привод управления коробкой передач транспортного средства

Классы МПК:B60K20/04 установленных на полу
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "АВТОВАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-04-01
публикация патента:

Использование: в приводах управления коробками передач автомобилей с поперечно расположенными силовыми агрегатами для улучшения виброизолирующих свойств этих приводов. Сущность: в приводе управления коробкой передач, содержащем управляемый рычаг, шарнирно связанный с переключающей тягой и шарнирно установленный на реактивной тяге, один конец которой через эластичную опору связан с кузовом, а другой конец соединен с картером коробки передач, управляемый рычаг выполнен в виде трехплечего рычага, два плеча которого шарнирно соединены вертикальными тягами с двумя плечами управляющего трехплечего рычага, шарнирно установленного на кузове с возможностью качания в двух взаимоперпендикулярных плоскостях. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Привод управления коробкой передач транспортного средства, содержащий управляемый рычаг, шарнирно связанный с переключающей тягой и шарнирно установленный на реактивной тяге, один конец которой через эластичную опору связан с кузовом, а другой конец соединен с картером коробки передач, отличающийся тем, что управляемый рычаг выполнен в виде трехплечего рычага, два плеча которого, расположенные в горизонтальной плоскости перпендикулярно друг другу, шарнирно соединены вертикальными тягами с двумя рычагами управляющего трехплечего рычага, шарнирно установленного на кузове с возможностью качания в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам управления коробками передач переднеприводных автомобилей с поперечно расположенными силовыми агрегатами.

Известно переключающее устройство для автомобильной коробки передач /1/, содержащее соединенную с рычагом переключения передач тягу, другой конец которой связан с плечом двуплечего рычага, ко второму плечу которого присоединена соединительная тяга, действующая на переключающий валик и проходящая под прямым углом к включающей тяге. Параллельно первой соединительной тяге установлена вторая соединительная тяга, связывающая включающую тягу с переключающим валиком, при этом двуплечий рычаг упруго установлен в плоскости перемещения и реактивным звеном шарнирно соединен с коробкой передач.

Конструкция переключающего устройства достаточно компактна, расположенные поперечно соединительные тяги и реактивное звено играют роль компенсаторов колебаний силового агрегата, снижая их передачу на рукоятку рычага переключения.

К недостаткам следует отнести сложность тягово-рычажной конструкции, ее кинематики и монтажа на автомобиле в силу необходимости применения специальной системы выпуска отработавших газов (вперед и под силовым агрегатом) из-за невозможности совместного размещения поперечных тяг и выпускных труб в зоне их входа в тоннель пола кузова автомобиля.

Наиболее близким из известных технических решений является привод управления переключением передач /2/, содержащий управляемый рычаг, шарнирно связанный с переключающей тягой и шарнирно установленный на реактивной тяге, один конец которой соединен с силовым агрегатом через картер коробки передач, а другой конец через эластичную опору связан с кузовом. Шарнир рычага помещен в отдельную обойму, также заформованную в эластичный материал.

Конструкция такого привода проста и компактна. Однако, несмотря на ее виброизолированность через эластичные элементы, она допускает передачу значительных продольных колебаний от силового агрегата на рычаг управления.

Цель изобретения улучшение виброизолирующих свойств привода управления.

Для решения поставленной цели в приводе управления коробкой передач транспортного средства, содержащем управляемый рычаг, шарнирно связанный с переключающей тягой и шарнирно установленный на реактивной тяге, один конец которой через эластичную опору связан с кузовом, а другой конец соединен с картером коробки передач, согласно изобретению управляемый рычаг выполнен в виде трехплечего рычага, два плеча которого, расположенные в горизонтальной плоскости перпендикулярно друг другу, шарнирно соединены вертикальными тягами с двумя плечами управляющего трехплечего рычага, шарнирно установленного на кузове с возможностью качания в двух взаимоперпендикулярных плоскостях.

На чертеже показан привод управления коробкой передач, общий вид.

Привод управления состоит из управляемого трехплечего рычага 1, вертикальное плечо 2 которого шарнирно через проушину 3 связано с переключающей тягой 4. Рычаг 1 посредством шаровой опоры 5 установлен на реактивной тяге 6. Конец 7 реактивной тяги через эластичную опору 8 связан с кузовом 9, а другой ее конец 10 соединен с картером (не показан) коробки передач. Горизонтальные плечи 11 и 12 управляемого рычага 1 вертикальными тягами 13 и 14 соответственно шарнирно соединены с плечами 15 и 16 управляющего рычага 17, который через проушину 18 связан с корпусом 19, жестко установленным на кузове 9. Управляющий рычаг 17 имеет возможность вращения вокруг оси 20 в плоскости выбора передач, а также вокруг оси 21 в плоскости включения передач. Соответственно управляемый рычаг 1 имеет возможность вращения вокруг оси 22 в плоскости выбора передач, и вокруг оси 23 в плоскости включения передач. На корпусе 19 смонтирована пружина 24, контактирующая с плечом 16 управляющего рычага, для фиксации самого рычага 17 в нейтральном положении.

Привод управления работает следующим образом.

При выборе передач управляющий рычаг 17 перемещают в плоскости выбора вокруг оси 20 вместе с проушиной 18 относительно корпуса 19. При этом вертикальная тяга 14 совершает поступательное движение, приводя во вращение вокруг оси 22 управляемый рычаг 1, вместе с которым вращательное движение получает переключающая тяга 4, воздействуя соответствующим образом на механизм выбора (не показан) коробки передач. При включении (выключении) передач управляющий рычаг 17 перемещают в плоскости включения вокруг оси 21 в проушине 18. При этом вертикальная тяга 13 совершает поступательное вертикальное движение, приводя во вращение вокруг оси 23 управляемый рычаг 1, вместе с которым поступательное движение получает переключающая тяга 4, воздействующая соответствующим образом на механизм переключения (не показан) коробки передач.

При продольном перемещении силового агрегата (не показан) на опорах относительно кузова автомобиля реактивная тяга 6, связанная с коробкой передач, а вместе с ней и опора 5 управляемого рычага 1 совершают продольные перемещения. При этом вертикальные тяги 13 и 14 качаются относительно своих верхних шарниров, закрепленных на плечах 11 и 12 управляемого рычага 1. Поскольку длина тяг 13 и 14 несоизмеримо больше, чем величина линейного перемещения опоры 5, то углы качания тяг 13 и 14, а значит, и их вертикальные перемещения очень незначительны. Таким образом, управляющий рычаг 17 практически не воспринимает колебаний силового агрегата, что существенно улучшает эксплуатационные качества привода управления.

Наверх