планетарный мотор-компрессор

Классы МПК:F01B1/08 с цилиндрами, расположенными оппозитно относительно коренного вала 
F01B9/00 Поршневые машины или двигатели, отличающиеся способами осуществления связи между поршнями и рабочими валами, не упомянутыми в группах  1/00
F02B75/24 с оппозитным расположением цилиндров; плоские двигатели 
F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам 
F04B35/00 Поршневые компрессоры, отличающиеся приводными устройствами, или их комбинацией с особыми приводными двигателями, не отнесенные к другим рубрикам (при преобладании отличительных признаков двигателей см классы, к которым отнесены эти двигатели или устройства)
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Чикин Герман Германович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-03-17
публикация патента:

Использование: в энергомашиностроении при проектировании поршневых двигателей и компрессоров. Сущность изобретения: планетарный мотор-компрессор содержит по меньшей мере один цилиндр, двусторонний поршень, размещенный в нем с образованием двух рабочих камер и кинематически связанный с кривошипным валом посредством передачи, включающей шестерни и взаимодействующий с ними ползун. В поршне установлен трубчатый цилиндр вторичного сжатия, а на крышках - соосные плунжеры. Кривошипный вал составлен из двух половин, а на каждом его концевом кривошипе - планетарная шестерня. Валы с передаточным и распределительным механизмами установлены в серединной и картерной полостях блока цилиндров. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Планетарный мотор-компрессор, содержащий цилиндр с торцевыми крышками и размещенными в них впускными и выпускными клапанами, по меньшей мере один двусторонний поршень с боковым пазом, расположенный в цилиндре с образованием двух рабочих камер и снабженный ползуном с зубчатой внутренней поверхностью, приводной кривошипный вал, кинетически связанный с поршнем, установленный в подшипниковых узлах и снабженный шестернями, взаимодействующими с ползуном, отличающийся тем, что он снабжен трубчатым цилиндром вторичного сжатия, эксцентрично установленным в поршне, и двумя плунжерами, соосно закрепленными на крышках и свободными концами размещенными в цилиндре с образованием камер вторичного сжатия, кривошипный вал составлен из одинаковых половин, выполненных со стороны стыковочных концов с глухими центровыми отверстиями для шарнирного соединения стержнем, и жестко соединенных на упомянутых концах ведущих шестерен, размещенных с возможностью торцевого контакта через упорный подшипник, а на концевой кривошип каждой половины вала посажена и жестко закреплена планетарная шестерня с расположением средней высоты зубьев по центру вала, состоящая в зацеплении с закрепленным в пазу поршня ползуном и противоположном зацеплению опорном контакте кривошипа через подшипник на его осевом выступе с солнечным звеном, выполненным в виде запрессованного в стенку поршня по оси коронной шестерни штифта, при этом ведомая шестерня выполнена по ширине обеих ведущих шестерен и установлена с возможностью осевого смещения на шлицах утолщенной части выходного вала, содержащего по сторонам долевые канавки для шпонок подвижных на валу диаметрально спаренных распределительных кулачков, охваченных пластинчатыми стенками, посаженных на вал, и направляющий стержень коробчатых вилок, а валы с передаточным и распределительным механизмами установлены в серединной и картерной полостях блока цилиндров по линии его разъема, где за гильзами в объемах цилиндров размещены головки и каждая выполнена на поверхности одной торцевой половины с двумя клапанными отверстиями, объединенными скобообразной полостью, и полостью на другой половине со спаренными клапанами и рычажно-пружинным механизмом, при этом между упомянутыми полостями в плоскости головки для осевых опор клапанов выполнены под углом радиальные каналы с касательным проходом через клапанные отверстия.

2. Мотор-компрессор по п. 1, отличающийся тем, что в цилиндрических участках поршней для углубленных в их пазы противовесов выполнены внутренние полости и в них бобышки для крепления ползунов, а гнезда для головок болтов размещены на торцевых сторонах поршней и закрыты заподлицо с торцами стаканообразными заглушками.

