Изобретение относится к колесам транспортных средств. Сущность. Диск содержит цилиндрическую юбку, имеющую центральное отверстие с отбортовкой переменной высоты в виде чередующихся между собой выступов и впадин и высвобождениями по образующей внутренней отбортовки, расположенные так, что впадины совпадают с высвобождениями, а выступы с посадочной поверхностью. 2 ил.
Диск колеса транспортного средства, содержащий цилиндрическую юбку, части в виде торидной поверхности с вентиляционными отверстиями и центральной части, имеющей ребра жесткости, контактные площадки для фланца полуоси, конуса жесткости с коническими отверстиями для крепления диска колеса, отверстия ловителей и центральное посадочное отверстие с отбортовкой переменной высоты в виде чередующихся между собой выступов и впадин с высвобождениями по образующей внутренней поверхности отбортовки, отличающийся тем, что впадины совпадают с высвобождениями, а выступы с посадочной поверхностью.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к конструкции диска колеса транспортного средства. Известна конструкция диска колеса (аналог "Каталог запасных частей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109", Тольятти, 1990, стр. 94, таб. Д410, поз. 2108-3101016-02), который состоит из цилиндрической юбки, части торойдной поверхности с вентиляционными отверстиями, ребер жесткости, контактных площадок с фланцем полуоси, конусов жесткости с коническими отверстиями для крепления диска колеса, отверстий ловителей и центрального направляющего отверстия. Недостатком известного технического решения является отсутствие центрального посадочного отверстия, а посадка осуществляется по коническим отверстиям крепления диска колеса, что не обеспечивает точную центровку диска колеса относительно оси полуоси и приводит к дисбалансу (вибрациям) при высоких скоростях. Известна конструкция диска колеса (прототип "Каталог запасных частей автомобиля "Ока", М, Машиностроение, 1991, стр. 80, таб. Д410, поз. 1111-310015), который отличается от аналога тем, что имеет центральное посадочное отверстие с отбортовкой. Недостатком известного технического решения является отсутствие в центральном посадочном отверстии высвобождений, что затрудняет съем колеса при образовании коррозии между посадочным диаметром ступицы и посадочной площади отбортовки центрального отверстия диска колеса (при попадании влаги). Задача изобретения направлена на повышение надежности съема колеса при его замене, а также на уменьшение коррозии в посадочном зазоре. Поставленная задача решается путем выполнения посадочного отверстия с высвобождениями по образующей внутренней поверхности отбортовки, высота которого выполнена переменной в виде чередующихся между собой выступов и впадин, впадины совпадают с высвобождениями, а выступы с посадочной поверхностью. Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна следовательно, оно соответствует условию патентно-способности "новизна". Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники. Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость". На фиг. 1 показан общий вид диска колеса; на фиг. 2 сечение А-А. Диск колеса состоит из цилиндрической юбки 1, части тороидной поверхности 2 с вентиляционными отверстиями 3, ребер жесткости 4, контактных площадок 5 с фланцами полуоси, конусов жесткости и коническими отверстиями для крепления диска 6 и центрального посадочного отверстия с отбортовкой 7, которое имеет четыре высвобождения 8, выполненных по образующей внутренней поверхности, которые совпадают со впадинами 9 и четыре выступа 10, которые совпадают с посадочной поверхностью 11. В момент движения автомобиля за счет центробежной силы вода, попадающая в диск колеса перекачивается из посадочных зазоров в высвобождения и проветривается из них при помощи выступов и впадин отбортовки, т.к. они вентилируют воздух в защитном колпаке. Переменная высота отбортовки посадочного центрального отверстия обеспечивает возможность значительного снижения радиуса отбортовки не теряя площади посадочного контакта. Вышеописанная конструкция в целом повышает надежность съема колеса при его замене и уменьшает коррозию в посадочном зазоре.