композиция для антифрикционного покрытия
Классы МПК: | C08L79/08 полиимиды; полиэфироимиды; полиамидоимиды; полиамидокислоты или аналогичные предшественники полиимидов |
Автор(ы): | Краснов А.П., Федорова Л.С., Мить В.А. |
Патентообладатель(и): | Институт элементоорганических соединений им.А.Н.Несмиянова РАН |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-06-23 публикация патента:
20.12.1997 |
Изобретение относится к области полимерных композиций, используемых для получения антифрикционных покрытий, применяемых в узлах сухого трения. Покрытие на основе заявляемой композиции наиболее эффективно может быть использовано в машиностроении, приборостроении, в частности в медицинских эндоскопах. Сущность изобретения: композиция для антифрикционного покрытия с низким коэффициентом трения и более низким износом. В смесь бис/малеимидо/ дифенилметана, диаминодифенилметана и ароматических аминов общей формулы, приведенной в описании изобретения, вводят антифрикционные наполнители при следующем соотношении компонентов /мас.ч./: бис-/малеимидо/дифенилметан 20,0-35,0, ароматические амидоамины 10,0-25,0, диаминодифенилметан 2,0-5,0, дисульфид молибдена 40,0-55,0, графит 10,0-15,0. Использование композиции для антифрикционного покрытия позволяет снизить износ покрытия за 5 часов трения до 0,0007 г, а коэффициент трения в выбранном режиме испытаний - до 0,15. 1 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
Композиция для антифрикционного покрытия на основе олигомеров имидного типа, содержащая дисульфид молибдена и графит, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит бис-(малеимидо)- дифенилметан, диаминодифенилметан и ароматические амидоамины общей формулыгде n 1 5
при следующем соотношении компонентов, мас.ч. бис-(Малеимидо)дифенилметан 20 35
Ароматические амидоамины 10 15
Диаминодифенилметан 2 5
Дисульфид молибдена 40 55
Графит 10 200
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области полимерных композиций, используемых для получения антифрикционных покрытий, применяемых в узлах сухого трения при высоких температурах и нагрузках. Покрытие на основе заявляемой композиции наиболее эффективно может быть использовано в машино- и приборостроении. Известна композиция для антифрикционного покрытия, состоящая из акриловой смолы, меламиноформальдегидной или мочевиноформальдегидной смолы, загустителей (до 40% ) полиметилметакрилатов, сополимеров олефинов и твердой смазки (графита, дисульфида молибдена), растворителей [1]Однако большое содержание полиолефинов в композиции не позволяет получить антифрикционное покрытие с высокими эксплуатационными свойствами. Известна композиция для антифрикционного покрытия [2] на основе полиамидоимида, олигофурфурилиденимида в диметилформамиде с антифрикционными наполнителями. Композиция в виде суспензии наносится на поверхность трения и термообрабатывается. Однако высокая реакционная способность олигофурфурилиденимида при взаимодействии с полиаминоимидом приводит к образованию нерастворимого сшитого полимера, выпадающего в осадок в виде крупных частиц, нарушающих технологию получения покрытия. Недостатком этой композиции является нетехнологичность получения равномерного покрытия узлов трения, что ухудшает эксплуатационные свойства материала. Известна композиция для антифрикционного материала [3] взятая нами за прототип, содержащая: вес.ч. полиаминоимид 20,0 35,0
мочевиноформальдегидный олигомер 10,0 15,0
графит 10,0 20,0
дисульфид молибдена 40,0 55,0
роданид меди 0,5 1,5
Недостатком этой композиции является высокий коэффициент трения (0,20 - 0,23) и высокий износ (0,0012 г). Задача изобретения состоит в создании для антифрикционного покрытия с низким коэффициентом трения и низким износом. Поставленная задача решается тем, что в смесь бис-(малеимидо) дифенилметана, диаминодифенилметана и ароматических аминов общей формулы
вводят антифрикционные наполнители при следующем соотношении компонентов: мас. част. бис-(малеимидо)дифенилметан 20,0 35,0
ароматические амидоамины 10,0 25,0
диаминодифенилметан 2,0 5,0
дисульфид молибдена 40,0 55,0
графит 10,0 15,0
Использование заявленной композиции для антифрикционного покрытия позволяет снизить, по сравнению с прототипом, износ покрытия с 0,0012 до 0,0007 г, а коэффициент трения в выбранном режиме испытаний с 0,18-0,22 до 0,15. Для получения заявленного антифрикционного покрытия смесь бисмалеимида, ароматических диаминов и диаминодифенилметана соединяют с антифрикционными наполнителями дисульфидом молибдена с размером частиц 5-7 мкм (не менее 95%) и графитом с размером частиц 5-7 мкм (не менее 95%). Приготовленную композицию наносят на поверхность детали узла трения, предварительно нагретую или без нагрева, и термообрабатывают в течение 1 часа при температуре 150oC и 1 часа при температуре 200oC. Нанесение композиции осуществляют напылением суспензии в амидных растворителях, окунанием деталей в суспензию либо напылением сухой композиции методом электростатики. Фрикционные испытания проводили на машине торцевого трения на втулках н. 22 мм, вн. 12 мм при нагрузке 0,1 МПа и скорости скольжения 0,3 м/с. В табл. приведены примеры конкретных составов заявленной композиции и свойства полученных антифрикционных покрытий.
Класс C08L79/08 полиимиды; полиэфироимиды; полиамидоимиды; полиамидокислоты или аналогичные предшественники полиимидов