способ аварийного торможения транспортного средства во вседорожных условиях

Классы МПК:B60T1/14 непосредственно на дорогу
Патентообладатель(и):Плавинский Геннадий Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1995-12-18
публикация патента:

Использование: может быть применено для транспортных средств на колесном, гусеничном ходу или на полозьях, оснащенных энергогасящими устройствами торможения с внедряемыми в дорогу силовыми элементами анкерного назначения. Сущность: способ заключается во внедрении силового элемента анкерного типа в дорогу под действием части веса транспортного средства. После достижения на силовом элементе заданной силы торможения его смещают в пределах транспортного средства вдоль оси последнего, затем снижают весовое воздействие транспортного средства на силовой элемент и одновременно уменьшают тормозное воздействие энергогасящим устройством. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Способ аварийного торможения транспортного средства во вседорожных условиях, заключающийся в том, что внедряют в дорогу силовой элемент анкерного типа, относительно которого через энергогасящее устройство осуществляют торможение, отличающийся тем, что для внедрения силовой элемент нагружают частью веса транспортного средства, по достижении на внедряемом силовом элементе заданной силы торможения его смещают в пределах транспортного средства, вдоль оси последнего, затем снижают весовое воздействие транспортного средства на силовой элемент с одновременным уменьшением тормозного воздействия энергогасящим устройством.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам аварийного торможения транспортных средств, двигающихся по твердому основанию на колесном, гусеничном или лыжном ходу в доступных для движения условиях.

Известен способ аварийного торможения путем наложения силовой энергогасящей связи между транспортным средством и отделяемым от него и затем внедряемым в дорогу силовым элементом, например, в виде стержня /1,2/.

К недостатку такого способа можно отнести ограниченность его работоспособности условиями обязательного проникновения стержня в дорожную среду в любой точке движения, в наличии дорожной среды и определенными механическими свойствами в точке внедрения, а также опасность, которую представляет внедренный в дорогу стержень для самого тормозимого транспортного средства при задействовании аварийного тормоза в момент движения юзом (боковое скольжение) и соударения с ним, например, боковой поверхностью гусеничного движителя.

Также известны способы аварийного торможения путем наложения силовой энергопоглощающей связи между транспортным средством и внедряемым в дорогу элементом, перемещающимся в плоскости, параллельной продольной оси транспортного средства, в направляющих и на пути перемещения, осуществляющим энергогашение /3/.

Недостатком такого способа торможения является ограниченная величина энергопоглощения, т. к. длина направляющих элементов составляет лишь часть длины транспортного средства, а максимальное усилие торможения во всех случаях ограничивается допустимыми перегрузками на груз и людей и устойчивостью транспортного средства в целом.

Широко известен способ торможения за счет разрушения дорожной среды (дороги) силовыми элементами, внедряемыми в дорогу, при перемещении которых транспортными средствами совершается работа, гасящая энергию движущегося транспортного средства /4,5,6/.

Наиболее близким к предлагаемому является способ торможения /7/, к недостатку которого способа следует отнести затруднительность исключения недопустимого возрастания нагрузки на внедряемом силовом элементе при использовании всего пути перемещения для торможения транспортного средства на различных дорожных средах.

Целью изобретения является осуществление способа аварийного торможения транспортного средства во вседорожных условиях и без ограничения величины энергогашения и исключение возможности нерегламентированного воздействия внедренного в дорогу силового элемента на транспортное средство.

Цель достигается тем, что внедряемый элемент, являясь составной частью энергогасящего устройства, смонтированного на транспортном средстве, входит в контакт с дорожной средой (дорогой) под воздействием части веса транспортного средства, удерживается на транспортном средстве до возникновения силы торможения, больше заданной, перемещается в плоскости, параллельной продольной оси транспортного средства, оставаясь нагруженным частью веса транспортного средства, а затем разгружается от весовой составляющей транспортного средства, одновременно уменьшая силу торможения на величину максимальной весовой составляющей перед разгрузкой.

В зависимости от свойств материалов дорожной среды (дороги) при внедрении силового элемента величина развиваемой на силовом элементе горизонтальной силы может не достичь величины силы, превышающей удерживающую силу, и тогда работа разрушения дороги перемещаемым вместе с транспортным средством силовым элементом будет расходоваться для гашения энергии движущегося транспортного средства.

