воздушно-струйный движитель
Классы МПК: | B60V1/14 движители; управление ими |
Патентообладатель(и): | Павлов Николай Дмитриевич[UA] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-08-06 публикация патента:
27.10.1997 |
Использование: аппараты на воздушной подушке и конструирование их воздушно-струйных движителей. Сущность изобретения: воздушно-струйный движитель установлен на аппарате на воздушной подушке, содержит платформу 1 с расположенной на ее поверхности в передней, средней части энергетической установкой 2 с карданным валом 3. По боковым сторонам платформы расположены тракты 4 с нагнетательными 5 и отсасывающими 6 вентиляторами. В полостях трактов установлены регулирующие заслонки 7, а на выходе нагнетательных вентиляторов - отклоняющие заслонки 8 их выходных наклонных сопл. По наружным стенкам трактов 4 крепятся с помощью штанг, к которым одним концом крепятся пружины растяжения, к другим концам которых крепятся жесткие завесы, к которым подсоединены эластичные завесы 12, ограничивающие внутреннюю полость воздушной подушки. К внутренней стенке эластичных завес 12 крепятся отсасывающие карманы 13, соединенные со всасывающими патрубками, подключенными к отсасывающим вентиляторам 6. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Воздушно-струйный движитель, содержащий носовые бортовые нагнетательные вентиляторы с выходными наклонными соплами для создания пропульсивной тяги и воздушной подушки, отличающийся тем, что он выполнен с отсасывающимися кормовыми бортовыми вентиляторами, пневматически связанными заборными отсасывающими карманами с областью воздушной подушки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к аппаратам на воздушной подушке и касается конструирования их воздушно-струйных движителей. Известен воздушно-струйный движитель, содержащий носовые бортовые нагнетательные вентиляторы с выходными наклонными соплами для создания пропульсивной тяги и воздушной подушки (Ружицкий Е. И. Воздушные вездеходы. М. Машиностроение, 1964, с. 129-130). Однако при таких движителях подаваемый воздух под корпус аппарата теряется безвозвратно, а поэтому КПД движителя имеет малую величину. Цель изобретения повышение КПД движителя. Цель достигается тем, что движитель выполняется с отсасывающими кормовыми бортовыми вентиляторами, пневматическим связанными заборными отсасывающими карманами с областью воздушной подушки. На фиг. 1 показан вид в плане на аппарат на воздушной подушке с движителем; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 узел 1 на фиг. 3. Воздушно-струйный движитель расположен на аппарате на воздушной подушке, который состоит из платформы 1, на которой в передней, средней части, расположена энергетическая установка 2, например двигатель внутреннего сгорания с карданным валом 3. По боковым сторонам платформы 1 расположены тракты 4 с носовыми наклонными бортовыми нагнетательными вентиляторами 5 для создания пропульсивной силы и воздушной подушки и отсасывающими кормовыми бортовыми вентиляторами 6. В полостях трактов 4 установлены регулирующие заслонки 7 (управление условно на чертеже не показано). На выходе нагнетательных вентиляторов 5 расположены отклоняющие заслонки 8 выходных наклонных сопел. По наружным стенкам трактов 4 крепятся пружины 9 растяжения с помощью штанг 10. К нижним концам пружин растяжения 9 крепятся жесткие завесы 11, к которым подсоединены эластичные завесы 12. К внутренней стенке эластичных завес 12 крепятся заборные отсасывающие карманы 13, соединенные со всасывающими патрубками 14 и пневматически связанные с отсасывающими вентиляторами 6. В статическом положении аппарат опирается на опоры (не показаны), которые одновременно могут выполнять роль тормозящих устройств. Для движения аппарата включается энергетическая установка 2, одновременно с работой которой включаются нагнетательные вентиляторы 5, а через карданный вал 3 в работу включаются отсасывающие вентиляторы 6. При таком приводе вентиляторов сохраняется их синхронная работа. Нагнетательные вентиляторы 5, нагнетая воздух в полости воздушных подушек, образованных жесткими завесами 11 и эластичными завесами 12 поднимают корпус аппарата. В момент прорыва воздуха из-под нижних кромок эластичных завес 12, открываются регулирующие заслонки 7, и воздух из воздушных подушек отсасывается отсасывающими вентиляторами 6. Одновременно с целью предотвращения выброса воздуха, а с ним пыли, грязи, водяных брызг в окружающую атмосферу, отсос ведется и через отсасывающие карманы 13. Регулирование количества воздуха и его давления в воздушных подушках ведется регулирующими заслонками 7. Воздух отсасывающими вентиляторами 6 по трактам 4 подается в нагнетательные вентиляторы 5. Таким образом, ведется полная рециркуляция воздуха, а его движение под соответствующим давлением в воздушных подушках при отталкивании от поверхности твердого покрытия способствует движению аппарата. При движении аппарата нижние кромки эластичных завес 12 не должны касаться поверхности твердого покрытия. При износе нижних кромок от соприкосновения с неровностями твердого покрытия, полоса зазора между нижними кромками и поверхностью твердого покрытия восстанавливается с помощью пружин 9 растяжения. Прорыв воздуха через полосу зазора предотвращается отсосом его отсасывающими карманами 13, которые могут быть закреплены с внутренних сторон на стенках эластичных завес 12, а также могут крепиться с наружных сторон (их крепление показано с внутренних сторон). В данном случае их расположение не меняет их назначения. Мощность энергетической установки 2, производительность и создаваемое давление нагнетательных вентиляторов 5 и отсасывающих вентиляторов 6 подбирается в зависимости от веса конструкции аппарата, его требуемой грузоподъемности, скорости движения. Вне зависимости от мощности, веса, грузоподъемности, скорости при наличии соответствующего давления в воздушных подушках аппарат обладает свойством амортизирования, которое имеет резиновый мяч, а поэтому при столкновении с препятствием не последует тяжких последствий. Вождение и управление аппаратом будет зависеть от умения и навыков водителя.Класс B60V1/14 движители; управление ими