимаются рабочими поверхностями к тормозному барабану 26. Пружины 27, закрепленные на колодках 14, растягиваются. При этом осуществляются торможение колес транспортного средства. При отпускании тормозной педали подача сжатого воздуха в пневмокамеры прекращается. Под воздействием пружин 17 и 18 толкатель 16 возвращается в исходное положение. Пружины 27 перемещают колодки 14 к центру тормозного барабана 26, и происходит процесс растормаживания. Благодаря воздействию магнитного поля шарики 10 находятся в постоянном контакте с поверхностями отверстий 9 втулки 6. В процессе эксплуатации транспортного средства происходит износ накладок 28 колодок 14. Компенсация зазора в результате износа накладок 28 осуществляется автоматически. При предельном перемещении втулки 6 к периферии барабана 26, благодаря взаимодействию шейки 25 винта 24 с винтовой канавкой 11 втулки 6, происходит поворот последней вокруг своей оси.

Направление винтовой канавки 11 втулки 6 выбрано таким образом, что когда происходит выдвижение плунжера 2, шарики 10 свободно скользят по цилиндрическому кольцевому выступу гайки 7, а при возвращении плунжера 2 в исходное положение шарики 10 заклиниваются между втулкой 6 и выступом гайки 7, вызывая поворот последней вокруг своей оси в обратном направлении. Резьбовые элементы гайки 7 и штока 8 выполнены так, что при возврате плунжера 2 в исходное положение происходит вывинчивание резьбового штока 8, что обеспечивает компенсацию выработки накладок 28. Требуемый зазор между накладкой 28 колодки 14 тормозным барабаном 26 обеспечивается холостым ходом втулки 6 благодаря предельным зазорам между рабочими поверхностями винтовой канавки 11 втулки 6 и шейкой 25 установочного винта 24.

Таким образом, конструкция устройства позволяет осуществить бесступенчатое автоматическое регулирование зазора между колодкой и тормозным барабаном.

Наверх