3. Мотор-компрессор по п. 1, отличающийся тем, что между диаметрально спаренными распределительными кулачками и маятниковыми рычагами клапанов размещены наклонные от головок к выходному валу штоки, выполненные с параллельными плоскости валов лапками с пластинчатыми в местах контакта выпукло-вогнутыми пружинами.

4. Мотор-компрессор по п. 1, отличающийся тем, что в долевых выступах цилиндров размещены боковые приливы гильз с глухими в них отверстиями, сообщенными с объемами через боковые окна, где в каждом канале установлен помповый клапан, выполненный со стороны головки цилиндра со скосом для уменьшения сопротивления напорного впуска и эксцентрично соединенный со стороны торцевой стенки канала с проходящим через ее эксцентричное отверстие штоком, имеющим со стороны эксцентрикового кулачка перпендикулярную лапку.

5. Мотор-компрессор по п. 1, отличающийся тем, что головки выполнены аналогично гильзам с боковыми приливами, размещенными в долевых выступах цилиндров, и каналами в них, закрыты пластинчатыми крышками, выполненными над каналами с резьбовыми патрубками, отверстиями для прохода концов плунжеров и отверстиями в угловых местах, соосными с угловыми долевыми отверстиями цилиндров.

6. Мотор-компрессор по п. 1, отличающийся тем, что тарелки парных клапанов имеют со стороны поршней демпфирующие пластины, а со стороны крышек цилиндров гнезда, при этом на каждой тарелке между сменным в гнезде диском и приставным сферическим колпачком с загнутыми для крепления радиальными краями и прорезью от края к вершине установлен шаровой шарнир с закрепленным в центровом отверстии концом стержня, который закреплен серединой в поперечном отверстии осевой опоры, имеет внутренний канал, выходящий за осевой опорой через отверстие в полость, и утолщенный приводной конец с продольным и противоположным криволинейным срезами, которые состоят в прижимном контакте с площадкой маятникового рычага и его демпфирующим диском, выполненным заодно с размещенным в запрессованной в площадку рычага втулке штоком, а между упомянутой площадкой и концевой гайкой штока, а также между площадкой и крышкой цилиндра размещены одна в другой демпферная и возвратная спиральные пружины.

7. Мотор-компрессор по п. 1, отличающийся тем, что на кромках от торцевых проточек ведущих шестерен установлено синхронизаторное кольцо с эксцентричным внутренним контуром и радиальным выступом в утолщенной части, для которого каждая шестерня содержит на кромке по одной радиальной прорези, при совпадении которых возможно соединение половин кривошипного вала под углом 160o.

8. Мотор-компрессор по п. 1, отличающийся тем, что проход кривошипного вала в полости поршней осуществлен через боковые в стенках цилиндров проемы.

9. Мотор-компрессор по п. 1, отличающийся тем, что размещенные в поршнях трубчатые цилиндры выполнены с продольными наружными канавками и сообщены ими с пазами поршней через отверстия в поршневых стенках, при этом на уровне отверстий цилиндры имеют кольцеобразные канавки, сообщенные с долевыми, а в канавках на выходящих из поршней концах упомянутых цилиндров размещены радиальные отверстия для смазки плунжеров и наружные втулочные заглушки.

10. Мотор-компрессор по п. 1, отличающийся тем, что для сообщения боковых поршневых пазов с картерной полостью цилиндры выполнены снизу с проходящими по разъему блока отверстиями.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению и представляет новую /бесшатунную/ малогабаритную конструкцию механизмов преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное.

Наиболее близким к изобретению является планетарный мотор-компрессор, содержащий цилиндр с торцевыми крышками и размещенными в них впускными и выпускными клапанами, двусторонний поршень с боковым пазом, расположенный в цилиндре с образованием двух рабочих камер и снабженный ползуном с зубчатой внутренней поверхностью, приводной кривошипный вал, кинематически связанный с поршнем, установленный в подшипниковых узлах и снабженный шестернями, взаимодействующими с ползуном [1]

Недостатками этого мотор-компрессора являются недостаточно высокий ресурс работы, связанный с выходом из строя элементов зубчатого зацепления вследствие высоких ударных нагрузок.

Задача изобретения устранение этих недостатков и придание мотор-компрессору высокоэкономичных мощностных качеств и уровня большой производительности.