При достижении и превышении усилия удержания силовой элемент и транспортное средство будут перемещаться друг относительно друга до момента, когда силовой элемент выйдет за пределы транспортного средства, при этом работа удерживающей силы на этом пути будет расходоваться для гашения энергии движущегося транспортного средства, и при дальнейшем движении транспортного средства торможение его будет осуществляться через гибкую силовую связь энергогасящего устройства, настроенного на уменьшенную силу торможения.

Взаимоперемещение силового внедряемого элемента и транспортного средства в плоскости, параллельной продольной оси транспортного средства, позволяет вывести силовой элемент за пределы движителей или опорных элементов транспортных средств, тем самым исключить возможность их соприкосновения в нерегламентированном режиме.

Кроме этого, взаимоперемещение силового внедряемого элемента и транспортного средства без снятия вертикальной нагрузки на внедряемом элементе при выполнении работы торможения позволяет повысить надежность закрепления в дорожной среде (дороге) в момент перехода от динамического к статическому взаимодействию дорожной среды и силового внедряемого элемента за счет продления времени закрепления силового элемента в дорожной среде.

При разгрузке весовой составляющей транспортного средства на силовом внедряемом элементе анкерного назначения может понизиться сила, удерживающая его от перемещения в горизонтальной плоскости в дорожной среде на величину силы трения, поэтому для повышения надежности удержания силового элемента реализуемая на нем горизонтальная сила должна быть уменьшена. Учитывая наихудшие условия взаимодействия острой металлической кромки внедряемого элемента с твердой абразивной средой дороги, когда коэффициент трения приближается к 1, целесообразно понизить силу горизонтальную, действующую на внедренный силовой элемент, на величину вертикальной силы, приходящейся на внедряемый элемент в момент, предшествовавший разгрузке, и в этом режиме погружения осуществлять торможение до полной остановки.

На фиг. 1-5 дана очередность выполнения действий.

На фиг. 1 показан момент перевода силового элемента анкерного типа энергопоглощающего устройства из положения транспортного в рабочее; на фиг. 2 момент начала внедрения в дорогу силового элемента частью веса транспортного средства; на фиг. 3 момент заглубления силового элемента, когда горизонтальная сила на нем меньше силы, удерживающей силовой элемент от перемещения в горизонтальной плоскости относительно транспортного средства, и в таком режиме происходит гашение энергии движения транспортного средства на слабых дорожных средах (дорогах); на фиг. 4 момент фиксации силового элемента дорожной средой, когда сила, удерживающая силовой элемент на транспортном средстве, меньше силы, необходимой для горизонтального перемещения силового элемента в дорожной среде; на фиг. 5 момент нагружения силового элемента гибким силовым элементом энергопоглощающего устройства после схода с внедряемого элемента транспортного средства, что сопровождается разгрузкой силового внедряемого элемента от вертикальной силовой составляющей части веса транспортного средства.

Класс B60T1/14 непосредственно на дорогу

противоскатное устройство тракторных транспортных агрегатов, оснащенных гидросистемой -  патент 2494893 (10.10.2013)
способ спасения пассажиров при аварийном взлете и посадке самолета -  патент 2451627 (27.05.2012)
устройство экстренного торможения автомобиля -  патент 2408480 (10.01.2011)
устройство аварийного торможения транспортного средства -  патент 2378139 (10.01.2010)
устройство экстренного торможения транспортного средства -  патент 2370385 (20.10.2009)
устройство для отвода энергии встречного удара и способ реализации отвода энергии встречного удара от объектов, не имеющих прочной связи с землей -  патент 2307037 (27.09.2007)
способ включения водителем в опасной ситуации устройства, повышающего безопасность колесного транспортного средства -  патент 2304056 (10.08.2007)
устройство для аварийной остановки грузовых автомобилей -  патент 2286895 (10.11.2006)
устройство для предотвращения скатывания автомобиля во время движения -  патент 2283251 (10.09.2006)
устройство экстренного торможения колесного транспортного средства -  патент 2277479 (10.06.2006)
Наверх