учебная корректируемая авиабомба
Классы МПК: | F42B8/22 авиационные бомбы |
Автор(ы): | Бабушкин Д.П., Буадзе В.Ш., Виллемс В.Н., Жуков В.Г., Коновалов Е.А., Короткий В.И., Кулаков А.Г., Матыцин В.Д., Мерцалов Б.Е., Сологуб В.М., Ткачев В.В., Трубенко Б.И., Финогенов В.С., Хотяков В.Д. |
Патентообладатель(и): | Государственное научно-производственное предприятие "Регион" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-03-14 публикация патента:
20.10.1997 |
Использование: тренировочные полеты самолетов для обучения летчиков методике применения корректируемых авиабомб. Сущность изобретения: балка, выполненная длиной 3,85 ...3,9 калибра авиабомбы, предназначена для подвески последовательно состыкованных телевизионной головки самонаведения (ТГСН), приборного отсека и хвостового самолета-носителя. На балке установлены передний и задний узлы подвески и электрический разъем. Центр тяжести ТГСН расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, обтекатель ТГСН выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром 0,85. ..0,87 калибра авиабомбы и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21...0,22 калибра. Хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78...0,82 калибра авиабомбы, имеет оживальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2...0,24 калибра. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Учебная корректируемая авиабомба, содержащая состыкованные между собой телевизионную головку самонаведения, приборный отсек и хвостовой обтекатель, отличающаяся тем, что авиабомба дополнительно снабжена балкой, на которой размещены передний и задний узлы подвески авиабомбы к самолету-носителю и электрический разъем и которая имеет охватывающие авиабомбу носовой и хвостовой хомуты, при этом центр тяжести телевизионной головки самонаведения расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, причем обтекатель телевизионной головки самонаведения выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром, равным 0,85 0,87 калибра авиабомбы, и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21 0,22 калибра, хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78 - 0,82 калибра авиабомбы, имеет овальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2 0,24 калибра авиабомбы, дополнительная балка выполнена длиной 3,85 3,9 калибра, а длина корректируемой авиабомбы составляет 4,45 4,8 калибра авиабомбы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к учебным авиационным бомбам (КАБ) и может быть использовано при тренировочных полетах для обучения летчиков (штурманов) методике применения корректируемых авиационных бомб с телевизионными головками самонаведени (ТГСН). Известны учебные корректируемые авиационные бомбы с головками самонаведения, предназначенные для тренировок летчика (штурмана), для отработки совместных действий экипажа при применении корректируемых авиационных бомб (КАБ), состоящие из головки самонаведения, корпусно-механической части, приборного отсека и хвостового обтекателя, причем на корпусно-механической части авиабомбы установлены передние и задние узлы подвески авиабомбы к самолету-носителю и электрический разъем стыковки авиабомбы и самолета-носителя. (См. Н.А.Брусенцов, Военно-морская авиация. Воениздат 1976 г. стр. 251). Известны учебные авиабомбы, предназначенные для обучения летчиков (штурманов) и состоящие из головной части, корпусно-механические части, хвостового отсека, подвесной системы (см. авторские свидетельства Франция, патент N 2209450, кл. F 42 B 25/00, опубликовано 2.08.74 г. патент N 2196065, кл. F 41 H 11/00, опубликовано 12.04.74 г.). Известны также корректируемые авиационные бомбы с телевизионными головками самонаведения, содержащие последовательно соединенные телевизионную головку самонаведения, корпусно-механическую часть, приборный отсек и хвостовой отсек. При этом на корпусно-механической части установлены передние и задние узлы крепления КАБ к самолету-носителю и электрический разъем стыковки КАБ к самолету-носителю (см. "Зарубежное военное обозрение" N 7 за 1985 г. стр. 40 45). Данная КАБ с ТГСН выбрана в качестве прототипа. Известная корректируемая авиационная бомба с ТГСН не обладает достаточной для обучения летного состава долговечностью, т.е. нужным количеством взлетов-посадок. Как правило, их только десять. Это связано с тем, что ТГСН крепится к корпусно-механической части КАБ консольно на значительном удалении от узлов подвески КАБ к самолету-носителю. Возникающие при взлетах-посадках динамические перегрузки и вибрационные нагрузки при полете не позволяют конструктивно выполнить ТГСН так, чтобы она выдерживала несколько сот взлетов-посадок, что необходимо для учебной КАБ с ТГСН. Затем ТГСН после выхода ее из строя в КАБ не решает проблемы, так как резко возрастает стоимость обучения экипажа. Кроме того, существующие учебные КАБ обладают значительным весом ( 500 кг). Поэтому при отработке действия экипажа в условиях залпа самолет-носитель несет по крайней мере четыре КАБа общий вес которых составляет 2000 кг, что увеличивает дополнительные затраты на топливо самолета-носителя. Обучение экипажа с учебными авиабомбами весом в 500 кг невыгодно также потому, что в соответствии с действующими в авиации правилами безопасности при