Задача решена заложенной в основу планетарной системы преобразования закономерности, устанавливающей, что при обкатке внешней окружности внутренней окружностью с диаметром, равным радиусу первой, точки на внутренней окружности совершает возвратно-поступательные движения по прямой линии, походящей через центр внешней окружности. На основании этой закономерности и выполнено в предложенном устройстве зубчатое зацепление, где средний диаметр кривошипной шестерни равен половине среднего диаметра коронной шестерни, что обеспечивает планетарной передаче необходимое жесткое соединение с валом и поршнем, а главное свободу возвратно-поступательного движения за счет параллельной шарнирной опоры кривошипа в солнечное звено. Практически это достигается за счет того, что мотор-компрессор снабжен трубчатым цилиндром вторичного сжатия, эксцентрично установленным в поршне, и двумя плунжерами, соосно закрепленными на крышках и свободными концами размещенными в цилиндре с образованием камер вторичного сжатия, кривошипный вал составлен из одинаковых половин, выполненных со стороны стыковочных концов с глухими центровыми отверстиями для шарнирного соединения стержнем и жестко соединенных на упомянутых концах ведущих шестерен, размещенных с возможностью торцевого контакта через упорный подшипник, а на концевой кривошип каждой половины вала посажена и жестко закреплена планетарная шестерня с расположением средней высоты зубьев по центру вала, состоящая в зацеплении с закрепленным в пазу поршня ползуном и противоположном зацеплению опорном контакте кривошипа через подшипник на его осевом выступе с солнечным звеном, выполненным в виде запрессованного в стенку поршня по оси коронной шестерни штифта. При этом ведомая шестерня выполнена по ширине обеих ведущих шестерен и установлена с возможностью осевого смещения на шлицах утолщенной части выходного вала, содержащего по сторонам долевые канавки для шпонок на валу диаметрально-спаренных распределительных кулачков, охваченных пластинчатыми стенками посаженных на вал, и направляющий стержень коробчатых вилок, а валы с передаточным и распределительным механизмами установлены в серединной и картерной полостях блока цилиндров по линии его разъема, где за гильзами в объемах цилиндров размещены головки и каждая выполнена на поверхности одной торцевой половины с двумя клапанными отверстиями, объединенными скобообразной полостью и полостью на другой половине со спаренными клапанами и рычажно-пружинным механизмом, при этом между упомянутыми полостями в плоскости головки для осевых опор клапанов выполнены под углом радиальные каналы с касательным походом через клапанные отверстия.

На фиг.1 в левом цилиндре бокового вида блока показано зубчатое зацепление кривошипа вала с коронной шестерней поршня и контактным его соединением с солнечным звеном, а в правом цилиндре показано устройство головки с размещенными под углом парными клапанами, при этом стрелками показано направление впускного воздушного потока в режиме работы узла на положении компрессора. Изображено соединение валов с шестернями в серединной и картерной полостях половины блока цилиндров.

На фиг.2 тот же механизм той же половины блока изображен в плане в момент противоположной установки поршней в МТ с показом стрелками процесса заполнения верхнего цилиндра и торцевое соединение поршня с головкой нижнего цилиндра, при этом пунктиром отмечено размещение в поршне трубчатых цилиндров на расстоянии прохода опорного штифта.

На фиг. 3 блок цилиндров показан со стороны разъема и соединения с кожухом полуоси, а шестеренчатый планетарный механизм во взаимосвязи с поршнем, кривошипом и шестернями валов, их распределительными кулачками с прямолинейным и наклонным размещением штоков, при этом поперечные щели цилиндра, трубчатый цилиндр поршня и кулачки выходного вала отмечены пунктирами.

На фиг.4 изображено устройство маятниковой ведущей оси с размещенными на внутренних концах полуосей мотор-компрессорами, соединенными трубопроводами с парогазовым реактором в охвате впускными и выпускными коллекторами и стойками, закрепленными на днище кузова, где днище и пневмобаллон отмечены пунктиром.

Детали устройства смонтированы группами на валах, в поршне и головках цилиндров и собраны группами в половинах блока.

