способ лечения детей с нарушениями речи
Классы МПК: | A61H1/00 Устройства для пассивной лечебной гимнастики; виброаппараты; устройства для мануальной терапии, например ударные или сжимающие устройства, внешние устройства для вытяжения или выравнивания несломанных костей |
Автор(ы): | Доскин В.А., Буланова О.Е., Шипелина Л.В., Шипелин А.В. |
Патентообладатель(и): | Российская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Центр социальной адаптации и реабилитации детей с недостатками психического развития |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-09-25 публикация патента:
27.12.1997 |
Изобретение относится к области медицины, а именно, к неврологии и педиатрии. Способ позволяет повысить эффективность лечения нарушений речи. Для этого проводят общий массаж, выявляют спазмированные и регидные мышцы, которые массируют, затем осуществляют массаж мимических и точечный массаж артикуляционных мышц, проводят массаж стоп ног и кистей рук с акцентом на большой палец, после чего создают правильное физиологическое положение тела и всех его частей в пространстве с помощью лечебного костюма, в котором выполняют комплекс упражнений лечебной физкультуры, направленных на расслабление спазмированных и повышение тонуса регидных мышц, укрепление мышц плечевого пояса, спины и ног, развитие координации движений, причем после каждого вида упражнений выполняют дыхательные упражнения, направленные на релаксацию мышц и восстановление дыхания, а во время выполнения всего комплекса упражнений ребенка побуждают к постоянной разговорной речи, затем лечебный костюм снимают и повторяют весь комплекс упражнений, всего проводят 10-12 сеансов на курс лечения, который повторяют через 2-3 мес. 2 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ лечения детей с нарушениями речи, включающий проведение лечебной физкультуры, отличающийся тем, что предварительно проводят общий массаж, выявляют спазмированные и атоничные мышцы, которые дополнительно массируют, затем осуществляют массаж мимических и точечный массаж артикуляционных мышц, проводят массаж стоп ног и кистей рук с акцентом на большой палец, после чего создают правильное физиологическое положение тела и всех частей его в пространстве с помощью лечебного костюма, в котором выполняют комплекс упражнений лечебной физкультуры, направленных на расслабление спазмированных и повышение тонуса атоничных мышц, укрепление мышц плечевого пояса, спины и ног, развитие координации движений, причем после каждого вида упражнений выполняют дыхательные упражнения, направленные на релаксацию мышц и восстановление дыхания, а во время выполнения всего комплекса упражнений ребенка побуждают к постоянной разговорной речи, затем лечебный костюм снимают и повторяют весь комплекс упражнений, всего проводят 10 12 сеансов на курс лечения, который повторяют через 2 3 месяца. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что точечный массаж артикуляционных мышц проводят путем тормозного воздействия одновременно на несколько точек в следующей последовательности: хэ-ляо и ди-цан, ди-цан и цзя-чэ, хэ-ляо и и-фен, хэ-ляо, ди-цан и чэ-гуань, хэ-ляо, ди-цан и ду-би. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что лечебную физкультуру начинают с ходьбы на пятках с высоко поднятыми коленями и на носках, затем переходят на бег, выполняют упражнения у шведской стенки, например приседания, после чего в положении лежа выполняют упражнения для ног, приподнимая их поочередно и обе одновременно, завершают комплекс упражнений ходьбой, во время которой выполняют руками произвольные и непроизвольные движения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам восстановительного лечения детей с дефектами речи: логоневрозами, заиканием, запинками речи. Известен способ лечения детей с нарушениями речи (заиканием) (Основы теории и практики логопедии./Под ред. Р.