настольная игра
Классы МПК: | A63F3/02 шахматы и подобные им игры |
Патентообладатель(и): | Меховников Анатолий Григорьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-03-01 публикация патента:
27.11.1997 |
Использование: в быту и местах отдыха для развлечения. Сущность изобретения: по первому, второму и третьему вариантам выполнения доска имеет первое поле, размеченное на 64 клетки. По четвертому и пятому вариантам выполнения первое поле имеет 100 клеток. По шестому и седьмому вариантам выполнения игровое поле имеет 144 клетки, а по восьмому варианту - 256 клеток. Два комплекта игровых фигур различаются по цвету и включают различные группы фигур. 8 с.п. ф-лы, 23 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23
Формула изобретения
1. Настольная игра, содержащая доску с игровым полем, размеченным на шестьдесят четыре клетки, и два различных по цвету комплекта игровых фигур, каждый из которых включает одну группу из восьми одинаковых фигур, три группы по две одинаковые фигуры и две фигуры, каждая из которых отличается от других, отличающаяся тем, что каждый комплект фигур дополнительно снабжен группой, состоящей из двух одинаковых фигур, и двумя фигурами, каждая из которых отличается от других, при этом игровое поле разделено поперечной полосой на две равные части. 2. Настольная игра, содержащая доску с игровым полем, размеченным на шестьдесят четыре клетки, и два различных по цвету комплекта игровых фигур, каждый из которых включает одну группу из восьми одинаковых фигур, три группы по две одинаковые фигуры и две фигуры, каждая из которых отличается от других, отличающаяся тем, что каждый комплект фигур дополнительно снабжен фигурой, отличающейся от других, при этом игровое поле разделено поперечной полосой на две равные части. 3. Настольная игра, содержащая доску с игровым полем, размеченным на шестьдесят четыре клетки, и два различных по цвету комплекта игровых фигур, каждый из которых включает одну группу из восьми одинаковых фигур, две группы по две одинаковые фигуры и две фигуры, каждая из которых отличается от других, отличающаяся тем, что каждый комплект фигур дополнительно снабжен четырьмя фигурами, каждая из которых отличается от других, при этом игровое поле разделено поперечной полосой на две равные части. 4. Настольная игра, содержащая доску с игровым полем, размеченным на сто клеток, и два различных по цвету комплекта игровых фигур, каждый из которых включает одну группу, состоящую из десяти одинаковых фигур, четыре группы по две одинаковые фигуры и две фигуры, каждая из которых отличается от других, отличающаяся тем, что каждый комплект фигур дополнительно снабжен двумя группами, содержащими по две одинаковые фигуры, при этом игровое поле разделено поперечной полосой на две равные части. 5. Настольная игра, содержащая доску с игровым полем, размеченным на сто клеток, и два различных по цвету комплекта игровых фигур, каждый из которых включает одну группу из десяти одинаковых фигур, три группы по две одинаковые фигуры и две фигуры, каждая из которых отличается от других, отличающаяся тем, что каждый комплект фигур дополнительно снабжен тремя фигурами, каждая из которых отличается от других, при этом игровое поле разделено поперечной полосой на две равные части. 6. Настольная игра, содержащая доску с игровым полем, размеченным на сто клеток, чередующихся по цвету и образующих продольные и поперечные ряды, и два различных по цвету комплекта игровых фигур, каждый из которых включает одну группу из десяти фигур одного вида, четыре группы по две одинаковые фигуры и две фигуры, каждая из которых отличается от других, отличающаяся тем, что каждый комплект дополнительно снабжен двумя фигурами, входящими в группу фигур одного вида, и двумя группами, содержащими по две одинаковые фигуры, при этом игровое поле дополнительно имеет сорок четыре чередующиеся по цвету клетки, образующие с основными продольные и поперечные ряды, и разделено поперечной полосой на две равные части. 