аварийной посадке самолета-носителя все авиабомбы подобного веса должен быть сброшен. Если же учебная КАБ имеет вес 80 кг и ниже, то аварийная посадка самолета-носителя с авиабомбой разрешается. Целью настоящего изобретения является улучшение экономичности за счет уменьшения динамических и вибрационных нагрузок, действующих на авиабомбу, и увеличения ее долговечности. Для достижения этой цели КАБ с ТГСН, содержащая состыкованные последовательно ТГСН, приборный отсек, хвостовой обтекатель, дополнительно снабжена балкой, на которой размещены передний и задний узлы подвески авиабомбы к самолету-носителю и электрический разъем и которая имеет охватывающие авиабомбу носовой и хвостовой хомуты, при этом центр тяжести телевизионной головки самонаведения расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, причем обтекатель телевизионной головки самонаведения выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром, равным 0,85. 0,87 калибра авиабомбы, и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21.0,22 калибра, хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78. 0,82 калибра авиабомбы, имеет оживальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2.0,24 калибра авиабомбы, дополнительная балка выполнена длиной 3,85.3,9 калибра, а длина корректируемой авиабомбы составляет 4,45. 4,8 калибра авиабомбы. На чертеже изображен общий вид учебной КАБ ТГСН. Учебная корректируемая авиационная бомба с телевизионной головкой самонаведения содержит последовательно состыкованные ТГСН 1, приборный отсек 2, хвостовой обтекатель 3, балку 4 с передним узлом подвески 5, задним узлом подвески 6, электрическим разъемом стыковки КАБ к самолету-носителю 7, носовым стяжным хомутом 8, хвостовым стяжным хомутом 9. Процесс обучения экипажа боевому применению КАБ с ТГСН заключается в отработке следующей последовательности действий:вывод самолета-носителя в зону цели;
захват цели прицельно-навигационным комплексом самолета (ПРНК);
отображение телевизионного изображения цели от ПРНК на экране телевизионного индикатора (ИТ) самолета-носителя;
переход на отображение телевизионного изображения цели на экране ИТ от ТГСН КАБ;
доприцеливание с помощью органов ПРНК самолета-носителя по телевизионному изображению местности от ТГСН;
перевод ТГСН в режим захвата выбранной цели. ТГСН 1 входит в состав учебной корректируемой бомбы в виде отдельного функционального блока, представляющего собой штатную ТГСН КАБ. Приборный отсек 2 предназначен для размещения блока бортовой автоматики учебной КАБ (ББА) и кабельной сети КАБ. Приборный отсек 2 последовательно состыкован с хвостовым обтекателем 3 учебной КАБ. Дополнительно введенная балка 4 предназначена для подвески последовательно состыкованных ТГСН 1, приборного отсека 2 и хвостового обтекателя 3 на держатель самолета-носителя. На балке 4 установлены передний и задний узлы подвески 5, 6. На балке 4 установлен также электрический резъем 7, обеспечивающий электрическую связь КАБ с самолетом-носителем. На балке 4 крепятся два стяжных хомута (носовой 8 и хвостовой 9). С их помощью к балке 4 крепятся последовательно соединенные ТГСН 1, приборный отсек 2 и хвостовой обтекатель 3. При этом центр тяжести телевизионной головки самонаведения расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, причем обтекатель телевизионной головки самонаведения выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром, равным 0,85.0,87 калибра авиабомбы, и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21.0,22 калибра, хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78.0,82 калибра авиабомбы, имеет оживальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2.0,24 калибра авиабомбы, дополнительная балка выполнена длиной 3,85.3,9 калибра, а длина подвешенной части 4,45.4,8 калибра авиабомбы. Предложенное устройство позволяет закрепить ТГСН 1 не консольно на значительном удалении от узлов подвески КАБ, а с помощью хомутов непосредственно под узлами подвески 5, 6 учебной КАБ. При этом центр тяжести ТГСН 1 расположен на оси симметрии переднего и заднего узлов подвески 5, 6 КАБ, что позволяет резко улучшить эксплуатационные характеристики учебной авиабомбы. Узлы подвески КАБ 5, 6 и электрический разъем стыковки авиабомбы 7 установлены на блоке 4 на расстояниях, соответствующих штатной подвеске КАБ. Штатная ТГСН 1 при консольном закреплении позволяет обеспечить только 10 взлетов-посадок, что совершенно недостаточно для процесса обучения летного состава. Предложенное устройство позволяет уменьшить динамические и вибрационные нагрузки на ТГСН 1, что увеличивает срок ее службы до нескольких сотен взлетов-посадок. Кроме того, предлагаемая учебная КАБ позволяет уменьшить вес нагрузки на самолете-носителе в процессе его полета на 1700 кг. 500 кг x 4 80 кг x 4 2000 кг 320 кг 1680 кг. Выполнение учебной КАБ в весе, не превышающем 80 кг, позволяет не сбрасывать учебные КАБ при аварийной посадке самолета-носителя. Предлагаемое изобретение выполнено в рамках опытно-конструкторской работы над учебной КАБ с ТГСН. Изобретение позволит существенно сократить расходы на обучение летного состава ВВС по применению наиболее совершенного оружия управляемых корректируемых авиабомб. Предлагаемое техническое решение реализовано в учебной КАБ.