Е. Левиной, М. Просвещение, 1968, с. 230) путем овладения детьми различными формами подражательной и репродуцирующей речи. Способ включает следующие этапы: упражнения детей в сопряженной и отраженной речи, восприятии заученного текста; упражнения в ответах на вопросы логопеда по содержанию картинки: составление развернутого рассказа по картинке; пересказы прослушанного текста; рассказы на заданную тему; упражнения в спонтанной эмоциональной речи. Переход к самостоятельной речи осуществляют после овладения детьми различными формами подражательной и репродуцирующей речи. Однако известный способ лишь в единичных случаях позволяет осуществить подготовку к свободной от заикания самостоятельной речи. Это очень длительный процесс, не приносящий, как правило, желаемых результатов, а положительный эффект имеет место обычно только на начальных этапах логопедических занятий. Говорящие плавно без запинок на занятиях дети, в самостоятельной речи дома, на улице, в детском саду снова начинают заикаться. Ступени развития самостоятельной речи, сводящиеся к автоматического проговариванию слов и фраз за логопедом, пересказу содержания картинки или прослушанного рассказа не могут способствовать постепенному развитию у детей умения анализировать описанные события, сравнивать и обобщать, делать самостоятельные выводы и заключения, рассуждать вслух, планировать свои действия. Кроме того в существующем подходе представляется неоправданным разрыв между речью с опорой на наглядные предметы и речью, лишенной каких-либо наглядных восприятий, так как при этом не учитывается психологическая закономерность развития речи дошкольника, которая проходит несколько стадий от речи в условиях конкретной, наглядной ситуации до отвлеченных высказываний, лишенных непосредственной зрительной опоры. Известен также способ лечения детей с нарушениями речи (Арутюнян (Андропова) Л. З. Как лечить заикание. М. Просвещение, 1993, с. 39) путем постепенного перехода от ситуационной и контекстной форме речи. Одновременно с речевыми занятиями осуществляют ручную деятельность, которая способствует в процессе работы над изготовлением вещи разговаривать о последовательном выполнении отдельных элементов работы, о материале, который они используют, что формирует у детей навык самостоятельно построенной фразы, умение отвечать на вопросы полным ответом, описывать последовательность работы и т.д. Способ включает периоды развития предваряющей речи, сопровождающей речи, закрепляющей речи, закрепление навыков самостоятельной речи, при этом используют режимные моменты: подготовку к занятиям, сборы на прогулку и т.д. Однако известный способ предполагает длительные занятия с группой детей. У большинства детей после ухода из специализированных учреждений возникают рецидивы и лечение нужно проводить сначала. В качестве прототипа принят способ лечения детей с нарушениями речи с помощью логоритмики (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М. Просвещение, 1985, с. 15-17). Способ включает систему разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью, которые подбирают индивидуально. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию движений, умение управлять собой, включаться в деятельность по сигналу, воспитывают чувство ритма, снимают общую скованность, напряжение. Особое значение придается при этом развитию внимания у детей. Занятия по логоритмике проводят в комплексе коррекционно-воспитательной работы, в которую привлекают родителей, воспитателя, педагога, которые наряду со специально организованными занятиями и медицинскими мероприятиями постоянно и целенаправленно в течение 8-9 мес (как минимум) воспитывают у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него, поддерживают осознание успеха на каждом этапе занятий, убеждая в полном успехе. Положительный эффект может быть достигнут только при длительном пребывании ребенка в условиях, обеспечивающих выполнение всех перечисленных правил. Большое значение имеет отношение к ребенку, правильная речь окружающих. Нарушение правил и режима ведет к рецидивам. Такая методика не может быть применена к детям из неблагополучных многодетных семей. Таким образом, известный способ имеет существенные недостатки, присущие и всем другим методикам:длительное непрерывное лечение (около года);
создание специальных условий в процессе лечения (разнообразные материалы, оборудование, особый психологический и речевой климат, речевой режим);
наличие установки на правильную речь;
частое развитие побочных эффектов, в том числе негативизма на занятиях и возникновение страхов при вербальном общении;
необходимость в большинстве случаев групповой работы, требующей специального подбора детей по возрасту, развитию и других индивидуальных особенностей;
частые рецидивы;
присутствие сугестивного воздействия;
