способ подводной очистки судов
Классы МПК: | B63B59/08 подводных поверхностей корпусов судов, находящихся на плаву B63B59/10 с использованием крановых тележек или подобных средств, приводимых в движение вдоль поверхности |
Автор(ы): | Матвеев Андрей Сергеевич, Никитин Михаил Владимирович, Тарасов Виталий Александрович, Головинкин Андрей Викторович |
Патентообладатель(и): | Матвеев Андрей Сергеевич, Никитин Михаил Владимирович, Тарасов Виталий Александрович, Головинкин Андрей Викторович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-04-17 публикация патента:
10.11.1997 |
Изобретение относится к технологии выполнения ремонтных работ на внешних поверхностях подводных объектов и касается разработки способа подводной очистки внешних поверхностей корпусов судов и других конструкций, погруженных в жидкость. Сущность изобретения состоит в том, что при реализации способа подводной очистки судов, включающего обработку погруженных в жидкую фазу поверхностей посредством зачистных устройств, выполненных в виде совокупности высоконапорных сопел с подводящими патрубками, перемещающихся в пространстве с помощью несущей рамы, имеющей ось вращения и соединенной с внешним постом управления, работающие в режиме переменного напора сопла объединяют в группы, центры вращения которых располагают на различных расстояниях относительно друг друга и от оси вращения несущей рамы, при этом расстояние от центра вращения до внешнего среза соответствующих сопел и их пространственную ориентацию выбирают в пределах каждой группы. 2.ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ подводной очистки судов, включающий обработку погруженных в жидкую фазу поверхностей посредством зачистных устройств, выполненных в виде совокупности высоконапорных сопел с подводящими патрубками, перемещающихся в пространстве при помощи несущей рамы, имеющей ось вращения и соединенной с внешним постом управления, отличающийся тем, что работающие в режиме переменного напора сопла объединяют в группы, центры вращения которых располагают на различных расстояниях относительно друг друга и от оси вращения несущей рамы, при этом расстояния от центра вращения до внешнего среза соответствующих сопел и их пространственную ориентацию выбирают переменными в пределах каждой группы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии выполнения ремонтных работ на внешних поверхностях подводных объектов и касается разработки способа подводной очистки внешних поверхностей корпусов судов и других конструкций, погруженных в жидкость. Известен способ подводной очистки судов, включающий обработку погруженных в жидкую фазу поверхностей посредством зачистных устройств, выполненных в виде совокупности высоконапорных сопел с подводящими патрубками, перемещающихся в пространстве при помощи несущей рамы, имеющей ось вращения и соединенной с внешним постом управления (см.US, патент США N 4462328, кл B 63 B 59/10, опублик. 1984). Однако известный способ является низкоэффективным и длительным по времени его реализации при сочетании значительной адгезии разделяемых материалов и сложного профиля обрабатываемой поверхности в случае наличия малых радиусов кривизны ее отдельных участков. Технический результат при реализации описываемого способа подводной очистки судов заключается в повышении эффективности и сокращении длительности этой очистки при наличии сочетания адгезии разделяемых материалов и сложного профиля обрабатываемой поверхности в случае наличия малых радиусов кривизны ее отдельных участков. Этот технический результат достигается тем, что при реализации способа подводной очистки судов, включающего обработку погруженных в жидкую фазу поверхностей посредством зачистных устройств, выполненных в виде совокупности высоконапорных сопел с подводящими патрубками, перемещающихся в пространстве при помощи несущей рамы, имеющей ось вращения и соединенной c внешним постом управления, работающие в режиме переменного напора сопла объединяют в группы, центры вращения которых располагают на различных расстояниях относительно друг друга и от оси вращения несущей рамы, при этом расстояние от центра вращения до внешнего среза соответствующих сопел и их пространственную ориентацию выбирают переменными в пределах каждой группы. На фиг. 1 дано аксонометрическое изображение схемы примера реализации описываемого способа подводной очистки корпуса судна; на фиг. 2 схема взаимного расположения технических средств, необходимых для реализации вышеупомянутого способа. Способ очистки согласно настоящему изобретению заключается в том, что погруженную в жидкую среду 1 поверхность 2, например, корпус судна, обрабатывают посредством зачистных устройств, которые выполняют в виде совокупности высоконапорных сопел Cijc подводящими патрубками 3, которые перемещают в пространстве при помощи несущей рамы 4, имеющей ось вращения 5 и соединенной с внешним постом управления (не показан). Сопла Cij, работающие в режиме переменного напора, объединяют в группы, центры вращения Bj которых располагают на различных расстояниях друг от друга (B1B2 B1Bi.B2Bi) и от оси 5 вращения несущей рамы 4 (AB1AB2. ABi), при этом расстоянии от центра Bi вращения до внешнего среза соответствующих сопел Cij и их пространственную ориентацию выбирают переменными в пределах каждой группы. Одновременно с этим рама 4 может осуществлять возвратно-поступательное движение в различных направлениях в декартовой системе координат. Реализация описываемого способа подводной очистки судов осуществляется следующим образом. Жидкую фазу с помощью системы подводящих патрубков 3 подают под избыточным давлением в высоконапорные сопла Cij. При этом сопла Cij могут быть выполнены в виде сопел-клавиаторов, в которых происходит последовательное возрастание поперечных пульсаций скорости потока и его ускорение с последующим образованием ядер кавитации и пузырьков газа, вытесняемых в пространство, ограниченное внешней кромкой сопел Cij и обрабатываемой поверхностью 2, погруженной в жидкую среду 1. Происходящее при этом схлопывание пузырьков вызывает эрозионное разрушение примесных компонентов с последующим их удалением из зоны контакта. Сопла-кавиаторы могут иметь различные конструктивные свои выполнения. В процессе очистки имеет место сложное перемещение высоконапорных сопел Cij, определяемое их вращением вокруг соответствующих центров Bi, а также вращением рамы 4 вокруг оси (т.е. вокруг точки А согласно фиг. 1). Кроме того, в процессе очистки происходит возвратно-поступательное движение рамы 4 в различных направлениях в декартовой системе координат в соответствии с командами, подаваемых с внешнего поста управления. При этом скоростные и режимные параметры зачистных устройств регулируют в зависимости от прочностных и геометрических характеристик обрабатываемой поверхности. Обеспечение режима переменного напора сопел Cij, объединенных в группы, центры вращения которых расположены на различных расстояниях от оси вращения 5 рамы 4, позволяет максимально увеличивать площадь обработки поверхности 2 с учетом ее геометрических особенностей и прочностных характеристик примесного компонента. При этом наибольший положительный эффект достигают в том случае, когда расстояние от центра вращения до внешнего среза соответствующих сопел и их пространственная ориентация являются переменными в пределах каждой группы сопел Cij.Класс B63B59/08 подводных поверхностей корпусов судов, находящихся на плаву
Класс B63B59/10 с использованием крановых тележек или подобных средств, приводимых в движение вдоль поверхности