учебная корректируемая авиабомба

Классы МПК:F42B8/22 авиационные бомбы
Автор(ы):, , , , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное научно-производственное предприятие "Регион"
Приоритеты:
подача заявки:
1995-03-14
публикация патента:

Использование: тренировочные полеты самолетов для обучения летчиков методике применения корректируемых авиабомб. Сущность изобретения: балка, выполненная длиной 3,85 ...3,9 калибра авиабомбы, предназначена для подвески последовательно состыкованных телевизионной головки самонаведения (ТГСН), приборного отсека и хвостового самолета-носителя. На балке установлены передний и задний узлы подвески и электрический разъем. Центр тяжести ТГСН расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, обтекатель ТГСН выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром 0,85. ..0,87 калибра авиабомбы и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21...0,22 калибра. Хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78...0,82 калибра авиабомбы, имеет оживальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2...0,24 калибра. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Учебная корректируемая авиабомба, содержащая состыкованные между собой телевизионную головку самонаведения, приборный отсек и хвостовой обтекатель, отличающаяся тем, что авиабомба дополнительно снабжена балкой, на которой размещены передний и задний узлы подвески авиабомбы к самолету-носителю и электрический разъем и которая имеет охватывающие авиабомбу носовой и хвостовой хомуты, при этом центр тяжести телевизионной головки самонаведения расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, причем обтекатель телевизионной головки самонаведения выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром, равным 0,85 0,87 калибра авиабомбы, и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21 0,22 калибра, хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78 - 0,82 калибра авиабомбы, имеет овальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2 0,24 калибра авиабомбы, дополнительная балка выполнена длиной 3,85 3,9 калибра, а длина корректируемой авиабомбы составляет 4,45 4,8 калибра авиабомбы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к учебным авиационным бомбам (КАБ) и может быть использовано при тренировочных полетах для обучения летчиков (штурманов) методике применения корректируемых авиационных бомб с телевизионными головками самонаведени (ТГСН).

Известны учебные корректируемые авиационные бомбы с головками самонаведения, предназначенные для тренировок летчика (штурмана), для отработки совместных действий экипажа при применении корректируемых авиационных бомб (КАБ), состоящие из головки самонаведения, корпусно-механической части, приборного отсека и хвостового обтекателя, причем на корпусно-механической части авиабомбы установлены передние и задние узлы подвески авиабомбы к самолету-носителю и электрический разъем стыковки авиабомбы и самолета-носителя. (См. Н.А.Брусенцов, Военно-морская авиация. Воениздат 1976 г. стр. 251).

Известны учебные авиабомбы, предназначенные для обучения летчиков (штурманов) и состоящие из головной части, корпусно-механические части, хвостового отсека, подвесной системы (см. авторские свидетельства Франция, патент N 2209450, кл. F 42 B 25/00, опубликовано 2.08.74 г. патент N 2196065, кл. F 41 H 11/00, опубликовано 12.04.74 г.).

Известны также корректируемые авиационные бомбы с телевизионными головками самонаведения, содержащие последовательно соединенные телевизионную головку самонаведения, корпусно-механическую часть, приборный отсек и хвостовой отсек. При этом на корпусно-механической части установлены передние и задние узлы крепления КАБ к самолету-носителю и электрический разъем стыковки КАБ к самолету-носителю (см. "Зарубежное военное обозрение" N 7 за 1985 г. стр. 40 45). Данная КАБ с ТГСН выбрана в качестве прототипа.

Известная корректируемая авиационная бомба с ТГСН не обладает достаточной для обучения летного состава долговечностью, т.е. нужным количеством взлетов-посадок. Как правило, их только десять. Это связано с тем, что ТГСН крепится к корпусно-механической части КАБ консольно на значительном удалении от узлов подвески КАБ к самолету-носителю. Возникающие при взлетах-посадках динамические перегрузки и вибрационные нагрузки при полете не позволяют конструктивно выполнить ТГСН так, чтобы она выдерживала несколько сот взлетов-посадок, что необходимо для учебной КАБ с ТГСН. Затем ТГСН после выхода ее из строя в КАБ не решает проблемы, так как резко возрастает стоимость обучения экипажа. Кроме того, существующие учебные КАБ обладают значительным весом ( 500 кг). Поэтому при отработке действия экипажа в условиях залпа самолет-носитель несет по крайней мере четыре КАБа общий вес которых составляет 2000 кг, что увеличивает дополнительные затраты на топливо самолета-носителя. Обучение экипажа с учебными авиабомбами весом в 500 кг невыгодно также потому, что в соответствии с действующими в авиации правилами безопасности при аварийной посадке самолета-носителя все авиабомбы подобного веса должен быть сброшен. Если же учебная КАБ имеет вес 80 кг и ниже, то аварийная посадка самолета-носителя с авиабомбой разрешается.

Целью настоящего изобретения является улучшение экономичности за счет уменьшения динамических и вибрационных нагрузок, действующих на авиабомбу, и увеличения ее долговечности.