ограничение возрастного диапазона. Задачей изобретения является создание высокоэффективного способа лечения детей с нарушениями речи, позволяющего повысить терапевтический эффект, сократить сроки лечения и уменьшить число рецидивов. Сущность изобретения состоит в том, что в способе лечения детей с нарушениями речи, включающем проведение лечебной физкультуры, предварительно проводят общий массаж, выявляют спазмированные и атоничные мышцы, которые дополнительно массируют, затем осуществляют массаж мимических и точечный массаж артикуляционных мышц, проводят массаж стоп ног и кистей рук с акцентом на большой палец, после чего создают правильное физиологическое положение тела и всех частей его в пространстве с помощью лечебного костюма, в котором выполняют комплекс упражнений лечебной физкультуры, направленных на расслабление спазмированных и повышение тонуса атоничных мышц, укрепление мышц плечевого пояса, спины и ног, развитие координации движений, причем после каждого вида упражнений выполняют дыхательные упражнения направленные на релаксацию мышц и восстановление дыхания, а во время выполнения всего комплекса упражнений ребенка побуждают к постоянной разговорной речи, затем лечебный костюм снимают и повторяют весь комплекс упражнений, всего проводят 10-12 сеансов на курс лечения, который повторяют через 2-3 мес. Точечный массаж артикуляционных мышц проводят путем тормозного воздействия одновременно на несколько точек в следующей последовательности: хэ-ляо и ди-цан, ди-цан и цзя-чэ, хэ-ляо и и-фэн, хэ-ляо, ди-цан и чэ-гуань, хэ-ляо, ди-цан и ду-би. Лечебную физкультуру начинают с ходьбы на пятках с высоко поднятыми коленями и на носках, затем переходят на бег, выполняют упражнения у шведской стенки, например, приседания, после чего в положении лежа выполняют упражнения для ног, приподнимая их поочередно и обе одновременно, завершают комплекс упражнений ходьбой, во время которой выполняют руками произвольные и непроизвольные движения. Использование изобретения позволяет получить следующий технический результат. Способ является высокоэффективным, он позволяет получить выраженный терапевтический эффект: 90% детей излечиваются полностью, у 50% детей полностью восстанавливается речь, а заикание возобновляется только в экстремальных ситуациях. Положительный результат удается получить в максимально короткие сроки: у 80% детей наблюдается полное восстановление речи после I-III курсов (один курс 1 мес). Способ не дает побочных эффектов и не создает негативного отношения к занятиям, а наоборот поддерживает интерес к работе в костюмах и положительный эмоциональный фон настроения. Для работы с ребенком специалист не подбирает группу с таким же дефектом, а может заниматься индивидуально. Способ дает возможность работать в разновозрастных группах детей с разным уровнем интеллекта и различной степенью заболевания. Он может быть использован для лечения детей любого возраста. Использование способа не требует создания специальных условий в учреждении и дома, сложного сочетания различного материала, он может быть реализован в условиях поликлиники, детского сада, санатория, дома. Технический результат достигается за счет принципиально нового подхода к восстановлению нарушенных функций мозга, который реализуется путем воздействия на антигравитационную систему с помощью специальных тяг лечебного костюма, направленно коррегируя этим афферентный поток, поступающий от мышц, суставов и связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь. Воздействие на речевые центры достигается за счет оптимизации двигательных функций обратных связей и специального направленного воздействия на группы мышц. Костюм усиливает мышечный корсет и в спокойном состоянии (физиологический покой) обеспечивает отсутствие дополнительной афферентной импульсации. При выполнении двигательных актов, движения искусственно замедляются и облегчается правильное рациональное выполнение всего двигательного цикла. Таким образом восстановление плавной речи происходит на фоне снижения гипертонуса мышц (уменьшения потока патологической импульсации), восстановления (реконструкции) архитектуры свободных двигательных актов. Это обеспечивает иную активность центрального отдела двигательных анализаторов, что позволяет сформировать правильную работу речедвигательных центров. Возможно в этом случае происходит и исчезновение патологических очагов активности мозговых структур. Действие методики распространяется на двигательные возможности туловища, нижних конечностей, артикуляционную мускулатуру. Перестройка патологического двигательного стереотипа крайне сложна, и для ускорения этого процесса необходимо возможно более интенсивное первоначальное расслабление спазмированных мышц и лишь затем применение устройства, влияющего на их деятельность. В свою очередь гипотонические мышцы должны быть стимулированы с помощью массажа. Способ осуществляется следующим образом. Ребенку с нарушением речи, например, с логоневрозом, заиканием, запинками речи, назначают курс лечебных процедур, включающий массаж, выполнение упражнений лечебной физкультуры в лечебном костюме и выполнение упражнений лечебной физкультуры без лечебного костюма. Массаж проводят в положении лежа ребенка на кушетке. При этом массажист ставит перед собой две задачи: снять, по возможности, спастику напряженных мышц, повысить тонус атоничных, а также активизировать речевые зоны и подготовить ребенка к работе в лечебном костюме. Сначала проводят общий массаж по классическому европейскому типу для разогрева тела ребенка, улучшения кровотока и лимфотока, в процессе которого выявляют спазмированные и атоничные мышцы, которые дополнительно массируют (Васичкин Б.И. Справочник по массажу. Л. Медицина, 1991, с. 43, 48). Общий массаж проводят 15 мин, ребенок лежит пассивно на столе. Затем проводят массаж мимических мышц лица в течение 3-5 мин (Штеренгери А. Е. Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. Киев, Здоровье, 1994, с. 91) и точечный массаж артикуляционных мышц путем одновременного раздражения нескольких биологически активных точек в течение 30-90 сек в следующей последовательности: хэ-ляо и ди-цан, ди-цан и цзя-чэ, хэ-ляо и и-фэн, хэ-ляо, ди-цан и гэ-гуань, хэ-ляо, ди-цан и ду-би. Общее время точечного массаж 5-7 мин. Затем проводят массаж кистей рук и стоп ног (Белая Н.А. Петров И.Б. Лечебный оздоровительный массаж. М. Т-Око, 1994, с. 67, 81). Массаж кистей рук проводят путем поглаживания и растирания сначала тыльной, а затем ладанной поверхности. При массаже пальцев движение ведут от кончиков пальцев. После общего поглаживания и растирания специально воздействуют на мышцы 1 пальца путем поглаживания, растирания, разминания с оттягиванием. Время массажа кистей рук составляет 5-7 мин. Массаж стоп ног начинают с кончиков пальцев путем поглаживания и растирания сначала тыльной, а затем подошвенной поверхности. Массаж кистей рук и стоп ног проводят в течение 10-15 мин. После этого на ребенка одевают лечебный костюм для создания физиологически правильного положения тела и всех его частей в пространстве (Восстановительное лечение больных с ризидуальной стадией ДЦП. Методические рекомендации N 95/103, М. 1995). Лечебные костюмы одевают на х/б костюм и подгоняют на каждого ребенка с помощью инструктора. Выбор лечебного костюма осуществляется в соответствии с ростом и комплекцией ребенка, для чего существует маркировка на левом надплечнике костюма с указанием роста и размера. Перед одеванием костюма необходимо ослабить максимально все возможные тяги, а именно: передне-задние спинно-грудные по 4 штуки NN 2,3; передние лямки, проходящие по передней поверхности бедра по 1 шт. N 5; лямки, проходящие по задней поверхности бедра, по 3 шт. NN 6,7,9; лямки, фиксирующие наколенник, по 1 шт. лямки, фиксирующие низ наколенника, по 1 шт. Затем одевают костюм на ребенка и закрепляют его следующим образом. Фиксируют пояс на талии ребенка, который должен плотно ее охватить. Закрепляют обе ступни ребенка, Фиксируют наколенник, таким образом, чтобы он совпадал с надколенником, для этого затягивают лямку, обхватывающую колено и икроножную мышцу. Подтягивают лямку N 5, идущую по передней поверхности бедер. Закрепляют лямки 6,7,9, идущие по боковой и задней поверхности бедер. Стягивают заднюю поперечно-спинную лямку. Натягивают передне-грудные лямки N 24 штуки. Сила натяжения всех лямок лечебного костюма должна способствовать созданию у ребенка правильной осанки. Когда костюм одет на ребенка, он должен чувствовать тяжесть в области плечевого и тазобедренного поясов. Расстояние между двумя белыми поперечными лентами на наплечниках должно строго находиться посередине плеч, вшитый наколенник должен находиться строго на надколенником. После того, как лечебный костюм одет на ребенка, он под наблюдением и руководством инструктора выполняет комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц плечевого пояса, спины и ног, развитие координации движений (Справочник лечебной физической культуры. /Под. ред. В.