7. Настольная игра, содержащая доску с игровым полем, размеченным на сто клеток, чередующихся по цвету и образующих продольные и поперечные ряды, и два различных по цвету комплекта игровых фигур, каждый из которых включает одну группу из десяти фигур одного вида, четыре группы по две одинаковые фигуры и две фигуры, каждая из которых отличается от других, отличающаяся тем, что каждый комплект фигур дополнительно снабжен двумя фигурами, входящими в группу фигур одного вида, одной группой, имеющей две одинаковые фигуры, и одной фигурой, отличающейся от других, при этом игровое поле дополнительно имеет сорок четыре чередующиеся по цвету клетки, образующие с основными продольные и поперечные ряды, и разделено поперечной полосой на две равные части. 8. Настольная игра, содержащая доску с игровым полем, размеченным на сто клеток, чередующихся по цвету и образующих продольные и поперечные ряды, и два различных по цвету комплекта игровых фигур, каждый из которых включает одну группу из десяти фигур одного вида, четыре группы по две одинаковые фигуры и две фигуры, каждая из которых отличается от других, отличающаяся тем, что каждый комплект фигур дополнительно снабжен шестью фигурами, входящими в группу фигур одного вида, тремя группами по две одинаковые фигуры и одной фигурой, отличающейся от других, при этом игровое поле дополнительно имеет сто пятьдесят шесть чередующихся по цвету клеток, образующих с основными продольные и поперечные ряды, и разделено поперечной полосой на две равные части.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к логическим играм и в качестве изделия культурно-бытового назначения может быть использовано в быту и местах отдыха для развлечений. Известна настольная игра, содержащая 64-клеточное игровое поле и два комплекта игровых фигур [1]Ближайшим аналогом изобретения является настольная игра, изложенного в пп.1 3 формулы изобретения, содержащая доску с игровым полем, размеченным на 64 клетки и два различных по цвету комплекта игровых фигур, три группы по две одинаковые фигуры и две фигуры, каждая из которых отличается от других [2]
Ближайшим аналогом изобретения является настольная игра по пп. 4, 6, 8, 9, 14 формулы изобретения, содержащая доску с игровым полем, размеченным на 100 клеток и два различных по цвету комплекта игровых фигур, каждый из которых включает одну группу из десяти одинаковых фигур, четыре группы по две одинаковых фигуры и две фигуры, каждая из которых отличается от других [3]
Недостатками известных настольных игр являются: большое среднее число ходов в партиях; малая подвижность некоторых фигур (королей, пешек, коней), в каждом комплекте для двух фигур слонов доступны только половина клеток игрового поля, возможно широкое использование упрощенных математических и логических приемов просмотра вариантов игры; в процессе равной игры сравнительно редко встречаются позиции для проведения комбинаций. Техническим результатом изобретения является повышение игрового эффекта. Указанный технический результат достигается по первому варианту выполнения настольной игры тем, что в известной игре каждый комплект фигур дополнительно снабжен группой, состоящей из двух фигур и двумя фигурами, каждая из которых отличается от других, при этом игровое поле разделено поперечной полосой на две равные части. По второму варианту выполнения настольной игры в том, что в известной игре каждый комплект фигур дополнительно снабжен фигурой, отличающейся от других, при этом игровое поле разделено поперечной полосой на две равные части. По третьему варианту выполнения настольной игры в том, что в известной игре каждый комплект фигур дополнительно снабжен четырьмя фигурами, каждая из которых отличается от других, при этом игровое поле