Кривошипный вал составлен из одинаковых половин 1, выполненных со стороны стыковочных концов с глухими центровыми отверстиями для шарнирного соединения стержнем 2. Со стороны этих концов вал выполнен со шпоночными канавками 3, а с противоположных концов с коленами, содержащими кривошипы 4 с соосными выступами 5 на торцах и диаметральные им противовесы 6. На кривошипы посажены и жестко закреплены планетарные шестерни 7 с расположением средней высоты зубьев по центру вала, а на их осевые выступы посажены подшипники 8 для противоположного зацеплению опорного контакта с солнечным звеном. На половинах вала установлены в шпоночном соединении эксцентриковые кулачки 9 механизма распределения по цилиндрам поступающего из реактора парогазового давления, а за ними радиально-упорные подшипники 10. На концах вала жестко закреплены ведущие шестерни 11, имеющие на обращенных друг к другу сторонах серединные и окружные проточки, где в середине запрессованы обоймы промежуточного упорного подшипника 12, а на окружных установлено с зазором синхронизаторное кольцо 13, выполненное с эксцентричным внутренним контуром и радиальным в утолщенной части выступом 15, для которого каждая ведущая шестерня на оставленной от проточек кромке 14 имеет одинарную радиальную прорезь с совпадением прорезей шестерен при установке кривошипов вала под углом 160o /для смещения МТ поршней/. Выходной /ведомый/ вал 16 выполнен со шлицевым утолщением 17 и по обе стороны от него со шлицевым утолщением 17 и по обе стороны от него со шпоночными канавками для шпонок, подвижных на валу диаметрально спаренных распределительных кулачков 18, имеющих возможность смещения 19 на толщину одного и обоих кулачков. С обеих сторон кулачки охвачены пластинчатыми стенками коробчатых вилок 20, которые свободно посажены на вал и направляющий стержень 21 с возможностью прохода между контактными концами штоков и соединены тросами с рычагом перевода цилиндро-поршневых механизмов на силовые и компрессорные режимы работы, а также на обратное вращение. С концов на выходной вал запрессованы радиально-упорные подшипники 22, а на шлицах его утолщенной части установлена с возможностью осевого смещения ведомая шестерня 23, выполненная по ширине обеих ведущих шестерен и имеющая по середине кольцевую проточку для вилки 24 перевода управления зацеплением с одной или двумя ведущими шестернями, посаженной на направляющий стержень 25.

Кривошипный вал установлен на подшипниках в стенках серединной полости 26 разъемного в плоскости валов блока с проходом коленами в пазы 27 поршней, поперечно размещенных по сторонам цилиндров 28, где последние выполнены с обращенными друг к другу внешними долевыми выступами 29. Проход вала осуществлен через боковые в стенках цилиндрические проемы 30, в которых могут быть установлены дополнительные радиальные подшипники вала. Серединная полость блока сообщена с полостью 31 картерной его части 32, в которой установлен на подшипниках выходной вал, где на выходе картерная часть, выполненная с направленными к головкам приливами 33, имеет фланец для соединения мотор-компрессора с кожухом 34 полуоси. С торца в цилиндры соединенных половин блока установлены керамические гильзы 35, изготовленные с наружными бортиками 36 для уменьшения теплопотерь, и боковыми приливами 37, размещенными в упомянутых долевых выступах цилиндров и имеющими глухие каналы 38, сообщенные через боковые окна 39 с объемами. В канале каждой гильзы установлен помповый клапан 40, выполненный со стороны головки цилиндра со скосом 41 для уменьшения сопротивления напорного впуска и эксцентрично соединенный со стороны торцевой стенки канала с проходящим через ее соосное отверстие штоком 42, имеющим со стороны эксцентрикового кулачка кривошипного вала перпендикулярную лапку 43.

