защитное устройство оконных проемов
Классы МПК: | B60J1/20 вспомогательные приспособления, например ветровые щитки, шторы |
Автор(ы): | Башкирцев В.И., Тягунов Г.И., Гусев И.П., Плескач А.Н. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Эталон" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-05-27 публикация патента:
10.10.1997 |
Использование: во вспомогательных устройствах для транспортных средств, предохраняющих от механических повреждений оконные стекла, в частности, грузовых автомашин. Сущность изобретения: защитное устройство содержит решетчатые ставни, смонтированные на корпусе на петлях, средство запирания, которое включает в себя механизм фиксации, взаимодействующий со скобами, закрепленными на корпусе кабины. Механизм фиксации выполнен в виде подпружиненного стержня, смонтированного на ставнях, которые между собой связаны горизонтальными петлями. Скобы выполнены Z-образной формы и снабжены продольной прорезью под стержень механизма фиксации. Длина глухой прорези в скобе составляет сумму радиусов стержня и его головки, которая опирается на скобу. Ставень лобового окна подвешен в струбцинах коромысла, которое соединено с горизонтальными петлями, установленными на корпусе кабины. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Защитное устройство оконных проемов преимущественно автомашин, содержащее решетчатые ставни, установленные на корпусе посредством петель, средство запирания, включающее в себя установленные на ставнях механизмы фиксации, выполненные в виде подпружиненного стержня, и закрепленные на корпусе скобы, отличающееся тем, что скобы выполнены Z-образной формы и снабжены продольной прорезью, в которой размещен стержень механизма фиксация, установленного на свободном торце ставня, длина которой составляет сумму радиусов стержня и его головки, которая опирается на скобу, при этом ставни связаны между собой горизонтальными петлями, а ставень лобового стекла подвешен посредством струбцин коромысла, жестко соединенного с горизонтальными петлями.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к вспомогательным устройствам для транспортных средств и предназначено для предохранения от механических повреждений оконных стекол, в частности, грузовых автомашин. Из патентной литературы известны разнообразные конструкции защитных устройств оконных проемов в строительстве и на транспортных средствах, содержащие жесткие решетчатые ставни (см. например, легкосъемные, складывающиеся на двери кабины, оснащенные запорным устройством по патентам США N 4835906 от 06.06.09, кл. E 06 B 3/68; N 4564216 от 14.01.86; N 4914863 от 10.04.90, кл. B 60 J 5/04; двойные, установленные в оконном проеме взамен стекла по авт. свид. N 698788, опубл. 25.11.79 в Бюл. N 43, патенту ФРГ N 2101327, 1978, кл. B 60 J 1/20 и патенту США N 3032351, 1961, нац. кл. 280-150 или шарнирно посредством петель установленные на корпусе кабины, которые оснащены виброамортизаторами с регулировочными винтами по авт. свид. N 1311948, опубл. 23.05.87 в Бюл. N 19 и N 994309, опубл. 07.02.83 в Бюл. N 5, кл. B 60 J 120). Указанные устройства предназначены для частных задач и не могут быть использованы для решения комплексной проблемы, которая состоит в надежной защите стекол оконных проемов при расширении функциональных возможностей устройства: устройство должно иметь простую конструкцию, прочную и легкосъемную, не ограничивающую обзор в рабочем положении и компактно крепящуюся на кабине, не нарушая аэродинамики, а также иметь точную запорную фиксацию, быть удобным в эксплуатации. Наиболее совершенным и близким к предложенному защитному устройству по числу совпадающих признаков и назначению является защитное устройство оконного проема (авт. свид. N 1668608, опубл. 