разделено поперечной полосой на две равные части. По четвертому варианту выполнения настольной игры в том, что в известной игре каждый комплект фигур дополнительно снабжен двумя группами, содержащими по две одинаковые фигуры, при этом игровое поле разделено поперечной полосой на две равные части. По пятому варианту выполнения настольной игры в том, что в известной игре каждый комплект фигур дополнительно снабжен тремя фигурами, каждая из которых отличается от других, при этом игровое поле разделено поперечной полосой на две равные части. По шестому варианту выполнения настольной игры в том, что в известной игре каждый комплект дополнительно снабжен двумя фигурами, входящими в группу фигур одного вида и двумя группами, содержащими по две одинаковые фигуры, при этом игровое поле дополнительно имеет 44 чередующиеся по цвету клетки, образующие с основными продольные и поперечные ряды, и разделено поперечной полосой на две равные части. По седьмому варианту выполнения настольной игры в том, что в известной игре каждый комплект фигур дополнительно снабжен двумя фигурами, входящими в группу фигур одного вида, одной группой, имеющей две одинаковые фигуры и одной фигурой, отличающейся от других, при этом игровое поле дополнительно имеет 44 чередующиеся по цвету клетки, образующие с основными продольные и поперечные ряды, и разделено поперечной полосой на две равные части. По восьмому варианту выполнения настольной игры в том, что в известной игре каждый комплект фигур дополнительно снабжен шестью фигурами, входящими в группу фигур одного вида, тремя группами по две одинаковые фигуры и одной фигурой, отличающейся от других, при этом игровое поле дополнительно имеет 156 чередующихся по цвету клетки, образующие с основными продольные и поперечные ряды, и разделено поперечной полосой на две равные части. На фиг. 1 23 показаны шахматные фигуры и доска с 64-клеточным игровым полем: фиг. 1 король, фиг.2 ферзь, фиг. 3 визирь, фиг. 4 ладья, фиг. 5 маг, фиг. 6 тар, фиг. 7 аргам, фиг. 8 слон, фиг. 9 пешка, фиг. 10 - игровое поле. По первому варианту выполнения игра содержит доску 1 с 64-клеточным игровым полем 2 и поперечной полосой 3, разделяющей поле на две равные части и два комплекта шахматных фигур светлого и темного цвета. Каждый комплект состоит из 20 фигур. Начальная расстановка 16 фигур с каждой стороны игрового поля показана на фиг.10 цифрами в клетках, где: 1 король, 2 ферзь, 3 - визирь, 4 ладья, 5 маг, 6 тар, 7 аргам, 8 слон, 9 пешка. Все фигуры круглые в плане. Король (Кр) имеет вершину 1 в форме конуса, переходящего в шаровой сегмент, головку из диска 2, конического элемента 3 и кольца 4, цилиндрическую стойку 5, конический элемент 6 и короткий цилиндр 7 в основании (фиг. 1), ходы по любому ряду клеток, по одноцветным клеткам двух смежных рядов (ход "зигзаг"), взятие на расстоянии одной клетки, невозможен ход через клетку, находящуюся под ударом фигуры другого цвета. Ферзь (Ф) имеет вершину 8 в форме шара, головку из шарового сегмента 9 и усеченных конусов 10 и 11 с общим меньшим основанием, стойку 5, элементы 6 и 7 в основании (фиг. 2), ходы на ближайшую не смежную клетку другого цвета, по любому ряду клеток, в том числе на первую клетку за одной фигурой своего комплекта. Визирь (В) имеет вершину 8, головку из конического элемента 12 и цилиндра 13, конический элемент 14, цилиндрическую стойку 15, элементы 6 и 7 в основании (фиг. 3), ходы на одну-две клетку в любом направлении, по продольному или поперечному ряду клеток, и на любую клетку одного цвета, если четыре смежные клетки свободны. Ладья (Л) имеет вершину 16 в форму конической части, переходящей в шаровой сегмент, головку из короткого цилиндра 17, цилиндра 18 и конического элемента 19, стойку 15, конический элемент 20 и короткий цилиндр 21 в основании (фиг. 4), ходы по продольному или поперечному ряду клеток, и на одну две клетки, на первую в любом направлении и на вторую с поворотим на 45o
