судовой полупогружной движитель
Классы МПК: | B63H5/125 смонтированных подвижно по отношению к корпусу судна, например положение которых регулируется по направлению B63H1/14 гребные винты |
Патентообладатель(и): | Слынько Петр Петрович[UA] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-08-24 публикация патента:
20.11.1997 |
Использование: судостроение, судовые полупогружные движители. Сущность изобретения: в движителе, содержащем гребной вал, размещенный под углом к продольной вертикальной плоскости судна, и полупогружные лопасти, гребной вал смонтирован так, что его положение по отношению к корпусу судна может быть изменено как на стоянке, так и на ходу. Гребные лопасти имеют такую форму, что при вхождении в воду нагнетающая сторона располагается перпендикулярно продольной вертикальной плоскости судна. Гребные лопасти могут изменять положение по отношению к продольной вертикальной плоскости и к основной плоскости судна или одновременно по отношению к обеим плоскостям, таким образом повышая скорость, маневренность, экономические показатели и обеспечивая более высокую степень безопасности. 5 з.п. ф-лы, 20 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20
Формула изобретения
1. Судовой полупогружной движитель, содержащий гребной вал, размещенный под углом к продольной вертикальной плоскости судна, с полупогружными гребными лопастями, размещенными с возможностью изменения положения по отношению к продольной вертикальной плоскости и/или к основной плоскости судна, отличающийся тем, что при входе в воду нагнетающая сторона каждой лопасти расположена, по существу, перпендикулярно продольной вертикальной плоскости судна. 2. Движитель по п.1, отличающийся тем, что гребные лопасти смонтированы на гребном валу с возможностью наклона в пределах![судовой полупогружной движитель, патент № 2096255](/images/patents/376/2096003/177.gif)
![судовой полупогружной движитель, патент № 2096255](/images/patents/376/2096003/177.gif)
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым полупогружным двигателям, смонтированным подвижно по отношению к корпусу судна. Известен принятый в качестве ближайшего аналога судовой полупогружной движитель, содержащий гребной вал, размещенный под углом к продольной вертикальной плоскости судна, с полупогружным гребными лопастями, размещенными с возможностью изменения положения по отношению к продольной вертикальной плоскости и(или) к основной плоскости судна (GB, пат. N 11338861, кл. B 60 V 1/14, 1969). Предложенное изобретение предназначено для повышения экономичности движителя и ходовых качеств судна. Технический результат достигается тем, что в известном движителе при входе в воду нагнетающая сторона каждой лопасти располагается по существу перпендикулярно продольной вертикальной плоскости судна. Гребные лопасти могут быть смонтированы на гребном валу с возможностью наклона в пределах![судовой полупогружной движитель, патент № 2096255](/images/patents/376/2096003/177.gif)
![судовой полупогружной движитель, патент № 2096255](/images/patents/376/2096003/177.gif)
Приведенные данные взяты из полученного экспериментального графика зависимости в швартовом режиме тягового усилия, выраженного в процентах, от направления перемещения гребных лопастей по отношению к поперечной вертикальной плоскости судна (фиг.18). Особенностью движителя согласно изобретению является и то, что он может выполнять функцию "активного руля" при повороте лопастей. Величины боковых составляющих тяговых поворачивающих корму и/или нос усилий изменяются при разных установках гребной лопасти (фиг.19). Но это будет иметь место только при поворотах лопастей против часовой стрелки и только у носового правого и кормового левого движителя при перемещении лопастей в направлении пунктирных линий с позиции 1 к позиции V из левой верхней четверти в правую нижнюю
