устройство для затяжки пакета деталей силовой гайкой
Классы МПК: | B25B13/48 специального назначения |
Автор(ы): | Якунин А.Д. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Авиадвигатель" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-04-23 публикация патента:
27.12.1997 |
Изобретение относится к сборочному инструменту. Цель изобретения - повышение производительности устройства, обеспечивается за счет контроля взаимного положения силовой гайки 22 и пакета деталей 20, 25 - 28 в процессе затяжки. Это обеспечивается тем, что стержень 5 имеет кольцевую канавку 11, закрепляющую рукоятку 8 в осевом направлении относительно стержня 5, выполняющего роль калибра, причем рукоятка 8 выполнена с возможностью перемещения в осевом направлении относительно корпуса 1, а стержень-калибр 5 - с возможностью вращения относительно рукоятки 8. Кроме того, на шлицах 6 стержня-калибра 5 имеются заходные фаски, на корпусе 1 имеется окно 13 с нониусными рисками 14, а на поверхности стержня-калибра 5 нанесена контрольная риска 15. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Устройство для затяжки пакета деталей силовой гайкой, содержащее полый корпус, установленный в нем с возможностью вращения стержень со шлицами со стороны силовой гайки и рукоятку, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности за счет контроля взаимного положения гайки и пакета деталей в процессе затяжки, на стержне выполнена кольцевая канавка для размещения рукоятки, установленной с возможностью перемещения в осевом направлении относительно корпуса и вращения относительно стержня. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на шлицах стержня выполнены заходные фаски, в корпусе окно с нониусными рисками, а на поверхности стержня нанесена контрольная риска.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к сборочному инструменту для затяжки резьбовых соединений и может быть использовано в различных отраслях промышленности для стягивания пакета деталей силовой гайкой на момент. Известен торцовый ключ для регулирования винтов, содержащий полый корпус с головкой под ключ на одном конце и рукоятку на другом, размещенный в корпусе с возможностью вращения и подпружиненный в сторону головки стержень с профильным гнездом на одном конце и рукояткой на другом [1]Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для затяжки пакета деталей силовой гайкой, содержащее полый корпус, установленный в нем с возможностью вращения стержень со шлицами со стороны силовой гайки и рукоятку [2]
Недостатком данного устройства является то, что взаимное угловое расположение гайки и затягивающих деталей невозможно контролировать непосредственно в процессе затяжки силовой гайки, а лишь визуально после снятия с гайки корпуса с головкой под ключ и редуктором и повторный его постановкой и дозатяжкой гайки до требуемого углового положения. Это является причиной низкой производительности данного устройства. Целью изобретения является повышение производительности за счет контроля взаимного положения гайки и пакета деталей в процессе затяжки. Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для затяжки пакета деталей силовой гайкой, содержащем полый корпус, установленный в нем с возможностью вращения стержень со шлицами со стороны силовой гайки и рукоятку, на стержне выполнена кольцевая канавка для размещения рукоятки, установленной с возможностью перемещения в осевом направлении относительно корпуса и вращения относительно стержня. Кроме того, на шлицах стержня выполнены заходные фаски, в корпусе окно с нониусными рисками, а на поверхности стержня нанесена контрольная риска. На фиг. 1 изображен продольный разрез устройства после затяжки пакета деталей силовой гайкой; на фиг. 2 4 схематично показан поэтапный заход шлиц стержня в ответные контрольные пазы силовой гайки. Устройство для затяжки содержит полый корпус 1 с шипами 2 и фланцем 3 для крепления редуктора 4, стержень-калибр 5 со шлицами 6 для стопорения относительно стягиваемого пакета деталей хвостовика 7 редуктора. Рукоятка 8 закреплена через резьбу 9 в кольце 10, имеющем свободу перемещения вдоль полого корпуса 1. Под рукоятку 8 в стержне-калибре 5 выполнена кольцевая канавка 11. Через продольное отверстие 12 в корпусе 1 рукоятка 8 выходит наружу и имеет возможность осевого перемещения относительно корпуса 1. В корпусе 1 выполнено окно 13, имеющее равномерно нанесенные нониусные риски 14. На поверхности стержня-калибра 5 нанесена контрольная риска 15. Редуктор 4 имеет фланец 16 для крепления к фланцу 3 полого корпуса 1 и шлицы 17 для зацепления со шлицами 18 стержня-калибра 5. Устройство работает следующим образом. Устройство устанавливают таким образом, чтобы шлицы 6 стержня-калибра 5 вошли в шлицы 19 шлицевой втулки 20 из числа стягиваемых деталей, а шипы 2 корпуса 1 между ответными шипами 21 силовой гайки 22. Для этого шлицы 23 гайки 22 и шлицы 19 шлицевой втулки 20 совмещают в окружном направлении путем предварительной затяжки силовой гайки 22. Стержень-калибр 5 с помощью рукоятки 8 устанавливают влево до упора, при этом шлицы 23 гайки 22 находятся в зацеплении со шлицами 19 втулки 20. Затем производят затяжку гайки 22 с помощью редуктора 4, который через шлицы 17 хвостовика 7 и шлицы 6 и 19 стержня-калибра 5 вращает ротор 24 с установленными на нем деталями 20, 25 - 28. При этом гайка 22 остается неподвижной, т.к. стопорится на корпус изделия 29 через корпус 1, фланец корпуса редуктора 16 и плиту 30. Таким образом, происходит затяжка силовой гайки 22 по резьбе 28 на минимально допустимое усилие. После этого проверяют взаимное угловое положение шлиц 23 силовой гайки 22 и шлиц 19 шлицевой втулки 20. Это взаимное положение должно быть таким, чтобы шлицы этих деталей 23 и 19 совпадали, т.к. лишь при этом возможна установка в них шлицевой контровки гайки 22. Шлицы 6 стержня-калибра 5 имеют заходные фаски 31 (фиг. 2). В случае несовпадения угловых положений шлиц 19 и 23 их торцы устанавливают на определенный осевой размер А. Различные взаимные положения шлиц 19 и 23, характеризуемые размером А (A1, A2, A3), представлены на фиг. 2 4. Размер А косвенным образом контролируется по взаимному положению рисок 14 и 15. Размер А будет уменьшаться в том случае, когда взаимное положение шлиц приближается к заданному и наоборот. Затяжку гайки 21 осуществляют до минимально заданного момента затяжки, после чего проверяют совпадение шлиц 19 и 23 путем осевого перемещения стержня-калибра 5 за рукоятку 8. Заходные фаски 31 обеспечивают контроль взаимного углового положения шлиц 6 стержня-калибра 5 и шлиц силовой гайки 22 по изменению взаимного осевого расположения рисок 14 и 15, характеризующего размер А. Эти операции необходимо производить до тех пор, пока взаимное положение шлиц 19 и 23 не совпадет, что подтверждает смещение стержня-калибра 5 назад до упора рукоятки 8 в стенку окна 13.
Класс B25B13/48 специального назначения