Маг (М) имеет вершину 8, головку из цилиндрического элемента 22 и усеченного конуса 23, конический элемент 24, стойку 15, элементы 6 и 7 в основании (фиг. 5), ходы на одну две клетки в любом направлении, по диагонали, и на любую клетку одного цвета, если примыкающие к ней четыре клетки по диагоналям свободны. Тар (Т, таран) имеет вершину 16, головку из конических элементов 25, 27 и цилиндра 26, стойку 15, элементы 20 и 21 в основании (фиг. 6), ходы по диагонали или продольному ряду клеток. Аргам (А, аргамак) имеет вершину 16, головку из конических элементов 28 и 29, стойку 15 и элементы 20 и 21 в основании (фиг. 7), ходы на ближайшую не смежную клетку другого цвета, в продольном или поперечном ряду по одноцветным клеткам и через одну из них с поворотом на смежную клетку в соседнем ряду. Слон (С) имеет вершину 16, головку из конического элемента 30, цилиндра 31 и короткого цилиндра 32, стойку 15, элементы 20 и 21 в основании (фиг. 8), ходы по диагонали или поперечному ряду клеток. Пешка (П) имеет вершину 16, головку из короткого цилиндра 33 и конического элемента 34, конический элемент 35 и короткий цилиндр 36 в основании (фиг. 9), ходы вперед по продольному ряду клеток, первый ход не далее поперечной полосы, взятие на первой клетке вперед по диагонали, в том числе пешки, прошедшей через эту клетку (взятие "на проходе"), пешка, достигшая крайнего поперечного ряда, заменяется любой другой фигурой из своего комплекта. В упрощенном варианте игры исключаются некоторые разновидности ходов: ход "зигзаг" у короля, ход на вторую клетку с поворотом у ладьи, ход на первую клетку за одной фигурой своего комплекта у ферзя, ход с поворотом на смежную клетку в соседнем ряду у аргама. Четыре дополнительные фигуры остаются в резерве: визирь, тар и два слона. Любые из них могут быть использованы в середине и в конце игры при превращениях пешек. При этом для конкретной позиции выбирается наиболее эффективная фигура для ускорения достижения цели игры. Кроме того дополнительные фигуры могут использоваться и в начальной позиции, например, слоны вместо магов. При этом получаются дополнительные варианты игры, повышается занимательность, устраняется однообразие. После расстановки фигур на игровом поле партнеры поочередно делают ходы фигурами. При взятии на последней клетке маршрута фигура ставится вместо снимаемой фигуры. При рокировке король первым ходом в поперечном направлении ставится на вторую от угла клетку рядом с ладьей, которая переносится на первую от короля пересеченную им клетку. Цель игры создание позиции, в которой у короля партнера нет защиты от нападения фигуры. Совокупность фигур с новыми качествами, когда при каждом ходе фигуры доступно большее число клеток игрового поля, увеличивает число возможных позиций в игре, позволяет повысить динамичность игры и снизить среднее число ходов в партии в 1,3 1,9 раза. Например, в пяти партиях с фигурами прототипа среднее число ходов составило 45, в заявляемой игре 32 (30, 41, 37, 33, 19 ходов), или снижение в 1,4 раза. 2. Во втором варианте игры, сходным с первым, каждый комплект состоит из 17 фигур. В резерве остается одна дополнительная фигура визирь. Этот вариант проще для исполнения, содержит меньше фигур, позволяет получить тот же технический результат, но дополнительный вариант игры в нем получается при замене ферзя визирем. По третьему варианту выполнения игра содержит доску 1 с 64-клеточным игровым полем 2 и поперечной полосой 3, разделяющей поле на две равные части (фиг. 11). Каждый из двух комплектов состоит из 18 фигур. Начальная расстановки 16 фигур с каждой стороны игрового поля показана на фиг. 11 цифрами в клетках, где: 1 король, 2 ферзь, 3 визирь, 4 ладья, 5 маг, 6 тар, 7 аргам, 8 слон, 9 пешка. Особенность начальной расстановки фигур заключается в