способ сохранения информации о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата и летательный аппарат

Классы МПК:B64D25/20 выбрасывание сигнальных устройств, указывающих место аварии 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт теплофизики СО РАН,
Грехов Виктор Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1996-04-02
публикация патента:

Использование: авиационная техника. Сущность изобретения: способ сохранения информации о режимах полета и переговорах экипажа заключается в том, что информацию записывают на основные и дублирующие магнитофоны, а в случае аварии дублирующие магнитофоны катапультируют. Летательный аппарат для этого кроме бортовой системы регистрации полета и переговоров экипажа, содержащей магнитофоны для записи, имеет дополнительные магнитофоны в фюзеляже летательного аппарата, аварийный люк с крышкой на разрывных болтах и соосно с ним внутри фюзеляжа жестко закреплен направляющий стакан открытой стороной торца. В стакане, начиная с закрытого торца, установлены стреляющий механизм с телескопической штангой-толкателем, катапультируемый контейнер, содержащий дополнительные магнитофоны, включенные параллельно стационарным, автономный источник электропитания, сигнализатор, спасательный парашют с пиросистемой задействования. 2 с.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Способ сохранения информации о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата путем ее записи на стационарные магнитофоны бортовой системы регистрации полета, отличающийся тем, что ведут дополнительную запись на магнитофоны, дублирующие стационарные, которые при падении летательного аппарата катапультируют.

2. Летательный аппарат, содержащий бортовую систему регистрации полета и переговоров экипажа, включающую магнитофоны для записи, стационарно установленные в фюзеляже летательного аппарата, отличающийся тем, что в фюзеляже выполнен аварийный люк с крышкой на разрывных болтах, изнутри фюзеляжа напротив аварийного люка и соосно с ним жестко прикреплен направляющий стакан стороной открытого торца, внутри направляющего стакана на закрытом торце последовательно помещены стреляющий механизм с телескопической штангой-толкателем и катапультируемый контейнер, в который установлены дополнительные магнитофоны, дублирующие стационарные и включенные параллельно стационарным, автономный источник электропитания, сигнализатор и спасательный парашют с пиросистемой ввода его в действие.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к многоместным летательным аппаратам для перевозки пассажиров.

Широко известны способы регистрации и сохранения параметров полета и содержания переговоров членов экипажа летательного аппарата между собой и со станциями слежения с помощью бортовой магнитной системы (Яковлев А.С. Советские самолеты. М. Наука, 1992, с. 382-383; Резник Б. Раскроют ли тайну гибели Ту-154? "Известия", N 17(24624) от 27.01.96 г. с. 1).

Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ сохранения информации о полете и переговорах экипажа в случае аварии или катастрофы самолета с помощью магнитной системы регистрации полета (МСРП), фиксирующей на магнитной ленте основные параметры полета, работу силовых установок и систем летательного аппарата, разовые команды и переговоры экипажа. Основной функциональный элемент этой системы записывающие магнитофоны размещены станционарно внутри фюзеляжа летательного аппарата (Бондарчук З.И. Харин В.И. Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Як-40". -М. Транспорт, 1982, с. 254-257).

Недостаток известного способа и летательного аппарата заключается в том, что они не обеспечивают надежного сохранения информации в случае аварийного падения летательного аппарата на землю или водную поверхность, так как магнитофоны теряются или разрушаются вместе с летательным аппаратом. Кроме того, не обеспечивается возможность своевременного и экономически малозатратного обнаружения этой информации в случае катастрофы летательного аппарата в безлюдных областях земной поверхности.

В основу изобретения положена задача создания способа и летательного аппарата, которые позволили бы надежно сохранить информацию о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата на землю и тем самым ускорить получение и объективную расшифровку информации о возможной причине аварии.

Поставленная задача решается тем, что в способе сохранения информации о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата путем записи этой информации на стационарные магнитофоны бортовой системы регистрации полета согласно изобретению ведут дополнительную запись на магнитофоны, дублирующие стационарные, которые при падении летательного аппарата катапультируются из него.

Поставленная задача решается также тем, что в летательном аппарате для осуществления способа, содержащего бортовую систему регистрации полета и переговоров экипажа, включающую магнитофоны для записи, стационарно установленные в фюзеляжа летательного аппарата, согласно изобретению в фюзеляже выполнен аварийный люк с крышкой на разрывных болтах, изнутри фюзеляжа напротив аварийного люка и соосно с ним жестко прикреплен направляющий стакан стороной открытого торца, внутри направляющего стакана на закрытом торце последовательно помещен стреляющий механизм с телескопической штангой толкателем и катапультируемый контейнер, в который установлены дополнительные магнитофоны, дублирующие стационарные и включенные параллельно стационарным, автономный источник электропитания, сигнализатор и спасательный парашют с пиросистемой ввода его в действие.