07.08.91 в Бюл. N 29, кл. E 06 B 9/02), которое содержит решетчатые ставни, установленные на корпусе посредством петель, средство запирания ставней, включающее замковый механизм и механизм фиксации, содержащий подпружиненный стержень, совмещенные с петлей, скобы, закрепленные на корпусе по продольной оси окна, и зацепы, закрепленные на наружных продольных торцах ставней и взаимодействующие со скобами, при этом связанная со ставнем верхняя полупетля установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения для обеспечения вывода зацепов из скоб. Известная конструкция является сложной по кинематике сблокированных механизмов замкового и фиксации, так как каждая петля выполнена из двух частей, внутри которых размещен механизм возвратно-поступательного перемещения ставня для геометрического замыкания зацепов со скобами и силового удержания их в зацеплении. Фиксирование ставней ненадежно, потому что не адекватны перемещения стержня механизма фиксации и отстоящего на протяженной кинематической цепочке зацепа к скобам, что приводит к неизбежным перекосам из-за люфтов кинематических пар механизмов и сопрягаемых элементов, от веса ставней и габаритных ограничений внутреннего объема петель для усиления механизма фиксации. В прототипе ставни автономны, что усложняет процесс запирания-открывания посредством дополнительного замкового механизма с помощью специального ключа. Кроме того, вертикальная ось поворота ставней на петлях неприемлема для использования в автомашинах из-за отсутствия резервного места для ставней в нерабочем положении на кабине без ухудшения обзора и аэродинамики. Задачей изобретения является упрочнение конструкции, повышение удобства мобильной эксплуатации и функциональной надежности. Поставленная задача решается за счет того, что в известном защитном устройстве оконных проемов преимущественно для автомашин, содержащем решетчатые ставни, смонтированные на корпусе посредством петель, средство запирания, включающие в себя установленные на ставнях механизмы фиксации, выполненные в виде подпружиненного стержня, и закрепленной на корпусе скобы, согласно изобретению скобы выполнены Z-образной формы и снабжены продольной прорезью под стержни механизма фиксации, установленного на свободном конце стержня, длиной, составляющей сумму радиусов стержня и его головки, которая базируется на скобе, ставни между собой связаны горизонтальными петлями, а, в частности, для лобового стекла ставень подвешен в струбцинах коромысла, жестко соединенного с горизонтальными петлями. Отличительные признаки обеспечивают практически безлюфтовую фиксацию ставней на оконных проемах подпружиненными стержнями в профилированных скобах непосредственно, без промежуточных механизмов и элементов, что предотвращает передачу динамических нагрузок автомашины на ставни. Средства запирания просто по конструкции и надежно в эксплуатации, что повышает прочность и гарантию защиты оконных проемов. Форма и конструкция скоб средства запирания исключает самопроизвольное расцепление механизма фиксации ставней. Выполнение скоб Z-образной формы создает опорную базу для ставней и ограничитель пространственных их перемещений при установке стержня в буртик скобы. Предложенная конструкция средств запирания обеспечивает силовое и геометрическое замыкание нагруженного пружиной стержня в скобе и за счет натяга механизма фиксации создает необходимую жесткость шарнирно связанным между собой ставням в рабочем положении. В сложенном положении ставни компактно укладываются на двери автомашины, в частности, до профильной выборки в двери под колесо на КамАЗе. Установка ставня лобового окна автомашины в струбцинах, компенсируя погрешности геометрии, обеспечивает монтаж универсально изготовленных ставней точно по проему, пространственной ориентацией до зажима в струбцинах, что снижает трудоемкость и гарантирует точность установки. Подвеска ставня на коромысле горизонтальных петель, во-первых, снижает на 10% габариты и вес ставня, а во-вторых, позволяет убирать ставень на крышу кабины, где жестко фиксировать средством запирания. Предложенное защитное устройство, как указывалось выше, ново, соответствует уровню техники и промышленно