том, что вместо одной пары одинаковых фигур в прототипе применены две разные фигуры слон и тар. Это повышает занимательность игры и улучшает выбор средств для более быстрого достижения цели игры. Две дополнительные фигуры в комплекте остаются в резерве визирь и маг. Любая из них или обе могут быть использованы в середине и в конце игры при превращениях пешек. При этом выбор наиболее эффективной фигуры способствует ускорению хода игры и повышает занимательность. После расстановки фигур на игровом поле партнеры поочередно делают ходы фигурами. При взятии на последней клетке маршрута фигура ставится вместо снимаемой фигуры. При рокировке король первым ходом в поперечном направлении ставится на вторую от угла клетку рядом с ладьей, которая переносится на первую от короля пересеченную им клетку. Цель игры создание позиции, в которой король партнера остается без защиты от нападения фигуры. Совокупность фигур с новыми качествами, когда при каждом ходе одной из фигур доступно большее число клеток игрового поля, увеличивает число возможных позиций, что позволяет повысить динамичность игры и снизить среднее число ходов в партии. По четвертому варианту выполнения игра содержит доску 1 со 100-клеточным игровым полем 2 и поперечной полосой 3, разделяющей поле на две равные части (фиг. 12). Поперечные и продольные ряды клеток могут иногда обозначаться посредством цифр от 1 до 10 и букв латинского алфавита от a до j соответственно. Каждый из двух комплектов светлого и темного цвета состоит из 24 фигур. Начальная расстановка 20 фигур с каждой стороны игрового поля показана на фиг. 12 цифрами в клетках, где: 1 король, 2 ферзь, 3 визирь, 4 ладья, 5 маг, 6 тар, 7 аргам, 8 слон, 9 пешка. Четыре дополнительные фигуры остаются в резерве, два визиря и два тара. Любые из них могут быть использованы в середине и в конце игры при превращениях пешек. При этом в конкретной позиции выбирается наиболее эффективная фигура для ускорения достижения цели игры. Кроме того дополнительные фигуры могут использоваться для изменения начальной позиции, например, вместо магов ставятся тары. При этом получается дополнительный вариант игры, повышается занимательность, устраняется однообразие. После расстановки фигур на игровом поле партнеры поочередно делают ходы фигурами. При взятии на последней клетке маршрута фигура ставится вместо снимаемой фигуры. При рокировке король первым ходом в поперечном направлении ставится на вторую от угла клетку рядом с ладьей, которая переносится на первую от короля пересеченную им клетку. Цель игры создание позиции, в которой у короля партнера нет защиты от нападения фигуры. Совокупность фигур с новыми качествами, когда при каждом ходе одной из фигур доступно большее число клеток игрового поля, увеличивает число возможных позиций в игре, позволяет повысить динамичность. По пятому варианту выполнения игра содержит доску 1 со 100-клеточным игровым полем 2 и поперечной полосой 3, разделяющей поле на две равные части (фиг. 13). Поперечные и продольные ряды клеток могут иногда обозначаться посредством цифр от 1 до 10 и букв латинского алфавита от a до j соответственно. Каждый из двух комплектов светлого и темного цвета состоит из 21 фигуры. Начальная расстановка 20 фигур с каждой стороны игрового поля показана на фиг. 13 цифрами в клетках, где: 1 король, 2 ферзь, 3 визирь, 4 ладья, 5 маг, 6 тар, 7 аргам, 8 слон, 9 пешка. Дополнительная фигура, остающаяся в резерве визирь. Эта фигура может быть использована в середине и в конце игры при превращении пешек, для ускорения достижения цели игры, что вносит разнообразие и повышает занимательность. После расстановки фигур на игровом поле партнеры поочередно делают ходы фигурами. При взятии на последней клетке маршрута фигура ставится вместо снимаемой фигуры. При рокировке король первым ходом в поперечном направлении ставится на вторую от угла