С этой же стороны канал для свободного хода помпового клапана и его смазки сообщен магистралью 44 с серединной полостью блока. В пазу каждого двустороннего поршня 45 закреплен ползун 46, состоящий в зацеплении с планетарной шестерней кривошипа, где зубчатое зацепление выполнено с опорным контактом подшипника кривошипа в запрессованный в стенку поршня между трубчатыми цилиндрами 47 штифт 48, который размещен по центру ползуна 46. Цилиндрические участки поршня на уровне размещенного в его пазу противовеса выполнены с внутренними полостями 49, а снаружи снабжены беззазорными компрессионными 50 и маслосъемными 51 кольцами. Долевое крепление ползуна 46 выполнено с торцевых сторон поршня болтами 52, где углубленные в гнезда их головки закрыты заподлицо с поршнем стаканообразными заглушками 53. Трубчатые цилиндры поршней выполнены снаружи с продольными канавками 54, сообщенными с полостями пазов через отверстия 55 в стенках поршней, и кольцевыми на уровне отверстий канавками, а на закрытых втулочными заглушками 56 выходящих из поршней концах с отверстиями 57 в канавках для смазки плунжеров 58, установленных с возможностью радиальных смещений в крышках цилиндров. Торцевые стенки керамических гильз соединены с керамическими головками 59, размещенными в концевых объемах цилиндров заподлицо с торцами. В отдельности головка выполнена с аналогичным гильзе боковым приливом 60 и сквозным в нем каналом 61 несколько меньшего диаметра для ограничения хода помпового клапана, имеет размещенные на одной торцевой половине два клапанных отверстия, объединенных с внешней стороны скобообразной полостью 62, сообщенной средней частью с окном 63 в боковой стенке цилиндра, и в полости другой торцевой половины клапанные механизмы. По центру образованного скобообразной полостью цилиндрического участка 65 головки со стороны объема цилиндра выполнено углубление 66 с отверстием для входа конца трубчатого цилиндра поршня и выхода нарезного конца его плунжера. Между упомянутыми полостями в плоскости головки выполнены под углом радиальные каналы с касательным их проходом через клапанные отверстия, а в каналах шарнирно установлены осевые опоры 67 клапанов, где каждая опора имеет поперечное и осевое /нарезное/ отверстия. Устройство клапанов одинаково. Каждый содержит тарелку 68 с демпфирующей со стороны поршня пластиной 69 и гнездом со стороны крышки со сменным в нем диском 70, выполненным со сферическим углублением для контакта с шаровым шарниром 71, имеющим скрестные большое и малое отверстия. Шарнир установлен между диском и сферическим колпачком 72, выполненным с радиальными краями 73 и прорезью от края к вершине, при этом на краях колпачка размещены отверстия для крепления к тарелке болтами 74, взаимодействующими с промежуточной фрикционной прокладкой 75. Стержень 76 клапана установлен проточенным концом в поперечном отверстии осевой опоры с выходом в скобообразную полость головки и креплением конца в отверстиях шарового шарнира шпильками 77, а в осевой опоре стержень закреплен болтом 78. Центровой канал стержня сообщен за осевой опорой с отверстием 79, выходящим в полость 80. Приводной конец 81 стержня за осевой опорой утолщен, имеет плоский продольный и противоположный криволинейные срезы, для прижимного контакта с площадкой 82 маятникового рычага 83, установленного на оси 84 в полости головки, и его демпфирующего диска 85, выполненного заодно с проходящим в запрессованной в площадку рычага втулке 87 штоком 86. С противоположной стороны между этой же площадкой и навернутой на резьбовой конец штока гайкой 88, а также между площадкой и крышкой цилиндра размещены одна в другой спиральные пружины 89 и 90.

