якорь для быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздухом, содержащим абразивную пыль
Классы МПК: | H02K3/487 устройства для закрытия пазовом H02K3/51 применяемые только для ротора |
Автор(ы): | Манфред Кирн[DE], Вернер Граммер[DE], Герхард Крэмер[DE], Майнхард Ойле[DE] |
Патентообладатель(и): | Роберт Бош ГмбХ (DE) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-05-28 публикация патента:
10.10.1997 |
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения якорей быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздуха. Сущность изобретения состоит в том, что на валу якоря установлены коллектор и пакет сердечника с пазами, в которые уложены обмотки. Лобовые части обмотки имеют близки к сферическому контур и зафиксированы вблизи вала с помощью шнуровой обвивки. Согласно изобретению, обмотки утоплены в пазах с помощью продолговатых эластичных пазовых затворов, из которых несколько проходят через пазы по всему контуру лобовых частей в аксиальном направлении до вала и образуют реброобразные утолщения, которые зафиксированы на торцевых концах якоря также с помощью шнуровых обвивок. Изобретение обеспечивает защиту лобовых частей обмоток как от механического повреждения вследствие истирания абразивной пылью в охлаждающем воздухе, так и от действия центробежных сил. Пазовые затворы просты в изготовлении и способны также воспринимать интенсивные механические вибрации, действующие на обмотки. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Якорь для быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздухом, содержащим абразивную пыль, содержащий установленные на валу коллектор и пакет сердечника, в пазы которого уложены обмотки с лобовыми частями от торцов сердечника до вала, при этом лобовые части имеют близкий к сферическому контур и зафиксированы вблизи вала с помощью шнуровой обвивки, отличающийся тем, что обмотки утоплены в пазах с помощью продолговатых эластичных пазовых затворов, несколько из которых проходят через пазы по всему контуру лобовых частей обмоток в аксиальном направлении до вала и образуют реброобразные утолщения, которые зафиксированы на торцовых концах якоря также с помощью шнуровой обвивки. 2. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что шнуровая обвивка образована одним или несколькими удлиненными пазовыми затворами. 3. Якорь по п. 2, отличающийся тем, что на торцовых его концах пазовые затворы зафиксированы дополнительными кольцами. 4. Якорь по любому из пп. 1 3, отличающийся тем, что концы пазовых затворов, шнуровая обвивка и/или дополнительные кольца зафиксированы на якоре с помощью смолы. 5. Якорь по любому из пп. 1 4, отличающийся тем, что пазовыми затворами в пазах якоря служат вставленные лентообразные или веревкообразные тела. 6. Якорь по любому из пп. 1 5, отличающийся тем, что пазовые затворы состоят из плетеных волокон.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин, работающих в особых условиях. Известен якорь, имеющий сравнительно надежно зафиксированный, защищенный от центробежных сил переход обмотки между ее лобовой частью и коллектором, однако лобовые части обмотки или, соответственно, обмотки, уложенные в паз пакета сердечника якоря, не защищены специальным средством. Якоря в таком исполнении не выдерживают нагрузок, которым подвергаются современные электроинструменты, так как они перегружены повторными соударениями и вибрациями, которые возникают, например, у ударных дрелей и угловых шлифовальных машин. К тому же высокая нагрузка, обычная для таких инструментов, усиливается из-за запыленного абразивом окружающего воздуха используемого для принудительного охлаждения, вследствие чего истираются лобовые части обмоток и тем самым наносится вред якорю. Указанные недостатки в изобретении устраняются следующими средствами. Якорь с отличительными признаками согласно пункту 1 формулы изобретения имеет то преимущество, что арматура, состоящая из самых обычных пазовых затворов, может изготавливаться особенно просто. Она может воспринимать интенсивные механические вибрации, ослабляющие или разрушающие обмотку, например, при применении в ударных дрелях или угловых шлифовальных машинах. Но она защищает лобовые части обмоток как от истирания посредством содержащего абразивную пыль охлаждающего воздуха, так и от действия центробежных сил при максимальных числах оборотов якоря и дополнительно улучшает охлаждение электродвигателя благодаря вентиляторному эффекту реброобразных утолщений на лобовых частях обмоток. Признаки других пунктов характеризуют предпочтительное исполнение. На фиг.1 и 2 показаны возможные конструктивные исполнения предлагаемого якоря электродвигателя. В представленном на фиг.1примере исполнения якорь 1 состоит из якорного вала 2, который несет пакет 3 сердечника якоря с пазами 4. Через пазы 4 проходят состоящие из электропроводящего материала обмотки, которые со стороны терцев якоря образуют лобовые части 5 и 6 обмоток и, соответственно, своими концами присоединены к коллектору 7. Пазы 4 заполнены обработанными капающей смолой пазовыми затворами 8. Пазовые затворы 8 состоят из бумажных или тканевых скруток толщиной около 3 мм, которые вставлены (вдавлены) в пазы 4, так что обмотки прочно удерживаются в основаниях пазов и не могут вываливаться из пазов 4 даже при больших центробежных силах. Концы пазовых затворов 8 с помощью шнуровки обвивки 9 фиксируются на сужениях лобовых частей обмоток и тем самым образуют реброобразную арматуру якорных торцев или, соответственно, лобовых частей 5,6 обмоток. В другом примере исполнения (на чертеже не показан) шнуровая обвивка образуется одним или несколькими удлиненными пазовыми затворами, удлинения которых одно-или многократно обвиваются вокруг сужений лобовых частей обмоток за окончаниями пазовых затворов и фиксируются хотя бы посредством завязывания узла или приклеиванияВ еще одном варианте исполнения согласно фиг.2 наряду со шнуровыми обвивками установлены дополнительные кольца 19, например резиновые кольца, которые благодаря соответствующей упругости и предварительному натяжению или, соответственно, за счет деформирования прочно устанавливаются на концах пазовых затворов и на минимальных диаметрах лобовых частей обмоток. Предпочтительный вариант исполнения изобретения достигается тогда, когда пазовые затворы выполняются из пластического материала, который после закрепления на якоре еще на определенное время остается деформируемым и соответственно подгоняется и контурам лобовых частей обмоток или, соответственно, может измсзеняться с целью возможного улучшения аэродинамики, например, для увеличения вентиляторного эффекта. Во всех вариантах исполнения пазовые затворы смачиваются капающей смолой, благодаря чему создается особенно прочное соединение между пазовыми затворами и лобовыми частями обмоток.
Класс H02K3/487 устройства для закрытия пазовом
динамоэлектрическая машина с вклиненными стержнями обмоток - патент 2321135 (27.03.2008) | |
система замыкания пазов - патент 2134010 (27.07.1999) |
Класс H02K3/51 применяемые только для ротора