карданное соединение исполнительного механизма системы управления ядерного реактора

Классы МПК:F16D3/26 шарниры Гука или другие соединения с эквивалентным промежуточным органом, к которому каждая из полумуфт присоединяется шарнирно или с возможностью скольжения
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное предприятие "Красная Звезда"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-12-15
публикация патента:

Использование: в кинематических цепях управления ядерным реактором, передающих управляющее движение сервопривода к органу регулирования реактора - поворотному цилиндру. Сущность изобретения: карданное соединение содержит вал с вилкой, образованной сквозным пазом на конце вала. В пазу размещено полукольцо, связанное с головкой карданного валика посредством штифта. Втулка охватывает вал и своей внутренней поверхностью перекрывает сквозной паз. На головке карданного валика выполнен выступ, расположенный перпендикулярно к оси валика и оси штифта, а в вилке выполнен паз для размещения выступа. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Карданное соединение исполнительного механизма системы управления ядерного реактора, содержащее вал с вилкой, образованной сквозным пазом на конце вала, полукольцо, размещенное в этом пазу и связанное с головкой карданного валика посредством штифта, втулку, охватывающую вал и своей внутренней цилиндрической поверхностью перекрывающей сквозной паз на конце вала, на головке карданного валика выполнен выступ, расположенный перпендикулярно оси карданного валика и оси штифта, а в вилке выполнен соответствующий паз для размещения выступа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ядерной энергетике, в частности касается кинематических цепей управления ядерным реактором, передающих управляющее движение сервопривода к органу регулирования реактора поворотному цилиндру, и может быть использовано также в машиностроении в кинематических линиях управления.

Для передачи управляющего движения в условиях, соответствующих рабочему режиму ядерного реактора: рабочие температуры 600-700oC, исключающие применение традиционных смазок, а также сложные температурные поля, требующие компенсации различных температурных расширений корпусов и элементов кинематики, применение карданных валов имеет реальные перспективы.

Требования, предъявляемые к кинематическим цепям управления реакторов: надежность работы, минимальные люфты, однопозиционная сборка, исключающая развороты стыкуемых элементов от номинального положения. Кроме того, элементы цепи должны иметь минимальные габариты и массу.

Задачей изобретения является улучшение условий работы карданного соединения и обеспечение однопозиционной сборки кинематических цепей системы управления ядерного реактора.

Указанный технический результат достигается тем, что карданное соединение исполнительного механизма системы управления ядерного реактора содержит вал с вилкой, образованной сквозным пазом на конце вала, полукольцо, размещенное в этом пазу и связанное с головкой карданного валика посредством штифта, втулку, охватывающую вал и своей внутренней цилиндрической поверхностью перекрывающей сквозной паз на конце вала, на головке карданного валика выполнен выступ, расположенный перпендикулярно к оси карданного валика и оси штифта, а в вилке выполнен соответствующий паз для размещения выступа.

На фиг. 1 приведена конструктивная схема карданного соединения; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1.

Карданное соединение исполнительного механизма системы управления ядерного реактора содержит вал 1 с вилкой 2, образованной сквозным пазом на конце вала. Полукольцо 3 связано с головкой карданного валика 4 посредством штифта 5. Втулка 6 охватывает конец вала 1 и своей внутренней цилиндрической поверхностью перекрывает сквозной паз на конце вала. На головке карданного валика выполнен выступ 7, расположенный перпендикулярно к оси карданного валика 4 и оси штифта 5, а в вилке 2 выполнен ответный паз 8 для размещения выступа 7. Выступ 7 может быть выполнен заодно с головкой карданного валика 4 или в виде ввернутого или запрессованного элемента. На фиг. 2 выступ 7 изображен в виде винта, крепящего штифт в головке карданноого валика.

При сборке полукольцо 3, связанное штифтом 5 с карданным валиком 4, помещается в вилку 2 в положении, при котором выступающий за контур головки выступ 7 входит в паз 8 вилки. При других взаимных положениях вала 1 и карданного валика 4 выступ 7 препятствует сборке. Вилка 2 и полукольцо 3 работают при передаче крутящего момента также, как и в обычном карданном соединении.

От выпадания из паза полукольцо 3 удерживается насаженной на вал 1 втулкой 6. При этом сферическая поверхность полукольца работает без заклинивания. Конфигурация деталей позволяет выполнить все контактирующие поверхности карданного соединения с высокой степенью точности и необходимой чистоты поверхности.

Класс F16D3/26 шарниры Гука или другие соединения с эквивалентным промежуточным органом, к которому каждая из полумуфт присоединяется шарнирно или с возможностью скольжения

шарнирная муфта (варианты) -  патент 2526313 (20.08.2014)
карданный механизм -  патент 2499918 (27.11.2013)
шарнирно-поршневой механизм -  патент 2405939 (10.12.2010)
муфта шарнирная -  патент 2377452 (27.12.2009)
система фиксации для подшипниковых втулок в вилке карданного шарнира -  патент 2329416 (20.07.2008)
способ повышения надежности карданных шарниров -  патент 2234008 (10.08.2004)
шарнирная муфта -  патент 2221938 (20.01.2004)
карданный шарнир -  патент 2220338 (27.12.2003)
карданный шарнир -  патент 2215207 (27.10.2003)
карданный вал наземных транспортных средств -  патент 2212345 (20.09.2003)
Наверх