Поскольку маятниковые рычаги предназначены для управления парными клапанами, то между свободными их концами в головках каждого цилиндра и диаметрально спаренным распределительным кулачком выходного вала размещены штоки 91, проходящие в наклонных отверстиях приливов катерной части блока, при этом наклонные штоки имеют параллельно плоскости валов лапки 92 со сменными на них в местах контакта пластинчатыми пружинами 93. С торцов цилиндры закрыты плоскими крышками 94 прямоугольной формы, выполненными в угловых местах с отверстиями, соосными проходящим в стенках цилиндров обеих половин блока отверстиям 95. Через эти отверстия половины блока соединены болтами 96. По оси каналов с помповыми клапанами в крышках закреплены резьбовые патрубки 97, соединенные покрытыми теплоизоляцией трубопроводами 98 с вентильными распределительными узлами 99 и через них с отделенной камерой внешнего сгорания /реактором/ 100. Проходящие через головки и крышки цилиндров концы плунжеров состоят в контактном взаимодействии с уплотнительными шайбами 101 и радиально-лучевыми на них пружинами 102, прижатыми к крышкам гайками 103, за которыми концы соединены резьбой со шлангами 104 и через распределительные узлы с баллоном /баллон отмечен на фиг.4 пунктиром/. Коллекторы, сообщенные со скобообразными полостями головой, связаны через отверстия цилиндров с центральными звеньями 105, а их отводы 106 сообщены с воздухоочистителем и глушителем с моментами управления размещенной между ними разделительной заслонкой, при этом глушитель сообщен дополнительными трубопроводами 107 с установленными над поперечными щелями 109 цилиндров шумопоглощающими коробчатыми камерами 108. В составе ведущей оси оба блока соединены фланцами с кожухами полуосей на расстоянии и установлены на осевых выступах 110 крышек в клинообразных пластинчатых стойках 111, соединенных согнутыми горизонтально краями 112 с днищем транспортного средства.

Работа соединенных с маятниковыми полуосями 34 /фиг.4/ планетарных мотор-компрессоров одинакова, поэтому ниже описывается устройство и функционирование одного.

Цилиндры блока могут работать как вместе, так и раздельно на положении двигателей и на положении компрессоров. Эта особенность продиктована безимпульсным термодинамическим процессом внешнего сгорания на подводимом извне пневмодавлении с широкой возможностью изменения тяговых усилий и приспособленностью к меняющимся нагрузкам. Например, работа цилиндров обоих ведущей оси на положении двигателей создает максимальные тяговые усилия, необходимые для трогания транспортного средства с места с ускорением и преодоления труднопроходимых путей. Эти, как правило, непродолжительные периоды движения проходят на запасенном в баллоне пневмопотенциале /на компрессором режиме работы давление в цилиндрах 28 первичного сжатия рассчитано на 11oC12 кГ/см2, а вторичного сжатия в трубчатых цилиндрах 47 поршня 45-30oC кГ/см2, при этом парогазовое давление 10 кГ/cм2.

С разгоном транспортного средства практическая надобность в высоких тяговых усилиях отпадает и цилиндры поочередно или одновременно переводятся на положение компрессоров с выработкой пневмопотенциала для поддержания процесса внешнего сгорания. При торможении транспортного средства или движении его под уклон в обоих блоках отключаются оставшиеся, работающие на положении двигателей цилиндры, а другие, выполняющие функции компрессоров, будут подпитывать пневмодавлением баллон, который отмечен на фиг.4 пунктиром. На крутых спусках и при интенсивном антиблокировочном торможении в работу на положении компрессоров могут быть включены все цилиндры обоих блоков. Перевод цилиндров каждого блока на совместную компрессорную и совместную силовую работу, а также смешанную компрессорно-силовую работу происходит коробчатыми вилками 20 в момент установления диаметрально спаренных распределительных кулачков 91 в плоскости валов 1 и 16, а отдельная работа того или иного цилиндра происходит при крайних положениях на шлицевом утолщении 17 выходного вала ведомой шестерни 23. Эти два параметра при подаче или отключении подводимого от реактора 100 к патрубкам 97 головок 59 цилиндров парогазового давления, проходящего по трубопроводам 98 через распределительные узлы 99, обеспечивают качественную работу планетарных мотор-компрессоров в рамках оптимальных тяговых нагрузок и экономического расхода топлива.