А. Епифанова, М. Медицина, 1987). Комплекс упражнений начинают с ходьбы, направленной на адаптацию к костюму, в течение 3-5 мин, которая осуществляется на пятках, затем с высоко поднятыми коленями, затем на носках. После этого осуществляют бег в течение от 2-3 до 5-7 мин в зависимости от физической подготовки ребенка. Затем выполняют упражнения у шведской стенки, например, приседания 7-10 раз с контролем ЧСС и дыхания. Следующее упражнение выполняют лежа на спине, путем поднимания поочередно правой и левой ног и одновременно, по 5-10 раз. Причем, после каждого вида упражнений проводят дыхательные упражнения с учетом заболевания. Особое внимание уделяют выдоху, который должен быть плавным и длительным (Рамачарока. Наука о дыхании. Санкт-Петербург, 1916). Дыхательные упражнения направлены на релаксацию мышц и восстановление дыхания. Завершают комплекс упражнений ходьбой в течение 2-3 мин в умеренном темпе, во время которой руками совершают различные движения. При выполнении упражнений большое внимание уделяют темпу, ритму ходьбы, а также согласованности движений рук и ног. Так влияние лечебного костюма на организм ребенка происходит только в момент движения, в нем необходимо постоянно двигаться, не забывая о физическом состоянии ребенка. Во время проведения всего комплекса инструктор разговаривает с ребенком, побуждая его постоянно говорить. Причем речь может быть подготовленной (стихи, пересказ, рассказ об увиденном фильме и т.п.) и неподготовленной (ответы на вопросы, просьбы, рассказ на заданную тему). Ребенок также может заканчивать начатую инструктором фразу, задавать вопрос и т.д. После проведения комплекса упражнений лечебный костюм снимают и ребенок выполняет тот же комплекс упражнений лечебной физкультуры, но уже без него. Упражнения направлены на закрепление полученных результатов. Интенсивность их проведения может быть увеличена в зависимости от физического состояния и подготовленности ребенка. В результате проведенных упражнений у ребенка улучшается ритм, темп ходьбы, появляется плавность в движении, исчезают лишние хаотические, неуправляемые движения, происходит коррекция положения ребенка в пространстве. Всего за курс лечения проводят 10-12 сеансов. Курсы повторяют через 2-3 мес. Клинические испытания проводились в Центре социальной адаптации и реабилитации детей с недостатками психического развития и на кафедре физиологии развития и нетрадиционных методов оздоровления детей Российской медицинской академии последипломного образования. Предлагаемый способ использован для лечения детей в возрасте от 5 до 14 лет в количестве 30 человек (18 мальчиков, 12 девочек) с диагнозом: логоневроз 17 детей, запинки 6 детей, заикание 7 детей. Использование метода позволило получить следующий результат:
уменьшить рецидивы на 1,5%
увеличить количество детей, охваченных процессом лечения;
получить выраженный клинический эффект: у 90% детей заболевание прошло вообще, у 50% речь полностью восстановилась и возобновляются нарушения только в экстренных ситуациях, у 80% детей наблюдалось полное восстановление после I-III курсов (I курс 1 мес ежедневных систематических занятий);
изменение клинической картины произошло в большей или меньшей степени параллельно с положительными сдвигами в ЭЭГ. Пример 1. Больной А. 16 лет. Диагноз: заикание, тоноклоническая форма, нарушение осанки по кифо-сколиотическому типу, невроз навязчивых движений. Назначено лечение по предлагаемому способу. Предварительно пациенту в положении лежа провели общий массаж в течение 15 мин по классическому европейскому типу, в процессе которого выявлены: повышенная спастика большой грудной мышцы, среднего и переднего пучка дельтовидной мышцы, мышцы, поднимающей лопатку, мышцы, приводящей и поднимающей плечо, мышц шеи. Ослаблены мышцы свода стопы. Повышена спастика мимических мышц. После расслабления спазмированных мышц в течение 5 мин проведен массаж мимических мышц лица, с акцентом на точки выхода тройничного нерва и мышц шеи. Общее время массажа мимических мышц и шеи составило 10 мин. Затем проведен точечный массаж артикуляционных мышц путем одновременного раздражения нескольких биологически активных точек в течение 30-90 сек в следующей последовательности: хэ-ляо и ди-цан, ди-цан и цзя-чэ, хэ-ляо и и-фэн, хэ-ляо, ди-цан и гэ-гуань, хэ-ляо, ди-цан и ду-би. Общее время точечного массажа составила 5-7 мин. Затем провели массаж кистей рук и стоп ног. Массаж кистей рук проводили путем поглаживания и растирания сначала тыльной, а затем ладонной поверхности. При массаже пальцев движение ведут от кончиков пальцев. После общего поглаживания и растирания специально воздействуют на мышцы 1 пальца путем поглаживания, растирания, разминания с оттягиванием. Время массажа кистей рук составило 7 мин. Массаж стоп ног начинали с кончиков пальцев путем поглаживания и растираний сначала тыльной, а затем подошвенной поверхности. Массаж кистей рук и стоп ног