клетку рядом с ладьей, которая переносится на первую от короля пересеченную им клетку. Цель игры создание позиции, в которой у короля партнера нет защиты от нападения фигуры. По шестому варианту выполнения игра содержит доску 1 со 144-клеточным игровым полем 2 и поперечной полосой 3, разделяющей поле на две равные части (фиг. 15). Поперечные и продольные ряды клеток могут иногда обозначаться посредством цифр от 1 до 12 и букв латинского алфавита от a до i соответственно. Клетки a1 темного цвета. Каждый из двух комплектов из 26 фигур. Начальная расстановка 24 фигур с каждой стороны игрового поля показана на фиг. 15 цифрами в клетках, где: 1 - король, 2 ферзь, 3 визирь, 4 ладья, 5 маг, 6 тар, 7 аргам, 8 - слон, 9 пешка. Резервными фигурами остаются два визиря. Это позволяет, изменяя начальную расстановку фигур, получить дополнительные варианты игры, например, использовав вместо одной пары фигур другую. Остающиеся в резерве фигуры могут быть использованы в середине или в конце игры при превращении пешек. Это повышает занимательность игры и в конкретной позиции может ускорить достижение цели игры. После расстановки фигур на игровом поле партнеры поочередно делают ходы фигурами. При взятии на последней клетке маршрута фигура ставится вместо снимаемой фигуры. При рокировке король первым ходом в поперечном направлении ставится на вторую от угла клетку рядом с ладьей, которая переносится на первую от короля пересеченную им клетку. Цель игры создание позиции, в которой у короля партнера нет защиты от нападения фигуры. Седьмой вариант игры, содержащей 144-клеточное игровым полем и два комплекта по 25 фигур, сходен с предыдущим вариантом и отличается от него тем, что в качестве резервной применена дополнительная фигура главиз (Г, главный визирь), которая имеет вершину 8, головку из шарового сегмента 37, конического элемента 38 и цилиндра 39, конический элемент 14, стойку 15, элементы 6 и 7 в основании (фиг. 16), ходы как у визиря, мага и аргама. По восьмому варианту выполнения игра содержит доску 1 со 256-клеточным игровым полем 2 и поперечной полосой 3, разделяющей поле на две равные части (фиг. 22). Светлые и темные клетки игрового поля чередуются попеременно. Поперечные и продольные ряды клеток могут иногда обозначаться посредством цифр от 1 до 16 и букв латинского алфавита от a до p соответственно. Клетка a1 темного цвета. Каждый из двух комплектов состоит из 33 фигуры. Расстановка фигур с каждой стороны игрового поля показана на фиг. 22 цифрами в клетках, где: 1 - король, 2 ферзь, 3 визирь, 4 ладья, 5 маг, 6 тар, 7 аргам, 8 - слон, 21 пешка. Дополнительная фигура, остающаяся в резерве главный визирь. Бокола (Б, боевая колесница) имеет вершину 16, головку из элемента 40 в форму бочки и диска 41, стойку 15, диск 41, элементы 20 и 21 в основании (фиг. 21), ходы по диагонали и на 1 2 клетки: на первую в любом направлении, на вторую с поворотом на 45o. После расстановки фигур на игровом поле партнеры поочередно делают ходы фигурами. При взятии на последней клетке маршрута фигура ставится вместо снимаемой фигуры. При рокировке король первым ходом в поперечном направлении ставится на вторую от угла клетку рядом с ладьей, которая переносится на первую от короля пересеченную им клетку. Игра позволяет создать позиции, в которой у короля партнера нет защиты от нападения фигуры. Простор на игровом поле повышает степень функционирования фигур, особенно визиря и мага. Игра может использоваться для соревнования партнеров с развитием навыков управления значительным числом объектов, для соревнований команд (с консультантами), по телефону, для проверки возможностей и надежности новых компьютеров и т.д. Могут использоваться электронная шахматная доска и вспомогательный компьютер для автоматической записи ходов и сигнализации о нарушении правил игры.
Класс A63F3/02 шахматы и подобные им игры