буксовый узел
Классы МПК: | B61F15/12 с роликовыми, игольчатыми или шариковыми подшипниками |
Автор(ы): | Бородин А.В., Ковалева Н.В. |
Патентообладатель(и): | Омская государственная академия путей сообщения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-06-22 публикация патента:
27.11.1997 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к буксам железнодорожного транспорта, и может быть использовано для герметизации устройств с опорами качения с пластичной смазкой. Буксовый узел с подшипниками качения содержит корпус и крышку, опорную втулку с фланцем и отверстиями для пружин, установленную на оси, подпружиненное кольцо, тела качения в сепараторе, размещенные между торцовыми поверхностями крышки и подпружиненного кольца. В образованном лабиринтном уплотнении, а именно в крышке может быть размещено уплотнительное кольцо. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Буксовый узел, содержащий корпус, подшипники качения и лабиринтное уплотнение со стороны подступичной части оси, отличающийся тем, что он снабжен сепаратором, а лабиринтное уплотнение образовано размещенными на оси крышкой, опорной втулкой с фланцем и отверстием в последнем и кольцом, причем кольцо подпружинено относительно фланца втулки путем размещения пружины в указанном отверстии, а тела качения сепаратора расположены между крышкой и торцовой поверхностью кольца. 2. Узел по п.1, отличающийся тем, что в крышке выполнена канавка, в которой размещено уплотнительное кольцо для взаимодействия с указанным кольцом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к буксам железнодорожного транспорта, и может быть использовано для герметизации устройств с опорами качения с пластичной смазкой. Известны буксы, содержащие корпус, подшипники качения и лабиринтное уплотнение со стороны подступичной части оси колесной пары (Справочник по электроподвижному составу, тепловозам и дизельпоездам. Под ред. А.М.Тищенко, том 1, М.Транспорт,1976, с.156-160, рис. Ш-92). При движении подвижного состава происходят смещения колесных пар относительно корпусов букс. Свободные разбеги колесных пар до осевых упоров могут превышать 30 мм. При смещении оси буксы относительно корпуса в полость буксы попадает влага и абразивные частицы, втягиваемые через лабиринты уплотнения. Это снижает ресурс подшипников качения и буксового узла в целом. Известна букса с опорами качения и лабиринтным уплотнением, частично устраняющая указанные недостатки (авт.св. СССР N 1486387, кл. B 61 F 15/12, 1989). Однако, при смещении оси колесной пары относительно корпуса буксы абразивные частицы попадают в зазоры радиального лабиринта, втягиваются в полость буксы, смешиваются со смазывающим материалом. Это приводит к изнашиванию поверхностей качения. Следует отметить, что при осевом смещении цилиндрических поверхностей лабиринта, происходит также размельчение абразивных частиц и изнашивание поверхностей лабиринта. Через увеличенные зазоры в лабиринтном уплотнении дисперсная абразивная смесь в большем количестве попадает в смазываемую полость, снижая работоспособность подшипников качения и ресурс буксового узла. Целью изобретения является повышение ресурса буксового узла. Цель достигается тем, что буксовый узел, содержащий корпус, подшипники качения и лабиринтное уплотнение со стороны подступичной части оси, снабжают сепаратором, а лабиринтное уплотнение образовано размещенными на оси крышкой, опорной втулкой с фланцем и отверстием в последнем и кольцом, причем кольцо подпружинено относительно фланца втулки путем размещения пружины в указанном отверстии, а тела качения сепаратора расположены между крышкой и торцевой поверхностью кольца. На фиг. 1 изображен буксовый узел продольный разрез; на фиг. 2 крышка с уплотнительным кольцом, продольный разрез; на фиг. 3 уплотнительное кольцо с замком. Буксовый узел с подшипниками качения содержит крышку 2. Крышка крепится к корпусу 1. На ось 6 устанавливается опорная втулка 3 с фланцем 4, в котором выполнены отверстия. В отверстиях фланца 4 размещаются пружины 5, а на наружную поверхность фланца устанавливается кольцо 7. Между торцевыми поверхностями крышки 2 и кольца 7 размещается сепаратор 9 с отверстиями под тела качения 8. Для повышения герметизирующей способности устройства в крышке 2 выполняется канавка 10, в которой размещается уплотнительное кольцо 11, например, из смазывающего материала (фиг.2). Уплотнительное кольцо 11 имеет замок 12 с поверхностью концентричной, например, внутренней поверхностью, плотно прижимающейся за счет пружинящих свойств уплотнительного кольца 11 к наружной поверхности кольца 7. При сборке буксового узла обеспечиваются зазоры S1 и S2, величина которых определяется возможным осевым смещением деталей буксового узла. Кольцо 7 устанавливается на фланец 4 и прижимается пружинами 5 к телам качения 8. Буксовый узел работает следующим образом. При вращении оси вместе с осью с угловой скоростью оси вращаются опорная втулка 3 с фланцем 4, пружины 5 и кольцо 7, образуя лабиринтное уплотнение с неподвижными поверхностями крышки 2. При перемещении колесной пары в осевом направлении относительно корпусов букс опорная втулка 3 с фланцем 4 смещается в осевом направлении, при этом торцовая поверхность кольца 7 постоянно поджимается к телам качения 8. Это обеспечивает неподвижность лабиринтного уплотнения в осевом направлении, что способствует меньшему загрязнению смазываемой полости буксы абразивными частицами. Герметизирующая способность лабиринтного уплотнения повышает контактное уплотнение уплотнительное кольцо 11, свободно установленное в канавке 10 крышки 2 из-за отсутствия осевого сдвига в лабиринтном уплотнении и меньшего перекоса рабочих поверхностей кольца снижает интенсивность изнашивания его торцевых поверхностей. Предложенное устройство буксового узла существенно повышает ресурс узла при эксплуатации его в условиях сильной запыленности и в кривых участках рельсового пути.Класс B61F15/12 с роликовыми, игольчатыми или шариковыми подшипниками