С вращением кривошипного вала по часовой стрелке и переднем ходе транспортного средства отдельно взятый цилиндр при работе на положении двигателя связан с нижним из диаметрально спаренных распределительных кулачков 18, обеспечивающим в момент перемещения поршня на левую сторону цилиндра полный выпуск остаточного давления через отверстия головки и снижение отработанного парогазового давления в правом объеме через открытые поршнем в МТ поперечные щели 109 цилиндра. Подход поршня к МТ связан с предварительным закрытием помповым клапаном 40 на противоположной стороне цилиндра бокового окна 39. После МТ по причине перемещения эксцентриситета эксцентрикового кулачка 9 кривошипного вала вправо поршень начинает ход в правую сторону с выпуском остаточного парогазового давления через отверстия головки и заполнением левого объема парогазовым давлением через открытое в левой стороне цилиндра боковое окно. Движимый эксцентриситетом шток 91 надавливает в полости 80 правой головки на свободный конец маятникового рычага 83 и поворачивает его на оси 84, при этом рычаг, сжимая возвратную пружину 90, разгружает поворотные на осевых опорах 67 парные клапаны с открытием последними отверстий внутрь цилиндра. В процессе открытия тарелки 68 клапанов фиксированно смещаются к центру головки с необходимыми поворотами на шаровых шарнирах 71. Далее в правостороннем движении с подходом поршня к МТ эксцентриситет эксцентрикового кулачка 9 переходит на левую сторону и закрывает с этой стороны через шток и помповый клапан 40 боковое окно цилиндра, после чего отработанное парогазовое давление левого объема понижается выходом через открывающиеся поршнем поперечные щели 109, а остаточное парогазовое давление с правой стороны цилиндра выходит через открытые клапанами отверстия головки. В МТ поршень прижимает клапаны с плотной посадкой их в седла отверстий за счет демпфирующих пластин 69, а эксцентрисистет эксцентрикового кулачка 9, переместившись влево, открывает с правой стороны цилиндра окно 39 для впуска парогазового давления и силового перемещения поршня от МТ влево. В это же время эксцентриситет распределительного кулачка 18 через шток 91, рычаг 83 и клапаны открывает отверстия головки для выпуска остаточного парогазового давления из левого объема цилиндра. Таким образом в процессе двусторонней работы поршней в силовом режиме режиме работы цилиндров на положении двигателей /моторов/ - отсутствует сообщение боковых окон цилиндров с поперечными на них щелями 109, а с этим прямой проход через них парогазового давления. Остаточное давление отводится от головок цилиндров в глушитель через трубопроводы 64, центральные их звенья 105 и отводы 106.

Перевод работы обоих блоков на режимы компрессоров связан с отключением через распределительные узлы 99 парогазового давления и осевым смещением парных кулачков 18 выходного вала с подменой нижнего /по фиг.3/ кулачка на верхний, при этом кулачки смещаются коробчатыми вилками 20 в моменты положения поршней в МТ или около МТ, где лапки 92 направленных к головкам наклонных штоков 91 оказываются освобожденными от эксцентриситетов. При управляемой автономии цилиндров на компрессорный режим могут быть переведены оба или отдельный цилиндр каждого блока, где с подменой кулачков диаметрально меняется в головках цилиндра работа клапанных механизмов. При том же движении поршня /по фиг.3/ слева-направо верхний кулачок 18 открывает через лапку 92 левого штока 91 и клапанный механизм головки отверстия в цилиндр и оставляет закрытыми отверстия головки с правой стороны, обеспечивая слева впуск атмосферного воздуха, а справа сжатие воздуха в объеме с предварительным перекрытием поршнем поперечных щелей 109 цилиндра, которые на этом режиме сообщаются с воздухоочистителем. Сжимаемый правой стороной поршня воздух при давлении 11 кГ см2 перепускается внутрь трубчатого цилиндра 47 через размещенные по сторонам клапаны и поступает по каналу плунжера 58 и шланг 104 в баллон. Одновременно разреженность левостороннего впуска уменьшается входом в объем воздуха из поперечных щелей 109 цилиндра, открываемых поршнем при подходе к MT с правой стороны. В этот момент эксцентриситет спаренного кулачка переходит на правую сторону, открывая отверстия головки с правой стороны цилиндра и закрывая отверстия головки с левой его стороны /обеспечивая полноту впуска и сжатия с перемещением сжатого воздуха в баллон/. С обратным ходом поршень левой стороной закроет поперечные щели цилиндра и описанный процесс сжатия повторится с левой его стороны. На компрессорных режимах боковые окна 39 цилиндров по причине отсутствия парогазового давления пребывают в постоянном, перекрытом помповыми клапанами 40 состоянии.