применимо. Сущность изобретения поясняется конкретным примером выполнения защитного устройства оконных проемов автомашины "КамАЗ". На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемого устройства; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 средство запирания; на фиг.4 разрез Б-Б на фиг. 3. Ставни 1, 2 и 3 (фиг.1 и 2) представляют собой жесткую металлическую раму, внутри которой укреплена нержавеющая сетка 4. Ставни 1 и 2 между собой соединены шарнирно горизонтальными петлями 5, причем нижний ставень 1 смонтирован на двери автомашины в петлях 5 посредством горизонтальной оси 6. На верхнем свободном торце ставня 1 закреплены два механизма 7 фиксации, каждый из которых представляет собой нагруженный пружиной 8 (фиг.3) стержень 9, головкой 10 опирающийся на Z-образную скобу 11, установленную на корпусе кабины. Механизм 7 фиксации и скоба 11 образуют средство запирания положения ставней 1, 2, 3. Скоба 11 выполнена с продольной глухой прорезью 12 (фиг.4) под стержень 9 по скользящей посадке длиной, составляющей сумму радиусов стержня 9 и его головки 10, которая при этом упирается в буртик скобы 11. На оси 6 (фиг.1) подвешены два кожаных ремня 13 для укрепления сложенных ставней 1 и 2 в нерабочем положении на двери кабины посредством лабиринтных замков 14. На капоте автомашины и на крыше кабины закреплены по две Z-образных скобы 11 для фиксации ставня 3 лобового оконного проема в двух крайних положениях. На этих скобах 11 установлены механизмы 7 фиксации. Ставень 3 зажат в четырех струбцинах 15, которые через коромысла 16 шарнирно на осях 17 подвешены в закрепленных на корпусе кабины кронштейнах 18, образуя горизонтальные петли. В раме ставня выполнены отверстия под стержни 9, которые сверлятся при монтаже "по месту". Ставень 3 базируется на опорной поверхности Z-образных скоб 11, которые жестко прикреплены к кронштейнам, установленным на корпусе капота и крыше кабины, что обеспечивает жесткость конструкции и надежность соединения в двух положениях ставня 3. В исходном положении ставни 1 и 2 в сложенном виде ремня 13 притянуты к двери, а ставень 3 опирается на скобы 11 крыши кабины и фиксируется стержнями 9, размещенными в отверстиях его свободного торца. В условиях сложной оперативной обстановки стержни 9 механизмов 7 фиксации, закрепленных на крыше кабины, выводятся из отверстий ставня 3 за головки 10, сжимая пружины 8. Освободившийся торец ставня 3 поворотом вокруг оси 17 кронштейнов 18 переводится в рабочее положение, где опирается на стержни 9 механизмов 7, установленных на капоте. Далее вручную за головки 10 оттягивают стержни 9, сжимая пружины 8. Ставень 3 при этом опускается на опору скоб 11. Затем освобождают головки 10 стержней 9, которые пружинами 8 подаются в отверстия рамы ставня 3, осуществляя геометрическое замыкание, т.е. фиксируя положение ставня 3. Окна дверей защищаются в следующей последовательности. Выводя ремни 13 из замков 14 ставни 1 и 2 раскладывают и поворотом вокруг оси 6 поднимают в крайнее верхнее положение, при этом их шарнирное сочленение опирается на корпус двери. Стержни 9 отжимают вверх для перемещения головки 10 над буртиком скоб 11, при этом стержни 9 перемещаются по прорези 12 до упора. Затем головки 10 освобождают и пружинами 8 стержни 9 опускаются до упора головкой в скобу 11. Силовое замыкание усилилем пружин 8 обеспечивает натяг шарнирно связанных ставней 1 и 2 и необходимую жесткость конструкции. Свободные концы ремней 13 помещают в замки 14. Оконные проемы кабины автомашины надежно защищены от механических повреждений камнями, палками, прутами и другими предметами, которые могут быть использованы возбужденной толпой при выражении неуправляемых эмоций и хулиганских действий. Устройство может быть использовано для защиты оконных проемов кабин тракторов и спецмашин на лесозаготовках от механических повреждений ветками и на иных подобных работах.Класс B60J1/20 вспомогательные приспособления, например ветровые щитки, шторы