устройство для тренировки мышц
Классы МПК: | G09B9/10 с моделированием усилий, воздействующих на человека, вызванных полетом или работой двигателей |
Автор(ы): | Мигачев С.Д., Хоменко М.Н. |
Патентообладатель(и): | Государственный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации (авиационной и космической медицины) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-02-15 публикация патента:
27.11.1997 |
Использование: для выработки навыков работы в условиях пилотажных перегрузок, действующих на организм в направлении голова - таз. Сущность изобретения: устройство для тренировки мышц содержит опорную раму 1 с установленными на ней креслом 2 с привязной системой 6, педалями 8, опорами для рук 10 и индикатором усилий 9. При этом рама снабжена подвижными катками 11, стопорными элементами 12 и системой загрузки мышц шеи 13 в виде троса 14 с фиксатором головы 15. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Устройство для тренировки мышц, содержащее опорную раму с установленными на ней сиденьем, опорами для рук и педалями для ног, отличающееся тем, что в нем сиденье выполнено в виде кресла антропометрической формы с привязной системой, подлокотниками и спинкой, установленной под углом 10 40o к основанию, а опорная рама выполнена в виде полого корпуса, в прорезях которого размещены педали с возможностью их продольного перемещения посредством привода, при этом педали связаны между собой штоком, закрепленным на подвижной каретке в направляющих внутри корпуса рамы и связанным посредством силового привода, размещенного на каретке, с индикатором усилий, установленным на корпусе рамы. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в нем опорная рама снабжена подвижными катками и стопорными элементами. 3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно снабжено системой загрузки мышц шеи, выполненной в виде троса, один из концов которого связан с приводом, при этом свободный конец троса снабжен фиксатором головы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области учебно-тренировочного оборудования и испытательной техники, в частности к устройствам и тренажерам для выработки навыков работы в условиях пилотажных перегрузок, действующих на организм в направлении голова таз. Известно устройство для тренировки, содержащее опорную раму с закрепленными на ней сиденьем, педалями для ног и опорами для рук. Данное конструктивное исполнение обеспечивает имитацию рабочей позы человека и позволяет осуществлять динамическое физическое усилие на педали посредством преодоления тормозящей силы трения (Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М. 1990). Однако указанное устройство не обеспечивает требуемой при перегрузках статической работоспособности и развитие мышц нижней половины тела, противодействующих изменениям гидростатического давления крови и смещению внутренних органов при перегрузках. Кроме того, данное устройство не обеспечивает возможности загрузки и тренировки мышц шеи. Техническая задача изобретения создание устройства, обеспечивающего выполнение полной программы активного воздействия на мышечную систему и тренировку, позволяющего обеспечить произвольное включение человеком мышечной системы для защиты от действия перегрузок независимо от наличия противоперегрузочных средств, в частности в условиях высокого маневрирования летательных аппаратов. Поставленная задача достигается тем, что сиденье в заявленном устройстве выполнено в виде кресла антропометрической формы с привязной системой, подлокотниками и спинкой, установленной под углом 10-40o к основанию, что позволяет обеспечить положение человека при испытаниях в позе, максимально приближенной к условиям работы при действии пилотирования перегрузок в направлении голова таз. Выполнение опорной рамы в виде полого корпуса, в прорезях которого размещены педали, связанные штоком, закрепленным на подвижной каретке с приводом, установленными в направляющих внутри корпуса рамы, позволяет обеспечить тренировку мышечной системы человека с любыми антропологическими характеристиками. Установленный на корпусе рамы индикатор усилий позволяет контролировать величину нагрузки и менять ее в зависимости от условий испытаний. Оборудование опорной рамы подвижными катками и стопорными элементами обеспечивает свободное перемещение всего устройства и установку его в рабочее положение. Наличие в заявленном устройстве системы загрузки мышц шеи, выполненной в виде троса, один из концов которой связан с силовым приводом, а свободный снабжен фиксатором головы, позволяет осуществлять комплексную тренировку человека в условиях перегрузок в направлении голова таз. На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 тренировка на устройстве. Предлагаемое устройство содержит полую опорную раму 1 с установленным на ней креслом 2, основанием 3, спинкой 4, подлокотниками 5 и привязной системой 6, в прорезях 7 рамы 1 размещены педали 8 с возможностью обеспечения их продольного перемещения посредством привода, при этом педали 8 связаны друг с другом штоком, закрепленным на подвижной каретке, размещенной в направляющих (не показаны) внутри корпуса рамы 1. При этом на корпусе рамы 1 установлены индикатор усилий 9, опоры для рук 10, подвижные катки 11 и стопорные элементы 12. Кроме того, устройство снабжено системой загрузки мышц шеи 13 в виде троса 14 с фиксатором головы 15. Тренируемый садится в кресло 4, фиксируется привязной системой 6, при этом ноги размещает на педалях 8, а руку (любую) на опоре 10. Для принятия заданной позы тренируемый устанавливает необходимый угол в коленных суставах при помощи привода. Надавливая ногами на педали, тренируемый задает величину мышечной нагрузки и контролирует ее визуально. Суть тренировки заключается во времени удержания заданной мышечной нагрузки, которая по характеру может быть непрерывной или прерывистой с различными временными и нагрузочными показателями. Аналогичным образом после выполнения тренировок ногами производится тренировка мышц шеи при надетом фиксаторе головы. Подобная тренировка позволяет повысить переносимость перегрузок в условиях реальной работы.Класс G09B9/10 с моделированием усилий, воздействующих на человека, вызванных полетом или работой двигателей