Обратное вращение выходного вала для заднего хода транспортного средства происходит при установке диаметрально спаренных распределительных кулачков 18 на компрессорный режим работы, но с подачей в объемы цилиндров из реактора 100 через распредузлы 99 парогазового давления. На фиг.1 блок цилиндров показан в момент работы одного правого цилиндра с упором ведомой шестерни 23 в боковой скос синхронизаторного кольца 13, которое при совпадении прорезей обеих ведущих шестерен 11 кривошипного вала и осевом давлении вилки 24 переключения углубится в прорези внутренним выступом 15 и даст возможность осевому смещению ведомой шестерни с входом в зацепление с левой ведущей шестерней.

Поскольку полости 80 головой 59 с клапанными механизмами сообщены с серединной 26 и картерной 31 полостями, то разбрызгиваемое шестернями масло попадает через отверстия в стенках на осевые опоры 67 клапанов и через отверстия 79 и каналы клапанных стержней 76 на шаровые шарниры 71 тарелок 68, а к закрепленным в поршнях планетарным механизмам масло проникает через цилиндрические в стенках цилиндров проемы 30 и нижние отверстия в картерную полость. При этом в канавки 54 трубчатых цилиндров 47 масло поступает через отверстия 55 в стенках поршневых пазов.

Основной эксплуатационный /скоростной/ режим работы планетарных мотор-компрессоров происходит с уравновешивающим друг друга противоположным движением поршней, независимо от выполняемых в парных цилиндрах блоков силовых или компрессорных функций, а одиночная работа цилиндра в блоке рассчитана на исключительную экономию топлива при движении на малых скоростях, не создающих практически существенных инерционных сил, и на сжатие небольшого количества воздуха при движении транспортного средства на небольших уклонах.

Класс F01B1/08 с цилиндрами, расположенными оппозитно относительно коренного вала 

способ преобразования возвратно-поступательного движения поршней в цилиндрах поршневого ротора во вращательное движение ротора и передаточный механизм -  патент 2518136 (10.06.2014)
оппозитный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2466284 (10.11.2012)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2425235 (27.07.2011)
поршневая машина -  патент 2380543 (27.01.2010)
поршневая машина высокого давления соколова -  патент 2368789 (27.09.2009)
двухтактная поршневая машина -  патент 2221927 (20.01.2004)
поршневая объемная машина двойного действия (варианты) -  патент 2174603 (10.10.2001)
поршневой двигатель -  патент 2172841 (27.08.2001)
поршневая машина -  патент 2165530 (20.04.2001)
поршневая машина -  патент 2163973 (10.03.2001)

Класс F01B9/00 Поршневые машины или двигатели, отличающиеся способами осуществления связи между поршнями и рабочими валами, не упомянутыми в группах  1/00

двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия -  патент 2525372 (10.08.2014)
оппозитный кривошипно-планетарный поршневой механизм бесшатунного типа (варианты) и система оппозитных кривошипно-планетарных поршневых механизмов бесшатунного типа -  патент 2524154 (27.07.2014)
реечно-зубчатая поршневая машина с переключением степени сжатия и отключением поршней -  патент 2509214 (10.03.2014)
двигатель с кулисным механизмом -  патент 2489585 (10.08.2013)
шестеренно-реечная поршневая машина -  патент 2484255 (10.06.2013)
полушестеренно-реечная поршневая машина -  патент 2483216 (27.05.2013)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2480597 (27.04.2013)
механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное реечно-шестеренчатой передачей в двигателе внутреннего сгорания -  патент 2480596 (27.04.2013)
механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное двумя подвижными зубчатыми рейками на шатуне в двигателе внутреннего сгорания -  патент 2479734 (20.04.2013)
моторно-трансмиссионный модуль -  патент 2478045 (27.03.2013)

Класс F02B75/24 с оппозитным расположением цилиндров; плоские двигатели 

Класс F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам 

Класс F04B35/00 Поршневые компрессоры, отличающиеся приводными устройствами, или их комбинацией с особыми приводными двигателями, не отнесенные к другим рубрикам (при преобладании отличительных признаков двигателей см классы, к которым отнесены эти двигатели или устройства)

Наверх