Способ сохранения информации о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата реализуется летательным аппаратом.

На фиг. 1 дан продольный разрез фюзеляжа летательного аппарата; на фиг. 2 узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 и фиг. 5 - этапы катапультирования и приземления контейнера с дублирующими магнитофонами.

Летательный аппарат, преимущественно многоместный пассажирский самолет, содержит фюзеляж 1, в котором размещены стационарные магнитофоны 2 системы регистрации и сохранения режима полета и переговоров экипажа, а также выполнен аварийный люк 3, герметично закрытый крышкой 4 с помощью разрывных болтов 5, работающих на разрыв при определенном усилии. Возможно применение взрывных болтов. К внутренней стороне фюзеляжа 1, непосредственно напротив аварийного люка 3 и соосно с ним, жестко прикреплен стороной открытого торца направляющий стакан 6, на дне которого расположен стреляющий механизм 7, контактирующий своей телескопической штангой толкателем 8 с катапультируемым контейнером 9. Контейнер 9 содержит дублирующие магнитофоны 10, автономный источник электропитания 11, сигнализатор 12 и спасательный парашют 13 с пиросистемой ввода его в действие 14. Для удержания контейнера 9 в направляющем стакане 6 служат фиксаторы 15. Дублирующие магнитофоны 10 включены в бортовую магнитную систему регистрации полета (МСРП) летательного аппарата параллельно стационарным магнитофонам 2 через отрывные разъемы 16, расположенные в месте связи катапультирующего контейнера 9 и направляющего стакана 6. Электрозапал 17 стреляющего механизма 7 электрически связан с бортовой автоматической системой управления катапультированием контейнера 9, включающем в качестве первичного датчика радиовысотомер малых частот 18, а пиросистема 14 ввода в действие спасательного парашюта 13 и сигнализатор 12 электрически связаны с автономным источником электропитания 11.

Ось направляющего стакана 6 расположена с отклонением от вертикальной диаметральной плоскости сечения фюзеляжа 1 на угол способ сохранения информации о режиме полета и переговорах   экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата и   летательный аппарат, патент № 2097279 0 360o в зависимости от конструктивных особенностей хвостовой части летательного аппарата (например, a 45o при однокилевой хвостовой части и a 0o при двух разнесенных килях).

В случае пролегания трассы летательного аппарата над водной поверхностью контейнера 9 может быть дооснащен надувным спасательным плотиком.

Способ сохранения информации о режиме полета, переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата и работе летательного аппарата осуществляется следующим образом.

В ходе полета летательного аппарата запись его режимных параметров и переговоров экипажа осуществляются на стационарные магнитофоны 2, размещенные в отсеках фюзеляжа 1, одновременно ведут дополнительную запись на дублирующие магнитофоны 10, находящиеся в катапультируемом контейнере 9. При возникновении аварийной ситуации падении летательного аппарата и достижении им заданной высоты срабатывания системы катапультирования (150 200 м от поверхности земли) по сигналу радиовысотомера 18 происходят подрыв электрозапала 17 и срабатывание стреляющего механизма 7, который своей телескопической штангой-толкателем 8 выталкивает контейнер 9 из направляющего стакана 6 наружу, преодолевая сопротивление фиксатора 15 и сопротивление разрывных болтов 5 крышки 4 аварийного люка 3. Вследствие начала движения контейнера 9 относительно направляющего стакана 6 срабатывают отрывные разъемы 16, тем самым дублирующие магнитофоны 10 отсоединяются от бортовой системы летательного аппарата. У катапультировавшего контейнера 9 принудительно с помощью пиросистемы 14 раскрывается спасательный парашют 13, контейнер 9 вместе с дублирующими магнитофонами 10, сигнализатором 12 и автономным источником электропитания 11 плавно опускается на землю, где сигнализатор 12 начинает испускать сигналы, что способствует своевременному обнаружению контейнера 9 с записью информации в неповрежденном виде.

Таким образом, использование предлагаемого способа сохранения информации о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения и конструкции летательного аппарата позволяет по сравнению с существующим значительно повысить надежность ее сохранения за счет катапультирования носителя информации из летательного аппарата перед столкновением последнего с землей, а также ускорить процесс ее получения наземными службами, благодаря чему резко сокращаются затраты сил и средств по анализу возможных причин аварии летательного аппарата.

Наверх