При таком перемещении поворачиваемых, в плоскости чертежа против часовой стрелки в пределах 0o.90o, лопастей кормовая и/или носовая с части судна будут сдвигаться справа налево. При повороте лопастей в плоскости чертежа по часовой стрелке (фиг.20) тяговые усилия сначала снижаются (позиция II) и исчезают вовсе (позиция III), а в некоторых положениях лопастей (позиция IV) появляются даже тормозящие эффекты и обратные боковые составляющие. Работает движитель согласно изобретению следующим образом. Гребной вал устанавливают в выбранном положении, например, под углом 45o к продольной вертикальной плоскости, а гребные лопасти погружают в воду на 2/3 их высоты и устанавливают перед началом вращения в позицию 51 (фиг.17). С начала вращения гребного вала в направлении позиции 55 на нем возникает тяговое усилие, так как вода начинает отбрасываться в направлении сплошной стрелки. Гребная лопасть в процессе движения отталкивается от воды и одновременно проскальзывает вдоль фронта давления. Так как гребная лопасть описанным образом перемещается в процессе вращения вокруг гребного вала только в нижем положении, а во время входа в воду и выхода из нее занимает наклонные положения к вертикали, то практически во всех случаях в первой половине гребка лопасть частично вталкивает воду в глубину, а во второй поднимает ее вверх. Но вследствие того, что в воде постоянно находится следующая лопасть, выбрасывание воды вверх не происходит. При движении выходящая из воды лопасть в дополнение к этому, как бы выскальзывает из нее. При наклоне осевого вала к горизонту, например, на +30o или -30o (фиг. 1), при вращении винта возникает подъемная или притапливающая сила, а при поворотах гребных лопастей в ту или иную сторону от поперечной вертикальной плоскости судна в положение позиций I.V (фиг.19) возникает тяговое усилие, которое разворачивает судно (корму, нос) в ту или иную сторону. Чем больше гребных лопастей размещено на одном гребном валу (фиг.3, 4) или чем длиннее движитель ленточного типа (фиг. 5, 6), тем выше тяговые усилия при прочих равных условиях. Аналогично работают движители согласно изобретению и на экранопланоходах (фиг.13, 14). При наборе скорости во время глиссирования и движения на аэродинамической воздушной подушке валы движителей размещаются под углом к продольной вертикальной плоскости экранопланохода и лопасти описывают при виде спереди (сзади) элипсы, которые очерчены пунктирами (фиг.13). После набора скорости перед взлетом экранопланохода при двухмоторном варианте валы все ближе размещаются к продольной вертикальной плоскости, а гребные лопасти все больше и больше подходя к поперечной вертикальной плоскости. При установке гребного вала параллельно продольной оси и резком увеличении числа оборотов двигателей (для сокращения тенденции набора скорости в процессе уменьшения поступи винта) и происходит взлет двухмоторного экранопланохода. У четырехмоторного экранопланохода может быть и такой вариант взлета, когда два внутренних движителя еще отталкиваются от воды (фиг. 13), а два внешних подняты из воды и уже отталкиваются от воздуха. Ленточные движители работают аналогично описанным выше лопастным. Разница между ними лишь в том, что у них отсутствуют промежутки между гребными лопастями, при вращении гребного вала в направлении пунктирной стрелки (фиг. 5) вода отбрасывается в направлении, показанном сплошной стрелкой, сообщая судну движение в противоположном направлении. Ленточные движители, смонтированные на гидротехнических платформах (фиг. 6 и 8), позволяют совершать любые маневры (движение вперед, назад, в любую сторону и вращение). Движители согласно изобретению могут быть использованы на гидротехнических платформах, бесплотинных гидроэлектростанциях, а также на водоизмещающих и высокоскоростных (200.400 км/ч), морских и речных судах. Они также могут быть использованы в подвесных лодочных двигателях и в качестве воздушного винта на экраноходах и экранопланоходах.
Класс B63H5/125 смонтированных подвижно по отношению к корпусу судна, например положение которых регулируется по направлению
гребной винт - патент 2482011 (20.05.2013) | ![]() |
гребной винт конструкции калашникова - патент 2452653 (10.06.2012) | ![]() |
судовой движитель-концентратор - патент 2438917 (10.01.2012) | ![]() |
система защиты от коррозии гребного винта и гребного вала судна - патент 2429158 (20.09.2011) | ![]() |
водно-воздушное транспортное средство "аквалёт", безмачтовый парус, устройство управления парусом - патент 2419557 (27.05.2011) | ![]() |
водное транспортное средство - патент 2402452 (27.10.2010) | |
гребной винт для надводного и подводного транспорта чурилина с.н. - патент 2390463 (27.05.2010) | ![]() |
гребной винт - патент 2387572 (27.04.2010) | ![]() |
гребной винт корабельный - патент 2382715 (27.02.2010) | ![]() |
подводный гидроцикл - патент 2370409 (20.10.2009) | ![]() |