устройство для установки и крепления запасного колеса автомобиля
Классы МПК: | B62D43/04 прикрепляемых снизу к кузову |
Автор(ы): | Черненко В.А., Григорук А.И. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "НТЦ АвтоВАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-12-02 публикация патента:
20.11.1997 |
Использование: применяется для установки и крепления запасного колеса в автомобиле. Сущность изобретения: устройство для установки и крепления запасного колеса содержит кожух 1, где располагается запасное колесо 2, элементы крепления и фиксации кожуха, приварные кронштейны с шарнирными соединениями, за счет которых кожух перемещается и обеспечивает свободный вход и выход колеса 2, скобу 10 для изъятия колеса 2 из кожуха 1, имеющую свободный ход перемещения в вентиляционном окне диска колеса. Скоба выполнена из проволоки или металлической пластины, концы которой загнуты наружу и выполнена с возможностью сжатия. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Устройство для установки и крепления запасного колеса автомобиля, содержащее кожух чашеобразной формы с открытой передней частью для размещения в нем запасного колеса, кронштейна крепления кожуха к автомобилю с шарнирным соединением для обеспечения поворота его вокруг горизонтальной оси и элементы фиксации кожуха, отличающееся тем, что оно снабжено пружинной скобой для перемещения запасного колеса в кожухе, расположенной в нижней части последнего и установленной со свободным ходом перемещения одной своей стороной с загнутыми наружу концами в отверстии диска запасного колеса, причем другая сторона скобы выполнена в виде рукоятки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для установки и крепления запасного колеса в автомобиле. Известно устройство крепления запасного колеса (заявка ЕР N 0322299, кл. B 62 D 43/04, 1989), которое состоит из кожуха, кронштейна, соединенного с нижней поверхностью настила кожуха. С одной стороны использовано шарнирное соединение, поворачивающееся вокруг горизонтальной оси, а с другой стороны - присоединительные приспособления, расположенные в непосредственной близости от бокового отверстия кронштейна. Основание кронштейна, на которое кладется колесо, снабжено роликами. Недостатком известного технического решения является то, что кожух не защищает колесо от грязи пыли, а также неудобство в эксплуатации, так как устройство должно находиться близко к краю автомобиля для того, чтобы его можно было достать рукой. Задача данного изобретения направлена на создание такого устройства, которое обеспечивает улучшение эксплуатационных свойств автомобиля и защиту колеса, находящегося в кожухе, от атмосферных влияний. Для решения поставленной задачи предлагается следующее устройство для установки и крепления запасного колеса, которое содержит кожух, в котором располагается запасное колесо, два приварных кронштейна с шарнирными соединениями, поворачивающихся вокруг горизонтальной оси, с помощью которых кожух крепится с задней стороны к элементам кузова и обеспечивает свободный вход и выход колеса, и скобу, предназначенную для перемещения колеса из кожуха и обратно. Скоба выполнена из проволоки или металлической пластины, разъемные концы которой загнуты наружу. Концы скобы сжимаются и их вставляют в вентиляционное окно диска колеса, где они имеют свободный ход перемещения. На фиг. 1 показано устройство для установки и крепления запасного колеса; на фиг. 2 вид сверху; на фиг. 3 устройство крепления кожуха; на фиг.4рукоятка штока; на фиг. 5 фиксатор кожуха. Устройство для установки и крепления запасного колеса содержит кожух 1, в котором располагается запасное колесо 2, кожух 1 выполнен так, что его задняя часть и боковины имеют чашеобразную форму, а передняя часть открыта, через нее осуществляется загрузка и выгрузка колеса. Элементы фиксации и крепления кожуха 1 состоят из направляющей втулки 3 с шайбой 4 и чашкой 5, которая расположена внутри порога кузова 6, приварена к нему, штока держателя 7, который находится внутри направляющей втулки 3, упругого элемента 8, фиксатора 9 кожуха для предварительного кратковременного удержания кожуха 1, и скобы 10 для перемещения колеса 2 из кожуха 1 и обратно. Скоба 10 представляет собой изогнутую по определенной конфигурации проволоку таким образом, что одна сторона выполнена в виде рукоятки, а другая с двумя разъемными концами с загнутыми наружу усиками. Эти концы могут сжиматься и их можно вставлять в вентиляционное окно диска колеса 2. При разжатии концы возвращаются в исходное положение и за счет загнутых концов осуществляется зацеп колеса 2. Скоба имеет свободный ход перемещения в диске колеса 2, благодаря чему может входить внутрь кожуха 1 и выходить наружу. Фиксатор 9 представляет собой крючок, выполненный из стальной пластинки и соединенный посредством оси 11 с приваренным к кузову кронштейном 12. Роль упругого элемента в фиксаторе 9 выполняет пружинка 13, находящаяся на оси внутри соединения. Для прохождения фиксатора 9 в передней части кожуха 1 сделано окно. Шток 7 представляет собой стальной палец, к нему с нижней стороны приваривается стальная прямоугольная пластина 14. К верхней части к штоку посредством оси крепится рукоятка 15, причем ось в головке рукоятки расположена так, что при поворачивании рукоятки 15 головка рукоятки выполняет роль эксцентрика, что дает возможность перемещать шток 7 в направляющей 3 на необходимые расстояния. Для лучшей фиксации рукоятки 15 и в рабочем положении между рукояткой 15 и кузовом 6 вставляется упругий элемент пружина 8, которая одним концом упирается в чашку направляющей 5, а другим в шайбу 4, на которую опирается головка рукоятки 15. К кожуху 1 приварен усилитель 16, имеющий форму поверхности кожуха 1 и представляющий собой стальную пластину, в которой вырезано окно 17 под шток держателя 7. Это окно имеет прямоугольную форму с той целью, чтобы при определенном положении штока 7, пластина 14 могла свободно пройти по наибольшей длине окна 17, а после поворота штока 7 на 90o имела соприкосновение с кожухом 1. С помощью двух приварных кронштейнов 18 посредством шарнирного соединения 19 кожух 1 крепится с задней стороны к элементам кузова 20. Это дает возможность перемещения кожуха 1 на угол, который обеспечивает выход и вход колеса 2 в кожух 1. Снятие запасного колеса 2 осуществляется следующим образом. Рукоятку 15 поворачивают вверх на 180o (фиг. 3, положение II). При этом шток держателя 7 опускается вниз и опускает удерживаемый им кожух 1. После того, как кожух 1 ляжет на крючок фиксатора 9 (фиг. 5, положение II), шток 7 еще проходит определенное расстояние вниз (фиг. 3, положение II). Благодаря этому пластина штока 14 выходит из углубления усилителя 16 кожуха. Затем поворачивают рукоятку 15 по часовой стрелке на 90o (фиг. 4, положение III), при этом пластина штока 14 также поворачивается и занимает положение напротив выходного отверстия в усилителе 16 кожуха. Оттянув крючок фиксатора 9 на себя и придерживая кожух 1, опускают его вниз (фиг. 5, положение III). После того, как кожух 1 коснулся поверхности земли, берут скобу 10 и потянув ее на себя, вытаскивают запасное колесо 2.