Для достижения этой цели КАБ с ТГСН, содержащая состыкованные последовательно ТГСН, приборный отсек, хвостовой обтекатель, дополнительно снабжена балкой, на которой размещены передний и задний узлы подвески авиабомбы к самолету-носителю и электрический разъем и которая имеет охватывающие авиабомбу носовой и хвостовой хомуты, при этом центр тяжести телевизионной головки самонаведения расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, причем обтекатель телевизионной головки самонаведения выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром, равным 0,85. 0,87 калибра авиабомбы, и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21.0,22 калибра, хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78. 0,82 калибра авиабомбы, имеет оживальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2.0,24 калибра авиабомбы, дополнительная балка выполнена длиной 3,85.3,9 калибра, а длина корректируемой авиабомбы составляет 4,45. 4,8 калибра авиабомбы.

На чертеже изображен общий вид учебной КАБ ТГСН.

Учебная корректируемая авиационная бомба с телевизионной головкой самонаведения содержит последовательно состыкованные ТГСН 1, приборный отсек 2, хвостовой обтекатель 3, балку 4 с передним узлом подвески 5, задним узлом подвески 6, электрическим разъемом стыковки КАБ к самолету-носителю 7, носовым стяжным хомутом 8, хвостовым стяжным хомутом 9.

Процесс обучения экипажа боевому применению КАБ с ТГСН заключается в отработке следующей последовательности действий:

вывод самолета-носителя в зону цели;

захват цели прицельно-навигационным комплексом самолета (ПРНК);

отображение телевизионного изображения цели от ПРНК на экране телевизионного индикатора (ИТ) самолета-носителя;

переход на отображение телевизионного изображения цели на экране ИТ от ТГСН КАБ;

доприцеливание с помощью органов ПРНК самолета-носителя по телевизионному изображению местности от ТГСН;

перевод ТГСН в режим захвата выбранной цели.

ТГСН 1 входит в состав учебной корректируемой бомбы в виде отдельного функционального блока, представляющего собой штатную ТГСН КАБ. Приборный отсек 2 предназначен для размещения блока бортовой автоматики учебной КАБ (ББА) и кабельной сети КАБ. Приборный отсек 2 последовательно состыкован с хвостовым обтекателем 3 учебной КАБ. Дополнительно введенная балка 4 предназначена для подвески последовательно состыкованных ТГСН 1, приборного отсека 2 и хвостового обтекателя 3 на держатель самолета-носителя. На балке 4 установлены передний и задний узлы подвески 5, 6. На балке 4 установлен также электрический резъем 7, обеспечивающий электрическую связь КАБ с самолетом-носителем. На балке 4 крепятся два стяжных хомута (носовой 8 и хвостовой 9). С их помощью к балке 4 крепятся последовательно соединенные ТГСН 1, приборный отсек 2 и хвостовой обтекатель 3. При этом центр тяжести телевизионной головки самонаведения расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, причем обтекатель телевизионной головки самонаведения выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром, равным 0,85.0,87 калибра авиабомбы, и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21.0,22 калибра, хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78.0,82 калибра авиабомбы, имеет оживальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2.0,24 калибра авиабомбы, дополнительная балка выполнена длиной 3,85.3,9 калибра, а длина подвешенной части 4,45.4,8 калибра авиабомбы.

Предложенное устройство позволяет закрепить ТГСН 1 не консольно на значительном удалении от узлов подвески КАБ, а с помощью хомутов непосредственно под узлами подвески 5, 6 учебной КАБ. При этом центр тяжести ТГСН 1 расположен на оси симметрии переднего и заднего узлов подвески 5, 6 КАБ, что позволяет резко улучшить эксплуатационные характеристики учебной авиабомбы.

Узлы подвески КАБ 5, 6 и электрический разъем стыковки авиабомбы 7 установлены на блоке 4 на расстояниях, соответствующих штатной подвеске КАБ.

Штатная ТГСН 1 при консольном закреплении позволяет обеспечить только 10 взлетов-посадок, что совершенно недостаточно для процесса обучения летного состава.

Предложенное устройство позволяет уменьшить динамические и вибрационные нагрузки на ТГСН 1, что увеличивает срок ее службы до нескольких сотен взлетов-посадок.

Кроме того, предлагаемая учебная КАБ позволяет уменьшить вес нагрузки на самолете-носителе в процессе его полета на 1700 кг.

500 кг x 4 80 кг x 4 2000 кг 320 кг 1680 кг.

Выполнение учебной КАБ в весе, не превышающем 80 кг, позволяет не сбрасывать учебные КАБ при аварийной посадке самолета-носителя.

Предлагаемое изобретение выполнено в рамках опытно-конструкторской работы над учебной КАБ с ТГСН. Изобретение позволит существенно сократить расходы на обучение летного состава ВВС по применению наиболее совершенного оружия управляемых корректируемых авиабомб. Предлагаемое техническое решение реализовано в учебной КАБ.

Класс F42B8/22 авиационные бомбы

авиационный учебный боеприпас -  патент 2278348 (20.06.2006)
учебная противолодочная авиабомба -  патент 2277218 (27.05.2006)
учебная авиационная бомба с лазерным информационным прибором -  патент 2267737 (10.01.2006)
Наверх