автономный тяговый электропривод
Классы МПК: | B60L11/08 с генераторами и двигателями переменного тока |
Патентообладатель(и): | Шипаев Геннадий Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-07-31 публикация патента:
20.10.1997 |
Использование: на большегрузных автосамосвалах, автопоездах и тепловозах. Сущность изобретения: автономный тяговый электропривод содержит первичный двигатель, приводящий во вращение синхронный генератор, к началам каждой из фазных обмоток которого подключены тормозные резисторы. К началам и к концам фазных обмоток подключены входы двух встречно-параллельно включенных однофазных тиристорных мостов. Выходы мостов соединены по кольцевой схеме, к узловым точкам которой подключены фазные обмотки тягового электродвигателя переменного тока. Данный электропривод без добавочного релейно-контакторного, емкостного, реакторного оборудования с бесколлекторными электрическими машинами позволяет с высоким КПД осуществить в тяговом режиме непосредственное преобразование энергии дизель-генераторной установки в тяговую энергию мотор-колес с плавным регулированием скорости движения транспортного средства, а в тормозном режиме преобразовать запасенные транспортным средством кинетическую и потенциальную энергии в электрическую с регулируемым плавным преобразованием ее в тепловую энергию, что предопределяет плавное регулирование скорости при торможении транспортного средства. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Автономный тяговый электропривод, содержащий генератор переменного тока, ротор которого, несущий обмотку возбуждения, кинематически связан с первичным двигателем, трехфазный электродвигатель переменного тока, статорные обмотки которого подключены через преобразователь частоты к статорным обмоткам генератора переменного тока, и тормозной резисторный узел, отличающийся тем, что преобразователь частоты выполнен с тремя парами встречно-параллельно включенных однофазных тиристорных мостов, выходы которых соединены в замкнутую кольцевую схему, при этом начала и концы каждой статорной обмотки генератора переменного тока соединены с входами обоих мостов соответствующей пары, фазные выводы включенных в звезду статорных обмоток электродвигателя подключены к узловым выводам образованной кольцевой схемы, а резисторы тормозного узла включены между началами статорных обмоток генератора переменного тока.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в тяговых электроприводах большегрузных автосамосвалов, автопоездов и тепловозов. Известен автономный тяговый электропривод (а.с. СССР N 872333, кл. B 60 11/08, 1981), содержащий приводимый во вращение первичным двигателем синхронный генератор, от трехфазной статорной обмотки которого получают питание асинхронные двигатели, выпрямитель преобразователя частоты с промежуточным звеном постоянного тока с подключенной аккумуляторной батареей и входом инвертора, к выходу которого подключена трехфазная обмотка ротора синхронного генератора. К недостаткам указанного электропривода следует отнести сложность изготовления трехфазного синхронного генератора с трехфазной роторной обмоткой возбуждения, большие массо-габаритные показатели как преобразователя частоты с промежуточным звеном постоянного тока, так и синхронного генератора. Известен также автономный тяговый привод, содержащий синхронный генератор, трехфазная обмотка которого подключена к асинхронному двигателю, каждая фаза которого секционирована по числу фаз синхронного генератора, мостовые трехфазные управляемые выпрямители, к входам которых подключены концы секционированных обмоток асинхронного двигателя, а выходы объединены и зашунтированы тиристором с подключенным к нему параллельно тормозным резистором (а.с. СССР N 1253852, кл. B 60 11/08, 1986). Недостатками известного электропривода являются сложность изготовления секционированного асинхронного двигателя и его большие массогабаритные показатели. По совокупности существенных признаков данный известный электропривод наиболее близок к предлагаемому устройству и может быть принят в качестве прототипа. Изобретение направлено на улучшение энергетических и массо габаритных показателей автономного тягового электропривода. Указанные технические результаты достигаются тем, что преобразователь частоты выполнен с тремя парами встречно-параллельно включенных однофазных тиристорных мостов, выходы которых соединены в замкнутую кольцевую схему, при этом начала и концы каждой статорной обмотки генератора переменного тока соединены со входами обоих мостов соответствующий пары, фазные выводы, включенные в звезду статорных обмоток электродвигателя, подключены к узловым выводам образованной кольцевой схемы, а резисторы тормозного узла включены между началами статорных обмоток генератора переменного тока. На фиг. 1 изображена электрическая принципиальная схема электропривода; на фиг. 2 временные диаграммы напряжений и токов, поясняющие работу электропривода. Автономный тяговый электропривод (фиг. 1) содержит первичный двигатель 1, приводящий во вращение ротор с обмоткой возбуждения d l генератора переменного тока 2, статорные обмотки a-x, b-y, c-z которого подключены к входам преобразователя частоты 3, состоящего из трех пар встречно-параллельно включенных однофазных тиристорных мостов 1,4; 3,6; 5,2, выходы которых соединены в кольцевую схему, к узловым точкам которой подключены фазные обмотки A, B, C трехфазного двигателя 4. Однофазные мостовые выпрямители 1, 3, 5 образуют кольцевую схему, замкнутую против часовой стрелки, а мосты 4, 6, 2почасовой стрелке. Нечетные тиристорные мосты 1, 3, 5 формируют круговую последовательность положительных полуволн, а четные мосты 4, 6, 2 - отрицательных полуволн выходных линейных напряжений UAC, UCB, UBA преобразователя частоты 3. При переводе трехфазного двигателя в генераторный режим энергия, запасенная транспортным средством, гасится и рассеивается в окружающее пространство в тормозном узле 5, резисторы которого подключены к началам a, b, c фазных обмоток генератора переменного тока. На фиг. 1 введены обозначения: a-x, b-y, c-z начала и концы обмоток; d, l начало и конец обмотки возбуждения генератора переменного тока 2; 1 6 - однофазные мосты в тиристорном преобразователе частоты 3; 1.1 6.1, 1.3-6.3 - катодные группы тиристоров; 1.2-6.2, 1.4-6.4 анодные группы тиристоров; A, B, C начала фазных обмоток трехфазного электродвигателя 4; 5.1, 5.2, 5.3 - тормозные резисторы, подключенные к началам a-b, b-c, a-c обмоток генератора переменного тока 2 соответственно. На фиг. 2 обозначены: а) фазное напряжение Uax генератора переменного тока 2; б) последовательность и длительность включения тиристорных мостов 1-6 преобразователя частоты 3; г) выходные линейные напряжения UAC, UBC, UBA преобразователя частоты 3; г) - фазные напряжения UA, UB. UC и токи IA, IB. IC трехфазного электродвигателя 4. Автономный тяговый электропривод работает следующим образом. Первичный двигатель 1 приводит во вращение генератор переменного тока 2. С помощью тока возбуждения в обмотке d-l на выходе генератора поддерживается заданное напряжение Uax, Uby. Ucz (фиг. 2.а), которое поступает на входы преобразователя частоты 3. Заданная частота fз.г. генератора частоты преобразуется кольцевой пересчетной схемой в последовательность управляющих мостами 1-6 импульсов (фиг. 2б). При поступлении импульсов 1-6 управления мостами, последние открываются. Таким образом, в каждый момент времени открыты два моста, работающие в диодном режиме (

Класс B60L11/08 с генераторами и двигателями переменного тока