провели в течение 15 мин. После этого на пациента одели лечебный костюм для создания правильного физиологического положения тела и всех его частей в пространстве. Костюм был одет следующим образом. Фиксируют пояс на голени пациента, пояс должен плотно ее охватывать. Закрепляют обе ступни ребенка. Фиксируют наколенник, таким образом, чтобы он совпадал с наколенником, для этого затягивают лямку, обхватывающую колено и икроножную мышцу. Подтягивают лямку N 5, идущую по передней поверхности бедер. Закрепляют лямки NN 6, 7, 9, идущие по боковой и задней поверхности бедер. Стягивают заднюю поперечно-спинную лямку достаточно сильно. Натягивают передне-грудные лямки N 2, справа более слабо, слева более сильно, т.к. у ребенка левосторонний сколиоз. Так же натягиваются задне-спинные лямки N 3. Такое натяжение лямок ЛК способствует сохранению у ребенка правильного физиологического положения тела в пространстве. Комплекс упражнений начинают с ходьбы, направленной на адаптацию к костюму, в течение 5 мин, которую пациент осуществлял на пятках, затем с высоко поднятыми коленями, затем на носках. После этого осуществлял бег в течение 7 мин. Затем выполнял приседания и сгибание рук у шведской стенки по 10 раз. Проводился контроль ЧСС и дыхания. ЧСС составила: до начала выполнения всего комплекса упражнений 100, во время его выполнения 150-170, после окончания 130. После каждого вида упражнений проводили дыхательные упражнения с учетом заболевания. Особое внимание уделялось выдоху, который должен быть плавным и длительным. Завершен комплекс упражнений ходьбой в течение 5 мин, во время которой пациент выполнял руками произвольные и непроизвольные движения. Во время проведения всего комплекса упражнений инструктор побуждал пациента к постоянной разговорной речи, ответам на различные вопросы. После снятия лечебного костюма весь комплекс упражнений был проведен вновь для закрепления результатов. Всего было проведено 12 сеансов 3 раза в неделю в течение 1 мес. После 3-го сеанса у больного уменьшилось напряжение мышц, повысилась работоспособность. После 7 сеансов увеличилась сила мышц свода стопы, речь стала более плавной. После 12 сеансов плавность речи значительно улучшилась, во всех речевых конструкцих фраза была без запинок, читает и отвечает на вопросы быстро. Через 2 месяца проведен повторный курс 10 сеансов. Наблюдается 12 месяцев, рецидивов заболевания не возникло. Пример 2. Больной А. 8 лет. Диагноз: синдром гипервозбудимости, левосторонний гемопарез, логоневроз с 2,5 лет, нарушение осанки, S-образной сколиоз. Проведено лечение по предлагаемому способу. Предварительно проведен общий массаж, в процессе которого выявлены патологические измененные мышцы: спастика мышц верхней правой половины спины, мышц шеи, ослабленные мышцы верхней левой конечности, левой половины спины. Дополнительный массаж был направлен на расслабление спазмированных мышц справа и укрепление, повышение работоспособности мышц слева. Время проведение общего массажа составило 10 мин. Затем провели массаж мимических мышц лица в течение 3 мин и точечный массаж артикуляционных мышц в течение 5 мин. Затем провели массаж кистей рук с акцентом на большой палец и стоп ног в течение 10 мин. После этого на ребенка был одет лечебный костюм для создания правильного физиологического положения тела и всех его частей в пространстве. В лечебном костюме ребенок выполнил комплекс упражнений лечебной физкультуры, которую он начал с ходьбы на пятках, с высоко поднятыми коленями и на носках, затем перешел на бег, выполнил приседания у шведской стенки, после чего в положении лежа выполнил упражнения для ног, приподнимая поочередно ноги и обе одновременно, завершил комплекс упражнений ходьбой, во время которой выполнял руками произвольные и непроизвольные движения. После каждого вида упражнений ребенок выполнял дыхательные упражнения. Во время проведения всего комплекса упражнений инструктор побуждал ребенка к постоянной разговорной речи. После снятия костюма весь комплекс упражнений проведен вновь для закрепления полученных результатов. Проведен 1 курс 10 сеансов. К концу курса у ребенка возросла мышечная сила левой руки. Речь стала легкой, плавной, без запинок даже в стрессовых ситуациях. Срок наблюдения 12 месяцев. Рецидивов заболевания не возникло.
Класс A61H1/00 Устройства для пассивной лечебной гимнастики; виброаппараты; устройства для мануальной терапии, например ударные или сжимающие устройства, внешние устройства для вытяжения или выравнивания несломанных костей