фрикционная муфта
Классы МПК: | F16D47/06 из которых по меньшей мере одна является выключаемой муфтой с жидкостью, газом, сыпучей или вязкой текучей средой в качестве рабочего тела |
Автор(ы): | Балай А.В., Маламед Е.Р. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "ЛОМО" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-04-06 публикация патента:
27.11.1997 |
Использование: в приборостроении для многократного автоматического арретирования и разарретирования подвижных элементов конструкций. Сущность: подвижная 1 и неподвижная 2 в осевом направлении полумуфты поджаты одна к другой посредством упругого элемента 7 с возможностью регулирования усилия сжатия. На торцевой поверхности полумуфты 1 выполнены кулачки с треугольным несимметричным профилем. В полумуфте 2 установлены с возможностью взаимодействия с кулачками вкладыши 5, подпружиненные пружиной 6. Угол скоса вкладышей меньше дна скоса кулачков. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Фрикционная муфта, содержащая установленные на валу подвижную и неподвижную в осевом направлении полумуфты, поджатые одна к другой посредством упругого элемента с возможностью регулирования усилия сжатия, отличающаяся тем, что в нее введены вкладыши со скосами на торцах, на торцевой поверхности одной из полумуфт выполнены равномерно расположенные по окружности кулачки с треугольным несимметричным профилем, а в другой полумуфте выполнены сквозные прямоугольные пазы, причем вкладыши установлены в пазах этой полумуфты с возможностью перемещения параллельно ее оси и подпружинены к кулачкам другой полумуфты, а угол скоса вкладыша выполнен меньшим угла профиля кулачка. 2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что угол одной стороны профиля кулачка равен нулю градусов. 3. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что подвижная полумуфта выполнена с зубчатым венцом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для многократного автоматического арретирования и разарретирования подвижных элементов конструкции. Для арретирования подвижных элементов конструкции традиционно используются ручные методы жесткой фиксации, применяются также гибкие упругие элементы, однако они не позволяют создавать значительных усилий арретирования при малых значениях прогиба. Арретирование подвижных элементов может быть также осуществлено с помощью муфт. Известна фрикционная дисковая муфта, содержащая подвижную и неподвижную в осевом направлении полумуфты, поджатые друг к другу посредством упругого элемента с возможностью регулировки усилия сжатия. Чем больше сила сжатия упругого элемента, например пружины, тем больше сила трения между взаимодействующими поверхностями и тем больше крутящий момент, передаваемый муфтой. Однако при разарретировании подвижного элемента (особенно после длительного нахождения его в заарретированном состоянии) реверсивная подача момента фрикционной дисковой муфтой не может быть осуществлена, так как момент трения покоя превышает момент трения движения. Поэтому момент, передаваемый муфтой от двигателя на ведомый вал, будет недостаточен для разарретирования. Задачей изобретения является обеспечение передачи муфтой различного момента при вращении в противоположные стороны, что дает возможность многократного автоматического арретирования и разарретирования подвижных элементов конструкции. Указанная задача достигается тем, что во фрикционной муфте, содержащей подвижную и неподвижную в осевом направлении полумуфты, поджатые друг к другу посредством упругого элемента с возможностью регулировки усилия сжатия, вкладыши со скосами на торцах, на торцевой рабочей поверхности одной из полумуфт выполнены кулачки с треугольным несимметричным профилем, равномерно расположенные по окружности. В другой полумуфте выполнены сквозные прямоугольные пазы, в каждом из которых установлен подпружиненный вкладыш, имеющий возможность перемещения параллельно оси этой полумуфты и взаимодействующий с кулачками другой полумуфты. Вкладыш выполнен с углом скоса, меньшим угла профиля кулачка. С помощью фрикционно взаимодействующих рабочих поверхностей подвижной в осевом направлении (ведущей) и неподвижной (ведомой) полумуфт осуществляется прямая передача момента от двигателя. При передаче момента, превышающего расчетный, рабочая поверхность подвижной (ведущей) полумуфты проскальзывает по рабочей поверхности неподвижной (ведомой) полумуфты. Это происходит при арретировании подвижного элемента конструкции. Для разарретирования необходимо обеспечить при реверсивном вращении передачу полного момента двигателя. Это достигается взаимодействием боковой (не имеющей скоса) поверхности вкладыша с рабочей стороной кулачка. В этом случае обе полумуфты работают как жесткий вал и передают полный момент двигателя. На фиг. 1 представлена фрикционная муфта, общий вид; на фиг. 2 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 вид В на фиг. 1; на фиг. 4 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 5 профиль кулачка; на фиг. 6 вкладыш. Муфта (фиг. 1) состоит из подвижной в осевом направлении ведущей полумуфты 1 и неподвижной в осевом направлении ведомой полумуфты 2. Ведущая полумуфта 1 представляет собой зубчатое колесо, кинематически связанное с двигателем (на фиг. 1 показан условно). На рабочей торцевой поверхности ведущей полумуфты 1 выполнены равномерно расположенные по окружностям кулачки 3 с треугольным несимметричным профилем. Ведомая полумуфта 2, неподвижно установленная на ведомом валу 4, представляет собой втулку, имеющую ступицу и фланец в виде диска с двумя симметрично расположенными сквозными прямоугольными пазами, в каждом из которых по скользящей посадке установлен вкладыш 5. На нерабочей поверхности фланца полумуфты 2 закреплены плоские пружины 6, поджимающие вкладыши 5 к кулачкам 3 ведущей полумуфты 1. Ведомая полумуфта 2 имеет цилиндрическую часть (ступицу), на конце которой выполнена резьба. По наружному диаметру гладкого цилиндрического участка полумуфты 2 по посадке скольжения установлена ведущая полумуфта 1. На цилиндрической части ведомой полумуфты 2 установлена пружина сжатия 7, один конец которой упирается в тыльную (нерабочую) поверхность ведущей полумуфты 1, а другой в торец гайки 8, установленной на резьбовом участке ступицы ведомой полумуфты 2. На фиг. 5 показан профиль кулачков. Угол рабочей стороны профиля кулачка обозначен![фрикционная муфта, патент № 2097619](/images/patents/375/2097022/946.gif)
![фрикционная муфта, патент № 2097619](/images/patents/375/2097022/946.gif)
![фрикционная муфта, патент № 2097619](/images/patents/375/2097022/946.gif)
![фрикционная муфта, патент № 2097619](/images/patents/375/2097022/946.gif)
![фрикционная муфта, патент № 2097619](/images/patents/375/2097003/945.gif)
![фрикционная муфта, патент № 2097619](/images/patents/375/2097022/946.gif)
![фрикционная муфта, патент № 2097619](/images/patents/375/2097022/946.gif)
![фрикционная муфта, патент № 2097619](/images/patents/375/2097022/946.gif)